«Одержимый Джим» или с пакрафтом вдаль… Индигирка (Усть-Нера) - хребет Черского – Яна (Батагай) Часть 9. Река Туостах (Туостаах) 2020 год

«Одержимый Джим»

или

с пакрафтом вдаль…

Индигирка (Усть-Нера) - хребет Черского – Яна (Батагай)

Часть 9.

Река Туостах (Туостаах)

2020 год

Но опять не понять: почему же когда

Холодеет душа - мы спешим в холода?

И, от вьюг потеплев, вновь встаем на крыло –

Улетаем в тепло. Улетаем в тепло…

«Хадата»

 

Река Туостах, по Государственному водному реестру – Туостаах. 3 кс.

Образуется слиянием рек Хара-Сала и Болдымба, из чего естественным образом следует, что пройдена в маршруте практически полностью (по счастливому стечению обстоятельств за пару км до устья нас с пакрафтом подхватила моторка).

Официальная длина 271 км, пройдено по треку – 290.

Туостах можно разделить на две части: верхняя, пригорная, с порогами и шиверами, иногда частыми, иногда не очень, заканчивается примерно в районе небольшого правого притока Быстыбыт. Ниже горы отходят все дальше к горизонту, река распадается на разбои и становится достаточно спокойной. На картах Генштаба здесь иногда по берегам отмечены избы и летники. Есть ли что-то на их месте трудно сказать – практика показывает, что такие объекты редко сохраняются, русло с тех пор значительно изменилось, с воды их не видно. Однако следы спорадического появления людей начинают встречаться.

Что касается верхней части, то она мало отличается от предшествующей Хара-Салы, только русло стало шире, полноводнее, поэтому появилось больше возможностей пройти препятствия по краю. Однако, всегда найдется несколько сливов, которые щедро зальют в пакрафт ведро-другое воды, холод продолжал накатывать, замораживая к утру чай в котелке, выбеливая тент палатки и дно перевернутого друга, молния хреновенького дареного спальника сломалась окончательно, превратив узкую конструкцию в мешочек для ног с кусочком подстилки, а недостаток нижней половины одежды крепчал.

В первом же лагере, при «томлении» тушки у костра, искра попала на многострадальную паховую область. Я сразу не заметил…

 Все бы ничего – прожегся бы малость брезент и ладно, но начал плавиться толстый флис под ним! Так они друг друга и подогревали – флис брезент, а брезент флис – пока я наконец не очухался…

Штанцы от «горки» смотрелись совсем плачевно, утепление выглядело ненамного лучше – нормального «низа» у меня не осталось, если не считать «каякерских» брюк от Сплава. Во флисовом костюме я, вообще-то, собирался возвращаться в цивилизацию…

19 августа я завершил категорийную часть реки и откровенно начал «гнать».

Основные трудности пройдены, осталась «рутинная» докатка.

Были красивые места, была рыбная река, на которую приезжают за «трофейной» рыбой… Если ехать просто «сюда» - то можно стоять лагерем или потихоньку сплавляться, получая огромное удовольствие, делая при желании радиалки к соседним «киселяхам».

Но задача моего маршрута была почти выполнена – оставалось только грести, грести, грести.

Да и не это главное…

Последняя связь была 23-го июля еще с предпорожной Индигирки!

У меня месяц не было сведений о родных, они месяц не имели вестей от меня…

Когда родителям 90, месяц – это много неизвестного для всех…

Мама моя старенькая

Папа старичок

Рядом еще маленький я

Как бы ни при чем

Если в темных спаленках

Прекратятся дни

Сразу стану стареньким

Так же как они

Папенька да маменька

Мягкая кровать

Пусть я буду маленький

С вами доживать

Так что я гнал и гнал, замыкая уже по сути завершенный маршрут, «забыв» про рыбалку, про отдых, про отсутствие еды – до связи, к связи…

Мне, в общем-то, нужно услышать, что все живы-здоровы – остальное перетерпим. Им обычно хочется большего – они почему-то уверены, что я езжу отдыхать и обижаются на немногословность, на то, что не приезжаю сразу по возвращению, бурчу что-то устало…

Кто знает, какой я буду в 90, если вдруг доживу…

Отступление

…Отец тяжело вздохнет в телефон и так же тяжело скажет: «Ну, у нас по-разному…». И попытается объяснить, что мать болеет, что ему плохо, что у них возраст, а я уехал… И он, конечно, будет прав… А я нет…

Потом он вспомнит, что за звонок идут деньги и понесет телефон матери – порадовать: сын звонит…

… Мать скажет: «Вот как ты вовремя позвонил – я только что о тебе думала! У нас все хорошо, я бы сказала -  по-возрасту… Не волнуйся, отдыхай там! Я молюсь за тебя. Целую… Пока!» И, конечно, будет права. А я виноват и не прав…

… Женщина скажет: «Ты же сам это выбрал…» И тоже будет права… А я, как всегда, нет…

… А сын однажды, неожиданно: «Ты береги там себя. Мы тебя очень любим и ждем…» И не поймет, почему я храню в телефоне эту смс-ку. Или она меня хранит?..

Пока могу и пока есть кому, скажу: «Берегите себя! Я люблю вас, милые!»

20-го августа исполнился месяц, как я отчалил в Усть-Нере, а 22-го...

По Чибагалаху от Индигирки я отправился 25-го июля.

Это вот если бы февраль был бы – круглый месяц вышел…

Вышел месяц из тумана,

Вынул уши из банана…

… а так получилось просто 28 дней… 22-го августа, через 28-й дней одиночества я встретил людей…

«Нам еще долго не видеть людей,

Значит, есть время подумать о них.

Тундра нас заперла в тундре одних,

Это на несколько долгих недель.» (с)

 

Людей звали Андрей и Алексей – отлично упакованные всем рыбаки, хлестающие воду здоровенными воблерами в надежде на крупный трофей.

Оба они были из Батагая, вместе учились, славянской внешности Андрей там и остался, а якутского вида Алексей перебрался в Москву. Сейчас они вместе отдыхали, поставив юрту («Там» - махнул в сторону и выше по течению Андрей), в Бетенкёсе их ждала машина.

Подивились на меня, на то, что выше никого нет, на то, что планирую идти вверх по Яне до Батагая, а не по Адыче до Бетенкёса, пожаловались на высокую воду и слабый клев. Ну и накормили, отдав напоследок все, что было в тормозке – богатство…

- «У нас в юрте полно всего…»

От любой еды испытываешь немножко счастья. Берешь невзрачную корочку, кладешь в рот и – даже жевать не надо. Просто хранишь под нёбом неизмеримо долгое неприкасаемое блаженство!.. Какие-то извращенцы напридумывали зачем-то кучу кулинарных рецептов…

- «Ниже будет много людей»… Пытаюсь уточнить, но, названные с генштабовской карты топонимы им ни о чем не говорят – на все свои имена. К счастью, у Алексея в телефоне забиты и точки, и космоснимки, и карты Генштаба – переношу турбазу «Туостах» и ближайшую избушку с предполагаемыми людьми.

Благодарю, прощаюсь, иду дальше.

Уже в сумерках, в склоняющемся за горы правого берега Туостаха солнце, замечаю две лодки на левом берегу. Они меня увидеть не успели и ушли вниз.

В полутьме причаливаю к стоящей лодке и двум людям возле нее – место обозначенной избушки. Сама она не видна – только тропка в лес уходит.

Люди – Афанасий и его молодой напарник из Бетенкёса.

Афанасию не очень понятно – кто я: то ли буржуйский турист, то ли эколог-журналист. Он чурается и съемки, и записей – мало ли что… Но в дом приглашает. Добротная изба оказывается не его – коневодов.

Пьем чай…

Хозяин осторожно, с лежащей сверху хитрецой, пытается понять мои финансовые возможности.

- «Вы когда в поселок?» - спрашиваю.

- «Завтра».

- «Может меня захватите?»

- «Может… А вы потом в Батагай? Можно подвезти. 5 тысяч стоит…»

Поняв, что цена меня не заинтересовала, под мое молчание цифра снизилась до 3 тысяч (стоимость такси от Бетенкёса оказалась 500 рублей).

Укладываемся. В избе спать – роскошь…

Встаю рано.

Утром подходит напарник Афанасия и, чуть виновато:

- «Мы сегодня не пойдем… Завтра пойдем… Мотор слабый…»

Ну и ладно – за приют – спасибо огромное…

- «Пойдем… Вот здесь сфотографируй меня» - это уже Афанасий, не опасаясь…

Ранний выход.

По совету того же Афанасия какими-то кругалями и обходными протоками долго выбираюсь к турбазе, не увидя, пройдя стороной лагерь «Ньургуна и его команды» - замечательных, открытых людей, позже легко согласившихся «прихватить» меня до Бетенкёса.

Все к лучшему – не увидел бы я тогда турбазу, не познакомился с людьми – проскочил бы «с ветерком»…

Турбаза «Туостах».

Долго идя по ненаселенке я, в общем-то, не ожидал здесь такого встретить: 2 отличных и ухоженных жилых блока, столовая с кухней, туалет – без водопровода, конечно, но с унитазами - не «скворечники» какие-нибудь, дополнительные домики и постройки… Очень красивое место, рыбалка, горы с киселяхами, разные туры и прочие «33 удовольствия». И все… пустое…

Были выходные, воскресный день.  Именно поэтому я застал здесь людей из Бетенкёса: 2-х мужчин – Геннадия и Ахмета, и нескольких женщин, включая повариху. Помимо отдыха они суетились по хозяйству: прибирались, перетаскивали туда-сюда какие-то вещи – «домашние» хлопоты.

Из разговоров выяснилось, что вначале дела на турбазе пошли хорошо, приезжало довольно много иностранцев за экзотикой, но уже несколько лет она практически пустует. А тут еще эта пандемия…

Отступление.

Я не понимаю и уже никогда не пойму, почему раньше, во времена пихаемого нынче всеми, кому не лень, Советского Союза, были рентабельны не только заброшенные ныне поля и скотофермы центральных областей России, но и коне-оленеводство Севера, пахотные угодья в районе Воркуты, многочисленные густонаселенные пункты в труднодоступных местах, с развитой инфраструктурой, заброшенными-заросшими нынче аэродромами с которых летала недорогая авиация в пустые сейчас поселки…

И работы хватало на всех и везде, и зарплата не задерживалась, и жилье давали всем, хотя бы общагу, и медпомощь ты получал сразу, пусть и отсидев в очереди, а не через месяц по электронной записи у специалиста и то, если ты в центре живешь, и образование было действительно бесплатным и одним из лучших в мире, которое развалили почему-то те же, кто учился безо всяких ЕГЭ… Наверное плохо учились…

И лучшими были не только балет, но и геология, и космонавтика, и… Много что было лучшим, бесплатным, искренним…

Куда все девалось?..

Нынче, куда на заберешься – разруха и упование на…туризм! И по зомбоящику то же самое!

Искренность, доброжелательность и взаимопомощь часто сменяется щелканьем таксометра в глазах и душах – сходимость геометрически увеличивается от глубинки к центру…

«Вот свалятся в эти благословенные места невесть откуда взявшиеся толстосумы, жаждущие наших красот и совсем не навязчивых услуг, и будем мы все в полном шоколаде…» Примерно такие мысли. Некоторые даже деньги вкладывают, и, бывает, немалые.

Только где ж их, толстосумов, на каждого набрать?

Отступление в отступлении

 

«- Ты как Толстой, - сказал Васька. – Толстой считал, что человеку нужно всего полтора метра земли… Но Чехов на это ответил: полтора метра нужны не человеку, а трупу. Человеку нужен весь мир.

- Толстой не о том говорил. Полтора метра земли в собственность действительно нужны трупу. А человеку земля в собственность вовсе не нужна. Если Чехова тоже буквально понять, как он понял Толстого. Если человеку нужен в собственность весь мир, то где набрать этих миров, чтобы по штуке на рыло? Меня тошнит.

- Хочешь воды?

- Меня сердцем тошнит, - сказал Сапожников. – Тут так. Либо все классики врали, когда писали о России, либо любой искусственный динамизм – это не Россия.

- Россия тоже уже другая, - сказал Васька. – Россия – европейское государство.

- Что значит – европейское? Головастики, что ли, главное? В России талант главное. А талант – это дойная корова. Ему нужно, чтобы его доили. Недоеная корова болеет… Я дойная корова! Я болею, когда меня не доят… Корова любит ласку, и музыку, и зеленые поляны. Тогда она перевыполняет план по маслу и простокваше… Корову надо доить, чтобы она не болела… Но ее нельзя заставлять участвовать в скачках!.. Я не хочу быть гоночной коровой!..»

Михаил Анчаров «Самшитовый лес»

Уж извините за долгую цитату…

Михаил Леонидович Анчаров родился в 1923-м, победил фашистов, захватил последнего императора Манчжурии, стал «первым бардом», художником, писателем, сценаристом, в 1979 в «Новом мире» вышел «Самшитовый лес», а в 1990-м, не дожив до полного развала СССР, умер…

А читая кажется, что написал он это вчера, а не умер совсем…

Вернемся к толстосумам…

Конечно, на первых порах они могут возбудиться и обеспечить первый поток, плавно переходящий в постепенно иссякающий ручеек.

Ибо!.. (отличное, все-таки, слово!)

Туризм «для толстосумов» - он, в общем-то малопродуктивен, их не так много, требования их высоки. Им бывает проще просто купить и закрыть благодатную территорию для «чужих», что, например, произошло на Поное.

Мало что-то построить и организовать, и даже мало научиться при этом улыбаться и обслуживать на высоком уровне, а не смотреть на посетителей как на «дойно-гоночных коров». Нужно перестроить логистику всего региона.

Поскольку, пока стоимость внутренних авиарейсов в одну сторону скажем в той же Якутии может исчисляться несколькими пенсиями и выливаться в сумму, за которую можно объехать всю Европу (а за дорогу обратно – прихватить и Индию с Китаем) – никакого массового туризма не будет как бы местное население об этом не мечтало, губернаторы не отчитывались, а базы будут стоять пустыми есть пандемия или ее нет. Хотите туризм – развивайте и дотируйте логистику, как дотирует государство межрегионные рейсы, а не гребите алмазы, золото, бивень и прочее «под себя».

Впрочем, что-то я разошелся – прошу прощения…

Жили Геннадий и Ахмет лошадьми. Табуны паслись, нагуливались, забивались в ноябре – мне все было интересно: давно прошли времена моей работы на них. И потом – одно дело работать, а другое – разводить…

И тут я неожиданно узнал, почему я не смог найти запросами в интернете хвощ чибагу (помните? Название «Чибагалах» от травки пошло – чибаги).

- Там с другой стороны травка такая растет – чЫбага – они там пасутся, - говорит Ахмет.

Вот оно что! Чыбага, или чыбыгы

«Верхоянский улус славится лошадью, выкормленой травой чыбайи (боровая коленчатая трава или хвощ, пушица узколистная, отава). Она растет на влажной местности вдоль берега речки Туостаах…» (с)

Много интересного узнал я от ребят, но мало того – именно они рассказали мне о Ньургуне. И не только рассказали, а отвезли к нему в лагерь, поговорили, договорились… Все стояли, улыбались, хохотали, говорили по-якутски…

И я улыбался… Хорошо!..

Только не понимал ничего, а так на пару часов можно было бы фильм запузырить на якутском языке).

Ньургун собирался заехать по дороге в несколько мест – ягоду посмотреть.

Обговорили, где он меня подхватит и пошли обратно.

Попрощался я с обитателями турбазы, - «Спасибо, люди добрые!» - и погреб дальше, вниз, к кордону «Туостах», к антистапелю…

Я уже заканчивал укладку, когда подъехали две лодки команды Ньургуна. Все, что можно было еще выложить было оставлено здесь. Рюкзак получился небольшой, компактный – куда все девалось? (как выяснилось потом, в аэропорту - ровно 20 рюкзак и 5 кофр – как под заказ).

Голубика здесь уже отошла (вспомнились недавние ее заросли верховий), так что собрались быстро – пошли…

Обратный крюк к кордону «Кётёт» - именно отсюда уходит «официальная» тропа на киселяхи. Перекус: чай, выпечка, разносолы, тушенка на сковородке (вскрывается-пригождается и мой НЗ!). Сборы брусники в округе (мной – «в рот», остальными – в ведра).

Наконец – в путь, к Бетенкёсу.

Дважды еще останавливались размяться и посмотреть бруснику. Дождевые тучи ходили вокруг кругами и до струй, казалось, можно дотянуться… Наконец – пристань. Ждет «буханка». Замечательная компания – все у них происходит быстро, просто, споро, дружно, весело!

Добираемся до дома Ньюргуна, разгружаемся, он, на всякий случай, отводит мне пустой, только что отстроенный домик для ночевки – время уже позднее – а сам обзванивает знакомых таксистов. Неожиданно находится «попутная» машина со свободным местом.

Сидим, пьем чай, ждем, кушаем бесподобные огурцы из теплицы (в крохотной тепличке – и помидоры, и огурцы, и перцы, и цветы, и…арбуз! И все это – на Севере, за Полярным кругом, с привозной водой в бочке!)

Хозяин рассказывает, наглядно демонстрируя:

- Я детям говорю: «Арбуз хотите?»

- «Хотим!»

- «Пошли!»

- садимся, я огурец нарезаю, в сахар макаю – вкус тот же! И они уплетают!

Смеемся…

Как же много на свете чудесных людей!

Приходит машина.

Прощаемся…

Благодарность переполняет, обещаю позвонить, фильм прислать…

Вот выложу – и позвоню. Новый Год близко…

Хотя нет… Сейчас там ночь. Холод… Сияние полярное.

Утром позвоню.

Якутским утром…

Только ватсап не потянет, а интернета нормального там, боюсь, нет.

Как нет его в Моме – не может Артур-Касман посмотреть, только звонит часто: радостный, сумбурный, через два слова на третье понимаемый…

Адрес по моей просьбе прислал - надо послать ему что-нибудь, только не придумал еще – что?

А пока мне дальше – в Батагай…

 

 

Видео к части 9 здесь: https://youtu.be/lxwHCtCIy6Y

 

Комментарии

Популярные сообщения