«Одержимый Джим» или с пакрафтом вдаль… Индигирка (Усть-Нера) - хребет Черского – Яна (Батагай) Часть 6. Перевал (Жалоба акына) 2020 год

 

«Одержимый Джим»

или

с пакрафтом вдаль…

Индигирка (Усть-Нера) - хребет Черского – Яна (Батагай)

Часть 6.

Перевал

(Жалоба акына)

2020 год

 

«Если в этой пустыне нет путника, кроме меня,

То кому передам я все то, что влачу за плечами?»

Г.В.Жуков «Жалоба акына»

 

14 августа, весь следующий день, снег лепил не переставая.

Тучи, зацепившись за окружающие горы, легли на Табанду.

Оголтелые, крутящие в разные стороны ветра не могли их сорвать, а только выдаивали очередные порции снега…

 Я приводил в порядок вещи, сушил их, дозированно, вымерено, по одному подкладывая полешки в печку.  В лесотундре сушняка навалом, но это – дневная ходка туда-сюда с лошадьми. Где они, те лошади? Я и следов-то толком этого года не видел.

Приводил в порядок и себя: осмотрел, подлатал, подмазал… Бочина от плеча до филейной части сияла разводами фиолета с черным и желтым – валуны были поклонниками Кандинского …

Как мог загородил, зашторил, заделал сараюшку: вещами, пенками, накидкой… Спасодеяло распустил повдоль – до этого оно так сложенным и использовалось подстилкой под/в палатку – мерзлоту отпугивать. А тут и щели закрыло, и экраном поработало.

У оленеводов к быту чуть наплевательское отношение: вроде и полиэтилен армированный лежит, клеенок куски какие-то – можно было бы неплохо заделать, но – «лучшее – враг хорошего» - и так сойдет…

Открытая рация прямо у порванного окна грустит под горкой снега, весь инструмент уходит в сугробы – выковырял, что мог, занес к печурке.

Сбоку сооружено что-то вроде бассейна – назначение мне не понятно, сзади навес для вяления рыбы и мяса – висят хачирки хариуса и сетка с вяленым мясом оленя или барана – не знаю. Не выдержал, попробовал чуть и то, и другое – невозможно смотреть и ходить мимо, о чем честно с благодарностью отписал хозяевам в прощальной записке. Удивительно, почему чайки и 3-4 караулящие меня пары воронов, не растаскивают рыбу и мясо из-под открытого навеса? Мишки, видимо, сюда не поднимаются…

Попробовал побросать в пурге спиннинг – заранее бесполезная затея: на самом озере – ветер не дает, а на выходе очень мелко, блесну по струе не спустить, да и по такой погоде там ловить нечего.

На берегу озера – перевернутая казанка – как ее сюда доставили – непонятно, скорее всего каким-нибудь попутным вертолетом. В сараюшке – мотор, сетки.

Так за мелкой возней прошла дневка 14 августа. Вещи подготовил, что мог – собрал и лег спать в ожидании «окна» - невелик «рывок» в бассейн Яны, но пурги я уже наелся – надо ждать.

15 августа.

С утра было понятно – окно будет.

Позавтракал, упаковался, записку написал, початый баллончик с газом оставил, попрощался, на другую сторону истока перебрался – пошли!

 

«Буц-буц, чвак-чвак, хрум-хрум…»

Отступление.

Гена возник неожиданно.

Напрашивалось что-то сурово-бравурное, вроде «Не спеши трубить отбой» Ланцберга или «Поднимемся наверх…» Васина. Но лёг Жуков. Может из-за очередной годовщины ухода, может просто с выдохом совпал…

«Караван… Это наши дела, Дионис…»

Строчки пришли в «Караване» - раздрай 1992 года внезапно выплеснулся в вольный крымский разгуляй, спонсируемый Симферопольским винодельческим предприятием «Дионис» - проект «Дионис. Катарсис. Крым.», лошади-телеги, театрализованная вольница свободного творчества в которую я окунулся на 3 месяца прихватив с собой дочку.

Писалось много, тексты сходились к Гене, как к главному идеологу и застрельщику.

В одной из мистерий – «Икарий» - вздохнулось:

 

Что сказано – все сказано до нас.

Нам остается только пересказ,

Переложенье на язык столетья…

 

Жуков прочитал, подумал, кивнул…

Две тысячи какой-то год. Дача Саши Чижа (Фриденберга). Посиделки, возлияния, воспоминания… И Гена, постаревший, уставший, вдруг:

 

Что сказано – все сказано до нас.

Нам остается только пересказ…

 

И кивнул…

Я стараюсь не ходить на похороны. Боюсь – заплачу…

Лучше потом, один…

Днем, да после дневки, отдыха – хорошо шагается, пусть снега много – сапоги забились, воды-ручьев-болот под снегом много, курумник никуда не делся, но шагать – не в пример…

 

«Буц-буц, чвак-чвак, хрум-хрум…»

 

К истоку Ине (Инер), к бассейну Яны, к лесу, к Батагаю, к чернеющему грозной снего-дождевой тучей ущелью ведущему вниз – дальше, дальше, дальше…

Поплывем…

 

«Все суета сует, и всяческая суета… Ом?

Ты – юность, глупая сестра,

Опора славы старика…

Я триста три сточил пера,

Пока меня несла река.

И я прошел через порог,

И вот я стар и одинок,

И не поможешь горю.

Я создал сотни тысяч строк

Пока меня влачил поток.

А нужен стал один лишь слог,

Когда я вышел к морю.

Ом?»

Г.В.Жуков «Автобиография»

 

 

Видео к части 6 здесь: https://youtu.be/jM2NbG7hq5k

Комментарии

Популярные сообщения