Пакрафт «Иволга». Три года синергии.

Пакрафт «Иволга».

Три года синергии.

 

Здравствуйте, читатель и зритель!

 

Следует сразу оговориться: написанное и сказанное относится к пакрафту, увидевшему свет без малого 4 года назад.

Увлеченная и пытливая команда разработчиков без устали усовершенствует свои изделия!

А посему!

То, что выходит из-под их рук нынче может отличаться от описанного.

Естественно – в лучшую сторону.

 

За 3 сезона дружбы преодолели мы с пакрафтом под 8 тысяч километров разных дорог и, хотелось мне, чтобы сей факт вылился в нечто фундаментальное.

Собрался я с силами и сел писАть!

Писал, писал, писал, писал…

Писал, писал, писал, писал…

Писал, писал, писал, писал…

Страниц 20 исписал…

 

Потом сел монтировать видео!

Монтировал, монтировал, монтировал, монтировал…

Монтировал, монтировал, монтировал, монтировал…

Монтировал, монтировал, монтировал, монтировал…

Часа на 1,5 намонтировал…

 

Почитал – скукота!

Посмотрел – скукота!

И выкинул все «в топку»!

Сел и смастерил то, что получилось!

 

Назвать это «обзором» было бы самонадеянно, а «лучшим» - и вообще беспардонно!

Назовем это - «видеозаметки и размышлизмы» о пакрафте «Иволга» применительно к моим маршрутам и моему стилю хождения.

 

Длительные пеше-водные соло в труднодоступных регионах, включающие бурноводинг, каменную проводку по мелководью, месячное отсутствие людей и населенных пунктов, водные просторы «от рассвета до горизонта» с разгонными ветрами и волнами и многосуточная безвылазная болтанка по всему этому безобразию приводят к постепенному мутированию седока из homo sapiensa в homo packrafticusa  с огрызками сапиенса

Пакрафт в таких условиях является не просто средством сплава, переправы, ловли рыбы, отдыха, развлечения (нужное дописать, ненужное вычеркнуть), а, как бы, едрёнть, пафосно это не звучало - напарником от которого зависит твоя жизнь.

А на напарниках разве экономят? Даже выговорить стыдно…

Экономить можно на мелочах, на необязательных вещах, на себе, предположим, на еде, естественно, ибо…

…Как писал незабвенных Даниил Иванович Ювачев (он же Хармс, он же Чармс, он же Шардам, он же Гармониус, он же Карл Иванович Шустерлинг и так далее по списку):

«…Я знаю по-французски считать и знаю по-немецки живот. Дер ма’ген. Вот как!..»

Зачем я все это пишу/говорю?

А кто его знает…

Наверное, затем, чтобы обосновать свой выбор именно «Иволги» - грузоподъемного, универсального, полутораместного, легкого, двухсекционного пакрафта с хорошей защитой дна. Короте’нько пробежимся по этим пунктам.

 

Грузоподъемность.

Довольно эфемерное понятие…

По мне, так авторы ее даже несколько занижают.  Наверное, дабы ГИМС поменьше приставал.

По крайней мере, на меня с грузом Иволга реагирует благожелательно.

Можно, конечно, еще холодильник и пару троллейбусных колес подгрузить, только не знаю – зачем?

 

Универсальность

Ну, поскольку все вышеперечисленные трудности преодолеваются на одном плавсредстве, то универсальность очевидна.

 

 

Полутораместный.

Вообще-то пакрафт позиционируется как полутора-двухместный. Но двухместность – это, скорее, если надо порезвиться на отдыхе в прибрежной зоне или переправиться в спокойном месте с небольшим грузом (речь идет об обычной «Иволге» - в удлиненных я не сидел).

А вот «полутора-» - это такое суперчестное определение для седока с достаточно большим грузом.

 

Легкого.

Вес может несколько варьировать в зависимости от комплектации, дополнительных пятаков и бронирования.

 При недавней отправке в Красноярск пакрафт без юбки, но с обвязкой (см. ниже) и в упаковке «потянул» на 3180.

 

Двухсекционность.

Абсолютно необходимый на мой взгляд параметр для сложных маршрутов.

Я являюсь одним из немногих, а может и единственным раздолбаем, раздолбавшим-таки по собственной неуклюжести «Иволгу» на завале.

Секции сделаны не симметрично, а «с перехлестом», что позволило спокойно провести уже «односекционный» пакрафт с грузом до места ремонта.

 

Защита дна и баллонов.

 

Самым «уязвимым» местом оказалось дно под сиденьем – при сплаве по каменистым шиверам из-за веса тушки на него приходятся максимальные удары и трение.

Все остальное шоркается значительно меньше, разве что только опущенный хвост при проводке иногда затрудняет движение.

Опущенный хвост – дань универсальности. Во всех остальных случаях он помогает…

После первого сезона под сиденьем появились потертости «до корда» и дну было сделано «бронирование» (поскольку я простой практик, я могу ошибаться в терминологии – если непонятно – специалисты поймут, объяснят и поправят).

Продержалось оно 2 сезона – в этом году на Ине и Хара-Сале «попинг» был особо жёсток, в паре мест протертости стали точечно-сквозные и пакрафт отправлен на повторное «бронирование».

 

Это то, что касается основных характеристик.

 

Что еще из особенностей хотелось бы отметить?

 

Отличная остойчивость. «Иволгу» достаточно трудно кильнуть в бурунах, и она хорошо противостоит волне. Причем, как мне кажется, правильно загруженная (на загрузке я еще остановлюсь) она даже стабильней и уверенней преодолевает препятствия, нежели пустая.

 

Малая осадка. Пакрафт может проходить по очень мелким местам, особенно если распределять вес тела «на борта».

 

Простота ремонта. Единственная «сложность»: свертываемость материала лодки и латки после нанесения клея. Решилось просто – предварительной «сборкой» лоскутов баллона на внутренней заплатке перед наклеиванием внешней. Впрочем – вряд ли я открою кому-то что-то новое, а умело-очумелые ручки сделают это и без всяких выкрутасов.

 

«Мертвое» крепление пятаков. Изначально я с большой опаской нагружал внешние петли при таскании пакрафта – уж больно хилым казалось соединение. Нынче таскаю за веревку «почем зря»:

 

«- К пуговицам претензии есть?

- Нет! Пришиты насмерть, не оторвешь!» (с)

 

Перейдем теперь к «допам», то бишь – дополнительным «штучкам-дрючкам».

Их заказывалось две и обе оказались мне необходимы.

 

«Штучка» - передняя подвеска.

 

Не знаю: делала ли их «Птичья мастерская» до меня и делает ли сейчас. По крайней мере, мне показалось, что для Сергея (Каржаева) заказ был несколько неожидан, а исполнение достаточно «нагруженным» – добавились длинные стропы, сомнительные застежки, лишние «пятаки»… Скорее всего, так получилось из-за неопределенности моих «хотелок» - я еще сам толком не знал, как это будет работать в окончательном варианте.

Первый сезон я много экспериментировал с укладкой.

 

Тут самое время уделить внимание посадке и загрузке.

 

Сидушка позволяет расположиться седоку двумя способами:

·         Стандартным – сиденье вяжется полностью к «штатным» креплениям, основной вес (тушка) располагается ближе к центру, сзади остается место для гермы, одновременно являющейся «спинкой»;

·         Задним – сиденье крепится к «штатному» креплению только крайним задним отверстием и плотно «впихивается распором» в кормовую часть пакрафта.

 

«Задняя» посадка «попробовалась» несколько раз и меня не устроила:

·         находиться долгое время без упора под спину утомительно;

·         весь груз приходится хранить «одной гермой» впереди на подвеске. При этом четвертые, ближние к седоку «пятаки» подвески все равно цепляли коленки, мешали и снижали безопасность;

·         юбка рассчитана и сконструирована на стандартную посадку – приходится идти расстегнутым, а части юбки скорее мешают, нежели несут свою функцию;

·         поведение пакрафта в «проблемных» местах становилось более сложным, а управление более чутким и «отзывчивым» (хотя последнее скорее плюс).

В целом, заднее расположение седока подразумевает, на мой взгляд, более «спортивный» стиль управления и, наверное, интересен в этом плане при преодолении коротких, технически сложных водных препятствий с небольшим количеством груза или без оного.

 

А я полностью перешел на «стандартную» посадку.

Сзади «спинкой» идет большой основной, хорошо принайтованный, гермомешок с вещами. Два первых года «за него», под юбку, фактически на борта пакрафта подсовывалась легко привязанная герма со шмотом «первой необходимости»: спальник, палатка с тентом, комплект белья. Это была 40-литровая нейлоновая RST c внутренним прорезиненным покрытием, тянущимся вместе с тканью и неприхотливо принимающая довольно сложные формы. Было удобно, например, при резком «обгаживании» погоды – грозе, шквалистых ветрах с дождем и т.п, когда надо быстро выскочить на берег, поставиться, спрятать под тент вещи и убраться самому, а потом уже спокойно разбираться.

Изделие мне нравилось, но было достаточно уязвимо. После его выхода из строя и исчезновения из продажи, на третий год я сзади ограничивался основным гермомешком.

Спереди, подгружая нос, идет герма, пришедшая вместе с пакрафтом. В ней – все железо, еда, невостребованные карты, аптечка, рыболовное «хозяйство» и прочая «мелочевка», которая тяжела и трудно находима в ворохе сплюснутых рюкзаком или большой гермой основных вещей.

 

С посадкой определились, с загрузкой – почти, вернемся к подвеске.

 

У того, кто тратил время и нервы на просмотр моих видео, может сложится впечатление изрядно загруженного носа пакрафта – постоянно спереди маячит перед глазами вздутая юбка.

Это - «оптический обман».

На самом деле, там на подвеске, привязана только вышеупомянутая герма весом не более 10 кг. Место под ней абсолютно свободно для ног: их можно согнуть, вытянуть, потянуться, повернуться, размяться самому, отдохнуть, поесть и прочее…

Иногда туда попутно что-то бросается. Например, пойманная рыба в пакете или что-то, обнаруженное по пути, типа чайника при сплаве от Полярного Урала до Белого моря.

Когда не вылезаешь из пакрафта днями, а, бывает, и сутками; когда до берега и обратно, случается, надо выгребать часы – совершенно, на мой взгляд, необходимая приблуда…

Четвертые (ближние к седоку) «пятаки» были освобождены от подвески – она там конкретно мешалась. На второй и третий года ее размер и «провис» определились, лишние боковые стропы обрезались и заплавились, были убраны и застежки на центральной стропе. В принципе, эту стропу можно заменить обычной веревочной обвязкой, выгадав граммы. Просто я до этого не дошел, может быть в силу своей ленности.

Заканчивая разговор о «передней подвеске», хочу отметить, что, при прохождении сложных участков, подвеска служит для меня неким аналогом бедренных упоров. Не то что я в нее «вплетаюсь» - только колени/голени упираются -  но, общая жесткость, создаваемая ею, бортами и юбкой, позволяет включать бедра и ноги в управление судном. 

Вот так вот, ловко и плавно, я перешел от «штучки» к «дрючке»!

 

«Дрючка» – это юбка (или фартук - как хотите)

– второй необходимый мне прибамбас. Защита от воды и холода при многочасовых северных сплавах – это «наше всё».

Как бы хорошо ты не был одет, но дожди ли, брызги ли, волны ли – вода со временем находит дырочку. За ней струится холод… Он, конечно, струится и независимо, сам по себе, но позднее.

Дальше остается либо приставать к берегу и становиться, либо грести без перерыва дабы не зябнуть…

 

Не-из-ме-римое количество нервных клеток было излито на этот предмет женской одежды за два первых года мной и, сильно подозреваю, самим Сергеем Коржаевым (на самом деле, просто-таки поражаюсь его терпению и благожелательности при общении)!

(некоторые могут вспомнить шотландцев, но, у них все-таки – килт – предмет мужского рода:))

В первый год, мгновенно не выдержала моего наглого обращения задняя часть одежки, оголив ягодицы пакрафта и потребовав «на ходу» пришивать «осиные глазки» из веселенького рипстопа, оказавшегося в ремнаборе.

Второй сезон ознаменовался незамедлительно облысевшими липучками, оказавшимися, в конечном итоге бракованными. Пришлось городить с каждой стороны по три завязки – воду боковины конечно не держали, но, по крайней мере, не распахивались постоянно…

Третий год вылился в апофеоз консенсуса – юбка отработала «на ура»!

Все «хотелки» оказались учтены «с запасом»:

·         по бокам появились по 3 подтягивающиеся застежки, снявшие с «липучек» задачу стягивания частей юбки и оставившие им только функцию водонепроницаемости;

·         был пришит карман (тоже на «липучке») для мелочевки и чалки (карман я придумал не на том месте, но это – мои проблемы: уже понял, где он должен быть и буду городить сам);

·         и, наконец – прорыв! Ура! – на юбке осталось минимум «постоянных» креплений. На их месте появились пристегивающиеся застежки/завязки.  Это позволило гораздо быстрее и лучше загружать, и упаковывать надутый пакрафт, не изгаляясь шараханьем, пыхтением и шаманством под/вокруг женского причиндала.

Тут можно вернуться «на пол шага» назад и закончить с загрузкой, вспомнив последнее «почти».

 

Укладка «передка» стала происходить следующим образом:

 

·         на подвеску подспущенного ночными холодами пакрафта с отстегнутыми застежками спокойно кладется и крепится передняя герма;

·         застегиваются/затягиваются застежки юбки;

·         поддувается пакрафт - конструкция приобретает отличную жесткость;

·         под юбку на герму подсовываются сложенные трекпалки, образуя площадку под солнечную панель и рыболовный чехол сбоку – жесткость еще увеличивается;

·          поддувается передняя герма, приобретая плавучесть, увеличивая плавучесть всей лодки и распирая жесткость «до безобразия»;

·         после посадки в пакрафт и стягивания юбки боковыми застежками, получаем, конечно, не каркасное судно, но – достаточно жесткую конструкцию, позволяющую, в том числе, как сказано выше, «немножко применять ноги». Холодная внешняя среда эту жесткость постепенно понижает, что купируется, естественно, «вдутием»).

На этом про загрузку завершено!

 

Что осталось у меня по юбке из «хотелок»?

Собственно, по основным характеристикам одно: убрать изначально очень большое расстояние между «пятаками» задней и передней частей. Во-первых, юбка в этих местах провисает и на ней скапливается вода, во-вторых, при движении по валам, волны, прокатываясь по бортам, спокойно заливают солидные порции ледяной жидкости в судно под юбку!

Нужны еще 1-2 точки оттяжки юбки в этом районе. Проблема в размещении их без помехи для гребли, но, судя по тому, что фото с оттяжками в этих местах появляются в сети, разработчики отработали и этот вариант.

Далее – уже просто «мысли», ибо – «нет предела…» etc.

Осенью, по возвращению, было высказано пожелание о замене появившихся на юбке «застежек/завязок» на «застежки/застежки».

И вдруг!

При написании этого материала, в vk появляется заметка, о появлении юбки, крепящейся фастексами (наконец-то я узнал и запомнил, как называется разъем, который я для себя обозвал «застежка/застежка». У «застежки/завязки» тоже, наверное, есть мудреное название, но – увы мне -  его я еще не постиг).

Осанна!

Если еще фартук за счет этих фастексов окажется полностью отстегиваемым, что является моей тайной мечтой – я снимаю шляпу!

 

Впрочем – шляпу я снимаю в любом случае!

Ибо!

Вместо того, чтобы почивать на достигнутых лаврах и «стричь купоны» с «фраеров ушастых», разработчики хватаются за все новое, причем, создается прискорбное впечатление, что им это доставляет удовольствие!

Спасибо, друзья!

Искреннее спасибо!

 

И еще буквально два слова, относящиеся к юбке.

Если обратить внимание, то можно заметить, что юбка в порогах у меня провисше-ослабленная.

При входе в бурную воду, я, в целях безопасности, отстегиваю плечевые лямки и верхние фастексы. Впрочем, лямки у меня и так отлетают на раз – липучкам категорически не нравятся мои ворочания. Я даже подумываю на них тоже фастексы поставить.

В общем, это я к чему?

«Отстреливание» из юбки желательно тренировать, а в порогах чуток рассупониваться, дабы не стать той самой сливой в том самом месте.

 

На этом я заканчиваю «видеозаметки и размышлизмы».

Дошедшим до сих слов, я выражаю свое глубочайшее соболезнование!

Спасибо Вам – дочитавшие и досмотревшие!

Хороших маршрутов и возвращений!

 

PS Пока дорабатывался этот материал, вышло видео разработчиков по юбке!

Я уже не буду ничего дописывать или менять в своем ролике, ибо –  бесконечный процесс получается.

Просто скажу еще раз спасибо ребятам за неуспокоенность!

Крепление в новой юбке правда не на тех фастексах, которые я представлял, а осталось на "трехщелевках", как у меня и  было. Впрочем, это тоже очень хорошо - как я писАл: "Прорыв!".

Боковые липучки не подкреплены фастексами - мой опыт говорит, что это необходимо. По крайней мере - мне :)

Усовершенствовано пристегивание фартука за счет замены сплошного леера двумя концами. Надо попробовать, пока нет понимания - лучше это или нет. Возни многовато...

 

 

Видеозаметка к размышлизмам здесь: https://youtu.be/oLKx5Bi5-o0

 

Комментарии

  1. спасибо! как владелец Иволги с 2017 прочёл с огромным интересом ))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Комментарии здесь редки, неожиданны и приятны)

      Удалить
  2. Спасибо! Читаем и затем смотрим.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения