Индигирка от Момы до Моря Часть 10 Протока Колымская (участок Станчик – участок Яр) 2022

Индигирка от Момы до Моря 

Часть 10

Протока Колымская (участок Станчик – участок Яр)

2022

Памяти Олега Панина посвящается

Мы были незнакомы. Шел он по Колыме неделях в двух за мной.

 Я перед Черским свернул на Анюй, а он прошел прямо, собираясь на Певек.

В районе Черского случилось что-то странное:

его нашли живым в одном месте, снаряжение – в другом.

Вывезли домой. 26 ноября 2019 года его не стало.

 Покойся с миром, Джим одержимый.

Маршрут не завершен.

А посвящение пусть останется:

там до конца не пройден, здесь до конца не пройден – бывает…

 


01.07.2022

 Пройдено – 33,3 км

Ист. время – 9:30

Время в движении – 8:35

Vср. в движении – 3,9 км/ч

  Точки трека:

816 – Участок Станчик, место ночевки с 30-го июня на 01-е июля.

817 – Пустая точка, без записей. Зачем поставлена – намять не сохранила.

818 – Участок Косово, место ночевки с 01-го на 02-е июля.

 

Встречный, холодный, etc… - можно не повторяться. Работа на весь день. Километраж, время и скорость говорят сами за себя.

«Километрах в 30-ти дальше участок Косово. Бивнявщики живут…» - рассказывал Анатолий на Станчике. Там пакрафт и ткнулся в берег.

Пришельцу не удивились, накормили, чаем напоили, приют дали без разговоров: вагончик с печуркой, спальник, чтобы лодку не разгружать. И дальше занялись своими делами.

- «Только снимать ничего не надо… И нас не надо». Ну, нет – так нет.

Людей было много, делились они на 2 группы: молодые ребята – «бивнявщики» + их гости – человек 6-7, и пара более взрослых местных жителей, занимающихся рыбалкой и, похоже, присмотром за базой. В общем, я не вникал во взаимоотношения, а им было не до меня. Имен, к сожалению, не сохранилось ни в записях, ни, тем паче, на видео, ибо ни видео, ни общения толком, увы, не было - так, обычные случайные фразы.

Заправлял всем молодой, доброжелательный и деловой парень, поселивший меня, снабжающий снаряжением (в отдельном контейнере висят гидры, лежат гермы и прочее необходимое), продуктами (мешки с крупами, сахаром, ящики с банками разложены на земле и на наспех постеленном плавнике. Ночью начался дождь. Встав утром увидел слипающиеся макароны и мокнувшую гречку – зрелище для меня душераздирающее. Принялся укрывать тем, что нашел…). У берега пришвартован катер, на котором ночью и ушел старший то ли с гостями, то ли со сменой, то ли с теми и другими. Остались пара молодых и пара постарше. Как позже сказал Денис с участка Яр, катер сюда приезжает часто.

 Отступление.

Лосей здесь уже нет, поэтому вопрос: «Лося видели?» не актуален. Основное мясо региона – оленина. Им угощают и кормят везде: на участках, в поселках, в гостиницах. Это – нормально. При местных зарплатах и ценах на продукты, обойтись жителям без «подножного корма» невозможно.

Здесь же где-то обитает стадо овцебыков. Говорят – подпускают близко, снимать можно – рядом. Мне – не повезло, не встретил. Хотя многое ли видно с воды?

- «Овцебыков пробовали?» - задал кому-то вопрос.

- «Пробовали. Мясо жесткое, не вкусное. Больше не стреляем. То ли дело - олень».

 

Тучи начало натягивать с вечера и к подъему сверху лило, а с Севера леденяще свистело – не до гребли. Опять замаячила нерадостная перспектива дневки.

Участок Яр: «В 14-ти километрах». Надо попробовать.

К обеду, поймав «окно» выходим. Дождь с крупой подхватывается почти сразу…

Спасибо, люди, за приют!

 


02.07.2022

 Пройдено – 10,7 км

Ист. время – 3:42

Время в движении – 3:28

Vср. в движении – 3,08 км/ч

  Точки трека:

819/834 – Участок Яр, место ночевки с 02-го на 03-е июля. (834 – точка обратного пути. Т.т. 819 – под ней)

3 км/ч, промокший, против дождя и ветра – малорадостное занятие. «Трисвятая песнь» помогает.

Где-то на пол пути по правому берегу на мысу: пять стерхов – спокойны и не очень пугливы.

«Стерх, или бе́лый жура́вль - вид журавлей, эндемик северных территорий России. Стерхи находятся под угрозой исчезновения и внесены в международные списки Красной книги Международного союза охраны природы и конвенции по международной торговле животными СИТЕС, а также Красной книги России. В настоящее время численность якутской популяции вида (в дикой природе) оценивается приблизительно в 2900-3000 особей. Критическая ситуация сложилась с западносибирскими стерхами — их в природе осталось около 20 особей» (Википедия)

 Ветер гонит обратно норовя выбросить на берег - съемку приходится прекратить.

Наконец показывается Яр. «Видит око, да зуб неймет» - до него еще грести, да грести.

На берег встречать выходят 2 человека – ох и долго им ждать!

Анатолий: «На Яру сын Денис с зятем Виктором рыбачат. И внук Володя, сын Дениса, там!»

Видимо, пока я был на участке Косово, Денис, проводив маму, проскочил обратно и узнал от отца о моем визите. Но издалека углядел утлую лодочку, болтающуюся на волнах, Володя, лежа на кровати.

Ни Денис, ни Виктор по работе не были связаны с рыболовством, но твердо намерены сделать это основным занятием. Развитие требует изрядных начальных вложений, поэтому ребята находятся в стадии «раскрутки», а родители им в этом помогают.

Денис Пономарев. Худощавый, внимательный. Вырос здесь, знает и образ жизни, и тонкости рыболовства. Кроме того, по роду профессии (оперативник), хорошо знаком со многими в регионе. На участке он руководит «производством», решая основные вопросы.  

Виктор Серебренников. Образец спокойствия и размеренности, взявший на себя все бытовые проблемы. Отлично готовит. Одно из любимых повседневных блюд – оладышки. «Столько яиц переводите!» - ворчит Анатолий. (Яйца в регионе – продукт не дешевый. Провоз в самолете – 2 большие упаковки на человека. Все местные жители, включая детей, заходят на рейсы держа в руках в качестве ручной клади эти 2 облатки с яйцами – смотрится забавно). От него же я узнал блюдо и слово «макса» - печень рыбы (трески, налима) на паровой бане. Может спокойно выполнять долгую и монотонную работу, что у меня всегда вызывает зависть, ибо сам на это не способен. Наблюдать как он чинит сети – одно удовольствие, хотя научился этому совсем недавно.

Володя, сын Дениса. Развлекает себя сам, как может. Умудряется находить червяков, ловит на них чебаков («Плохо клюют!»), которых потом скармливает птичкам. Птиц, как и на Станчике, никто не трогает. В полуторах метрах от тропки на яйцах сидит куропатка, почти не видимая в траве. «Отвезу его в Русское Устье на праздник и там оставлю» - говорит Денис.

Отступление.

Тут самое время сказать пару слов о здешнем рыболовстве так, как я его понял, ибо Яр – крайний участок с постоянным обитанием. Его организация сильно отличается от, скажем, колымской, где вся река ниже Зырянки поделена на 25-ти километровые рыболовные участки, сданные в долгосрочную аренду. Их хозяева на аукционах должны выиграть и выкупить квоту на каждый вид рыбы и сами заботиться о ее реализации. На Индигирке река поделена между общинами, фунции выделения участков ловли, квотирования, хранения и реализации лежат на них. Они же «спускают» план вылова. Рыбаки являются, в какой-то степени, наемными работниками на своей родовой земле – вся рыба поступает в общины (естественно, что-то оставляется себе «на прокорм»). Денис с Виктором рыбу сдают в Русское Устье.

При включении камеры Денис и Виктор молчаливы и натянуты. Они и так-то не слишком разговорчивы, а уж на камеру! Впрочем, это характерно для большинства встречающихся мужчин. Женщины бывают более непосредственными.

«Анатолий, к сожалению, отказался сниматься и говорить на камеру» - замечаю Денису.

«Жалко матери не было, она бы вам все рассказала!» - отвечает он.

40 минут снятого видео опять вылились в основном в мою говорильню!

С Яра уезжать не хотелось.

Дождя не было, встречный ветер был неумолим, как всегда, но, на самом деле, было тепло, уютно, интересно с этими людьми. Съездили проверили сетки, получив чира в дорогу, в который раз попили чай…

Надо! Надо идти!

Прощались навсегда!

Оказалось – на пару недель…

Спасибо вам, люди!

...

На этом, собственно, пока всё!

Продолжение следует!

 

Видео: https://youtu.be/yjv7qmyErmM

 

Комментарии

Популярные сообщения