Индигирка от Момы до Моря Часть 11 Протока Колымская (участок Яр – Колымская губа) 2022

Индигирка от Момы до Моря 

Часть 11

Протока Колымская (участок Яр – Колымская губа)

2022

Памяти Олега Панина посвящается

Мы были незнакомы. Шел он по Колыме неделях в двух за мной.

 Я перед Черским свернул на Анюй, а он прошел прямо, собираясь на Певек.

В районе Черского случилось что-то странное:

его нашли живым в одном месте, снаряжение – в другом.

Вывезли домой. 26 ноября 2019 года его не стало.

 Покойся с миром, Джим одержимый.

Маршрут не завершен.

А посвящение пусть останется:

там до конца не пройден, здесь до конца не пройден – бывает…

 

03.07.2022

 Пройдено – 21,9 км

Ист. время – 7:48

Время в движении – 7:21

Vср. в движении – 2,97 км/ч

  Точки трека:

819/834 – Участок Яр, место ночевки с 02-го на 03-е июля. (834 – точка обратного пути. Т.т. 819 – под ней)

820/828 – место ночевки с 03-го на 04-е июля. (828 – точка обратного пути.)

 

После Яра Колымская делится: направо отходит более узкая протока Горлова. Расстояние что по протоке, что по основному руслу примерно одинаковое, километров 10-12, скорость на основном может быть чуть выше из-за мизерно более быстрого течения, но встречный ветер решает все – идем направо. 

Пусть невелики берега, не круты меандры, а, худо-бедно, сбивают порывы, помогают укрыться и нам с пакрафом, и живности пернатой. На воде жмутся утки и гуси, в траве, как ни приблизишься к берегу, взгляд замечает движение куличков не в такт ветру: то макушка вверх-вниз над гнездом приподнимется, высматривая опасность, то пробежит пятнышко вдоль узкой полоски прибрежной: погода – погодой, а кушать хочется. Снимал-снимал, а выкладывать можно только для любителей загадок: «Найдите птичку»…

После выхода на основное русло ветер отыгрался сполна. Собственно – все в видео, добавить особо нечего. Меньше трех километров в час средняя скорость – это протока Горлова помогла, ибо по Колымской хорошо, если километр в час вытягиваешь, танцуя против волн до 1,5 метров и выше. Ни отвлечься, ни остановиться, ни оправиться: «Нос на валы! Крены держи!». За одним валом не уследил-таки – бортанул сбоку, накрыл пакрафт, ливанул ледяной водички под и так сырую пятую точку. Хорошо фартук вернул бОльшую часть обратно.

Давно надо было встать и пережидать порывы на берегу, да уперся с утра, решив уйти к вечеру с основного русла в правую безымянную протоку, выходящую в губу несколькими километрами восточнее устья Колымской. И всё грёб, греб, греб... Пока не ткнулся в берег, за поворотом. Вернее, сначала я высадился на «журавлиный» остров напротив: большая колония птиц смотрела на меня неодобрительно, остров был сырой, низинный и не то что без палочки – без травинки нормальной для костра. Перебрались напротив, обежал округу, в тундре нашел невесть когда закинутый туда топляк, приволок его к лагерю: ножовка, костер, палатка, чай. Жизнь налаживается, дождя нет – уже хорошо!

 

 

04.07.2022

 Пройдено – 12,8 км

Ист. время – 4:51

Время в движении – 4:00

Vср. в движении – 3,19 км/ч

  Точки трека:

822 – место ночевки с 04-го на 05-е июля и дневок 05 и 06 июля.

 Утром мало что изменилось: закончился дежурный дождь и – пошли. Ветер тот же, протока поуже, скорость чуть выше – едва перевалила за 3 км/ч. Задача была – выйти в Колымскую губу и оценить: что там и как там.

На карте есть точка трека 827 – мы к ней еще вернемся на обратном пути. Но в видео она есть – скелет временного жилища на берегу. Здесь и далее, на кадрах у моря, внимательный зритель услышит звук Севера, звук Арктики! Там я его не слышал – забивал свист в ушах, дрожь в теле. А камера вычленила и обозначила. Как будто мириады перелетных птиц выдохнули в мороз и ветер горесть, слившуюся в один, висящий в воздухе, слабо различимый тон…

Приливно-отливные течения здесь уже есть, но они незначительны. Гораздо существенней постоянный нагонный ветер с Арктики: и идти не дает, и воду мутит и солонит.

Устье. Колымская губа!

Боялся, что волна здесь будет сильная и против ветра не устою, но, для начала: «Бог миловал!» Километра 2-3 прошли, обогнув первый мыс и – встали, зайдя в небольшую проточку, чтобы в прибое не култыхаться.

Пара журавлей обосновалась прямо напротив места высадки: крупные, жухлые на жухлом, бедная камера…

Осмотрелся, перетащил все к берегу моря: лагерь, костер, чай, тундра, красота!

 "Глянешь влево - все собачья мура,

А направо - все тундра’ да тундра’» (с)

 Примечание: плавника очень мало, везу с собой. Хотя, на самом деле, найти можно почти всегда, местами довольно много. Но, на этом отрезке, практически нет. Ножовкой пилю на бобышки меньше городошных рюх. На чай хватает, а рыбу что ребята на Яру презентовали, сырой трескаю с удовольствием. Зато штормами почти повсеместно набросало-напрессовало 1-2 полоски травы. Верхний ее слой быстро подсыхает на ветру: скручиваешь и – под котелок. Несколько минут – кипит. Пока сухая, набил в пакет, храню под тентом, везу под фартуком.

Невеселое утро 5-го июля. Стынь, ветер встречный, северо-восточный, дождик – еще не разгулявшийся, непонятный какой-то: во что выльется?

Вот и капать перестало, кипяточком кишочки погрел, кусочек чира схрумкал, а – неспокойно как-то, тревога на сердце, неуют… Не лежит душа к сборам и продолжению пути: «Нет!» - думаю. «Не пойду сегодня!»

И – успокоился…

Через час тучи потянулись: с ливнями, громами-молниями, и каждая со своим шквалом ураганным! Так я порадовался, что никуда не пошел! И пресная вода с неба...

А дальше и не до радости стало, катавасия завертелась!

Ветер, зайдя с северо-запада, с гиканьем и дождем полез в палатку. Пришлось задраивать ее, но он принялся колотить каплями в дверь, попутно резонируя и выдувая рулады внешним тентом. Его стойку тоже пришлось убрать.

Сложите губы пельмешком и сильно выдуйте воздух не размыкая их. Теперь усильте этот звук в миллион раз! Вот так ветер играл всю ночь на тенте!

Пакрафт пришлось подсунуть к палатке и навалить на вход – переставлять всю конструкцию в такую погоду было бессмысленно.

Ночь прошла беспокойно, утро 6-го июля не принесло радости.

Наступил первый день второго месяца странствий!

Грозовые тучи по-прежнему водили хоровод вокруг палатки припевая какую-то ерунду:

«На Сережины именины испекли мы чебурек!

Чебурек, чебурек, не отмоешься вовек!..»

 Праздничный чай был сооружен с вкушением дневной нормы галет (на Яру было неудобно трескать разносолы ребят, и я сыпанул на стол единственное, что было: упаковку галет. В дальнейшем пришлось, соответственно, урезать пайку до минимума: галетка к чаю утром, галетка к чаю вечером. Господь не оставит!).

К вечеру тучи то ли устали, то ли иссякли. Получилось выйти, развести костерок и переставить палатку. Лень-матушка подсказала просто передвинуть нос, не вынимая вещи, в результате дуга переломилась. Сказал все, что о себе думаю, починил и осмотрел горизонт. Даже идти можно, но – дело к ночи!

«Утро вечера мудренее!»

Наступило оно за полночь, во втором часу, засвирбев полярным солнышком по палатке. Вышел и ахнул: «Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный». Такой шанс нельзя было упускать – надо идти! Погода, безусловно, испортится, ветер поднимется, тучи натянет мгновенно, но эти часы солнца и слабого встречного надо ловить!

Еще выглядывая из палатки, я приметил в отдалении, над ёршиком травы, некое движение: очередная птаха сидя на гнезде изредка приподнимала голову озирая окрестности. Хотелось снять поближе хоть что-то живое!

Не сразу, но я ее нашел: серо-жухлая утка в серо-жухлой траве недвижимо высиживала потомство.

«Все-таки я немножко тундровик!» - гордо подумал трындовик и потопал собираться.

 

 На этом, собственно, пока всё!

Продолжение следует!

 

Видео: https://youtu.be/MPrnLJD8fWU  

 

Комментарии

Популярные сообщения