Часть 4. Мюрёле – Чаркы (Муолакан). 2021 год

Индигирка – хребет Черского – Яна (дубль 2)

(р. Индигирка /сплав/ - р.Иньяли /пешка, вверх/перевал – р. Мюрёле /пешка, вверх/перевал – р.Чаркы /сплав/ – р.Адыча /сплав/)

 

Часть 4.

Мюрёле – Чаркы (Муолакан).

 

2021 год

 

Голова обвязана, кровь на рукаве,

След кровавый стелется вдоль по Мюрёле!

Гэ-э-эй! Вдоль по Мюрёле!

Гэ-э-эй! Вдоль по Мюрёле!

(адаптивное мифотворчество.

Слова: Голодный-Шмит)

 

Странное отступление

Оно странно хотя бы по той причине, что никоим образом не связано с текстом повествования. Я бы даже сказал – внешне антагонистично. Хотя – как знать…

Рифмованные строчки любопытным бурундучком выскочили именно в этом месте. Зверек поморгал бусинами, почесал подмышкой, улегся на страницу и сдох.

Я решил, что так предопределено, и оставил его лежать – разберутся…

Колодец безводный что жаждой натружен…

Сруб вывернут жаждой наружу, наружу.

На рже, на березовой стружке удачи

заплачу,

заплачу,

заплачу,

заплачу…

 

Так, вытянув глотку ковылью до боли,

я вытончу губы на «ю» у любови,

Где тихо звенит бубенцовый задворок         

Браня приживалу зашоренных створок.

 

Под словотворение волн и созвучий                             

Выныривать вдаль за мерцанием света,

Выныривать вдоль уплывающих звуков,

Где эхо

ответом,

ответом,

ответом…

 

Я мокрым листом набухаю на ветке,

Поветрием вею по вербам по ветру.

И по мановению звука и звона -

Иконознамение песни и стона.

 

Пока в небесах затихает щемяще           

Протяжно живущее слово летящее,

Под хлопанье крыльев крестов на задворье -

За море

по ветру,

по ветру

за море.

 

А что там за морем?- ни петь, ни аукать…

Все женщине плакать, все ворону каркать,

Все филину

ухать

и ухать,

и ухать,

все птице вытаскивать глупую карту.

 

Мундир или схиму набросить на плечи -

неважно…

До встречи!

Уйди,

не отсвечивай..                           

Колодец безводный что жаждой натружен -

я вывернут жаждой наружу, наружу.

На рже, на березовой стружке удачи

заплачу,

заплачу,

заплачу,

заплачу…

Дай Господи

Епитимию!

И прости мою…

И прости ему…

И прости…

 

То ли дневка в брошенном геологическом лагере, то ли накопленные аккумулятором организма силы в ежедневных переходах по Иньяли, то ли рывок лошадиной или собачьей упряжки, чующей конец пути – богатырь «проскакал» оставшийся путь за двое суток, делая по 20+ километров в день, несмотря на переправы, поиски пути, неизбежные остановки и задержки.

 

После поворота вверх по Мюрёле пришлось встать и искать продолжение – не могла так славно идущая дорога исчезнуть мгновенно.

«Продолжение» обнаружилось на другой стороне очередной протоки на полутораметровом обрыве – словно и не ходили здесь никогда машины! Дорога хорошая, но абсолютно неезженая – ни единого следа не просматривается. Пока она идет по водоразделу - все отлично, но, чуть спустившись, колея мгновенно исчезает в разбоях.

Дальше начинаются стандартные бездорожные «прижимы-броды-переходы». Там-сям возникают колеи, иногда даже – "супер-дороги", исчезающие метров через 50.

Древесной растительности мало и, вскоре она сходит на «нет»: верховья реки, высокогорье. Вода допускает поиск перехода без надувания пакрафта. Болотины отсутствуют, но камни на дне обросли скользкими-склизкими водорослями, идти по которым приходится предельно осторожно.

Лагерь на левом берегу, выше впадения Дёльгё – еще лесная зона, зеленая красная смородина для чая, дров «от пуза».

- «Рыбы выше, куда вы идете, не будет!» - предупредил Юрий. И ее действительно нет, по крайней мере на блесну – ни стука, ни звука, ни круга. Хотя - отличные сливы… В голове кружатся мысли про мушку, но: «Нет – так нет!»

Вообще – это странно. Как будто хариусы запада и востока – совсем разные рыбы. Где-нибудь в Архангельской области или Коми, на крохотном перекатике глухой речушки, любой «карандаш» считающий себя хариусом дернется и сядет на вертушку! На Востоке не блесну садятся только ХАРИУСЫ. «Карендашам» нужны мушка или наживка…

Спалось отвратительно - это тоже было непонятно. Пару часов забывчивого сна перешли в ворчание, ворочание и ранний подъем. Впрочем, для пешки вроде и в плюс…

Виды изумительны. Просто счастье идти по таким местам.

На границе лесной зоны Мюрёле «прекратила» своё существование как топоним, разбившись на сливающиеся ручьи. Они не имели названий у местного населения, предоставляя простор для фантазии топографов. Фантазия валялась где-то под ногами или в ближайшем окружении – Дядя, Дымка, Скоб и дальше, в бассейне Чаркы, покатилось: Ландыш, Белка, Пилот, Индус, Градус, Ошибка, Бок, Диопсид, Привал, Спичка… Пока не влился слева Урильтин. По карте он настолько шире и серьезней Чаркы в верховьях, что и непонятно, почему дальше катится именно Муолакан, а не Урильтин.

Именно на этом слиянии, до которого с перевальной части километров 30, изначально и планировался стапель, ибо нитевидные водотоки на сотках в горных районах обычно не предполагают возможность сплава. Но это – небольшое забегание вперед.

А пока богатырь топает на перевал…

Не исключено, что где-то на склонах идет дорога, но ее не видно и он топает прямо по узкому сильно петляющему валунно-глыбовому руслу ручья – рядом ерниковая тундра, идти по которой… Неудобно, в общем, по ней идти, особенно с рюкзаком… Лучше по камням корячиться.

«Уралы», возможно, думали также – старые, заросшие следы «срезок» встречаются довольно часто.

Прямо перед перевальной частью ручей свернул в каньон и обозвался «Скобом», а на перевал от русла, как ни в чем не бывало, возникла хорошая дорога – несколько сот метров траверса склона.

Изначально планировался свал к озеру, из которого вытекает Чаркы (около 1 км от перевала), и дальнейший путь вдоль реки до возможности стапеля.

Но с перевала обнаружилась свежая дорога, организованная, видимо, приисковиками (надо сказать, что 2-3 вертолета в день регулярно стороной проходили откуда-то с Усть-Неры на известные им точки посадки и обратно). Сама же дорога оказалась опять же неезженой в ближайшем времени – ни единого следа не отразилось в грязевых разводах луж.

Ну и – потопал богатырь по дороге.

Не то, чтобы это было ошибкой, но, как позже выяснилось, проще было по первоначальному плану просто свалиться к озеру…

Дорога была свежей и нарезала километры по склонам в обход заболоченных участков увеличивая путь раза в два. Острые грани щебенки весело кромсали клееные ЭВА-сапоги.

Шел 12-й час пути…

- «Дойду до ручья и – надо становиться» - подумал богатырь. И дошел.

Это была старая стоянка оленеводов – они еще будут возникать там-сям ниже по реке - те, что видимы с воды…

Ветер поднялся не на шутку, меняя погоду.

Натащило дождевых туч.

- «Вовремя я вышел с Мюрёле» - подумал богатырь. Идти вверх под дождем невесело. Вниз, впрочем, тоже.

Спалось опять отвратительно. Попытка раннего сбора прервалась ливнем.

Ниже под склонами, тянутся уютные на вид следы старых колей – почему не спустится?

Идти по ним – намного удобней и приятней, чем по «нарезке» новой дороги. До той поры, пока колея не упирается в болото. Перемес жижи с рюкзаком разом нивелирует выигрыш удобства ходьбы…

После выкарабкивания из трясины – привал, километрах в 3-х от ночевки. Навигатор показывает примерно время утреннего выхода из лагеря – часовой пояс меняется и время прыгает с Усть-Нерского на Батагайское. Надо сказать, что при сплаве это было не один раз, несмотря на то, что река бежит с востока на запад – казалось: один раз пересек пояс и всё. Может дело в "пойманом" навигатором спутнике, а может в чем-то другом...

Желание сходить и посмотреть русло Чаркы непреодолимо. Долина заболочена и богатырь, оставив рюкзак, пускается в чвакающий путь.

Русло оказывается узким и сильно меандрирующим. На перегибах вода журчит по мелям, но настрой на попытку стапеля перебарывает – пешка просто надоела и шагать еще минимум пару дней под дождем до Урильтина откровенно не хочется.

Богатырь возвращается к рюкзаку и топает с ним к реке. Болота дарят 4 подберезовика – вечером будет грибной супчик!

Стапель.

Еще неизвестно, что антистапеля до конца пути не будет и что пешая часть маршрута завершена.

Еще впереди – весь сплав!

Еще всё впереди…

 

PS При написании части 4 выяснилось, что пеший километраж увеличился на 3 км за счет последующего сплава. Изменения не принципиальны и не внесены в предыдущие тексты и данные.

 

Видео к части 4 здесь:  https://youtu.be/twA5dbIq6T0

Комментарии

Популярные сообщения