ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ - БЕЛОЕ МОРЕ (С ПАКРАФТОМ ОТ НЕНЦЕВ К ПОМОРАМ) части 7, 7-1, 7-2

Часть 7. Мыла – Верхняя Валса. От устья к истокам. Прохождение и виды.Часть 7-1. Мыла – Верхняя Валса. От устья к истокам. Палеонтология и камушки.Часть 7-2. Мыла – Верхняя Валса. От устья к истокам. Блиц-клип.

Итак, Павел проводил меня по тропке, срезающей меандр, вывел на красочный берег Мылы выше деревни, попрощался и я остался один почти на месяц.
Глаза автоматически начинают шарить по прибрежным высыпам и тут же, особо не усердствуя, натыкаются на множество любопытных объектов.
 Сразу отмечу: по ВСЕЙ Мыле в обнажениях, на галечных пляжах и на дне встречается множество палеонтологических форм и минералогических образований. При желании, отсюда можно увести весьма хорошую коллекцию. Если бы не предстоящая пешка, я бы, может быть, потратил какое-то время на ее сбор, но набирать камни при том, что у меня и так все в рюкзак не влезает и общий вес с перегрузом – это чересчур.
Кое-что из найденного показано в части 7-2. Чтобы не затягивать ролик, скорость большинства отрезков увеличена вдвое, но мое бубнение остается (для меня) достаточно разборчивым, а если вдруг кому-то что-то захочется уточнить, скорость можно уменьшить при просмотре. Дотошные палеонтологи могут узреть ошибки в моих комментариях – тогда они поправят меня в своих. Правда, дотошные палеонтологи должны еще докопаться до самого фильма, в чем я сильно сомневаюсь.
Высокие оползневые склоны красочны, найдя под ними в струе что-то необычное, воображение рисует картину потрясающих находок при раскопках, но разум выталкивает воображение в другой проход.
Пока рюкзак не разбросан по гермам, решил я в первый день поэкспериментировать с задним расположением сидушки, принайтовав рюкзак на переднюю подвеску, стараясь тем самым более равномерно распределить груз по длине лодки. Небольшая герма с вещами первого порядка - палатка-спальник-сухой комплект нижнего белья – шел в качестве «спинки». Получилось неудачно. Во-первых, сидушка к этому времени уже сдувалась (я грешил на клапан, так как при моем частом верчении он, за счет своего расположения, испытывает постоянные перекосы. Но при ремонте у Сергея ребятами был найден и устранен микроскопический прокол как иголкой. Следующий маршрут проверит достаточность этого. Сиденье, как, впрочем, и перед предыдущим маршрутом, в домашних условиях никаких нареканий не вызывает). Во-вторых, при заднем расположении оно фиксировалось к пакрафту только в одной точке. Остальная фиксация достигалась распором в надутом состоянии. При сдувании сидушка сминалась и уползала вперед, а моя опорная точка сидя в луже на продавленном дне считала все камни.
На 2-3 день было найдено оптимальное для меня распределение груза, прошедшее до конца: стандартное расположение сиденья, большая герма укладывалась верхней частью на него, а нижняя часть плотно вбивалась-впихивалась в распор пакрафта сзади. Я сверху, под спиной «аварийная» герма, впереди на натянутой подвеске (3 стропы) на сложенной пенке плоская герма с мелочевкой, кофр, перекус и прочие мелочи, которые должны быть под рукой. Конец пенки легко фиксировался стропами в загнутом к носу состоянии, не позволяя мелочи вываливаться к ногам. Пространство под подвеской оставалось свободным и . Там могли болтаться тапочки и рыба.
Единственное, для чего я за весь маршрут не нашел нормального места – это снасти. В сложенном состоянии они хорошо помещались в носу под юбку вдоль пенки. Но каждый раз доставать-разбирать-использовать-собирать-убирать их на ходу было неудобно, а транспортировка спиннинга в рабочем состоянии по завалам Мезенской Пижмы привела к катастрофическим результатам. В конечном счете он был сломан в 4-х местах и последний перелом был фатален и не ремонтопригоден. В довершение рассыпалась катушка и на Мезень я вышел уже без спиннинга, попрощавшись с возможностью поимки там красной рыбы.
В очередной раз мысль побежала вперед описываемой части. Ну и хорошо. Идем дальше.
Сразу от стапеля пошел волок. Попытки грести на мелкой струе неинтересны, лучше уж сразу тапками в воду. Но тапки были в рюкзаке, а на ногах сапоги. Так что в первый день приноравливался.
В целом: где покруче – там вести, где поположе – там грести. Чем выше, тем больше вести. Трудно сказать точно, но соотношение вести/грести по Мыле примерно такое: сначала 30/70, в среднем течение 50/50, в верхнем 70/30. На Верхней Валсе попался один участок метров в 300 с греблей, остальное проводка. Может что упустил, но – как-то так. После прохождения каждого притока становится чуть мельче, что естественно. Хотя, конечно, когда долго тащишь, то кажется, что сплошной волок, а когда устаешь грести – сплошная гребля.
Еще надо отметить меандрирование. Ну, расстраивает, конечно, но никуда же не деться: пол дня, а то и больше можно корячиться против течения оказавшись метрах в 400-х по прямой от пункта отправления. Сначала я еще пытался высматривать волоки: казалось, местные жители не должны быть такими «расточительными». Но находил только звериные тропы и, в конце-концов плюнул и смирился. Обозначенные на карте «зимники» с тех пор тоже давно исчезли. Конечно, есть и охотничьи тропы, по которым редко и с ружьишком, а не с груженой лодкой. Разделяются меандры достаточно крутыми залесенными грядами - «мегами» («мег» - излучина, лука) с различными названиями (Березовый Мег, Крутой Мег и т.д.)
Волок. В принципе, если задаться целью, то всю Мылу можно протащить. Но это будет тяжело, местами глубоко, местами неудобно. В общем: шиверка, перекат, мель, ступенечка, стремнина – тащим. Если с первыми четырьмя все понятно, то со стремниной сложнее. Прогрести ее не получается, и, если отсутствуют отмели по берегам, то остаются заросли местной «мандрагоры» - белокопытника. Какой это вид белокопытника: северный, ложный, дальневосточный или еще какой я оставлю ботаникам, но идущим в эти края его не миновать. Полное «счастье» от него я получу на Мезенской Пижме, когда на добрые десятки километров река полностью уйдет «под зеленку» и куда грести – непонятно, а волоком: то по лодыжку, то по грудь. На Мыле же река всегда видна и «мандрагора» растет вдоль берега, на островках и на отмелях. Где-то по ней протопаешь, где-то проползешь, протягивая лодку с двух сторон за стебли, где-то отдышишься за них зацепившись.
К вечеру смотришь – в омутках крутится-собирается какая-то пена. Потом увидел – протащишься по зарослям белокопытника и весь «костюм каякера» по пояс оранжевый – цветет он снизу листьев какими-то спорами.
Гребля. Ну с греблей вообще все понятно: гребешь пока гребётся. Не гребется – волочишь. «Смена работы - есть лучший отдых». Хотя Павлов, если и говорил это, имел ввиду смену умственной и физической деятельности.
Рыба. На перекатиках – хариус. Мелкий или некрупный. Иногда его вытесняет язь. Это для меня было странно, но на достаточно перспективных в хариусном плане струях ничтоже сумняшеся на спинингсадились язи. Язь, надо сказать, на Печоре многими считается «сорной» рыбой: забивает сети, быстро гниет, вытесняет хариуса. В общем, встреченные промышляющие рыбаки отзывались о нем без пиетета – так, корм для кошек-собак. С хариусом, конечно, не сравнишь, но уж что попалось – то и ем. В более тихих местах можно надергать окуня. Окунь – хорошая рыба, я его люблю и, в основном, запекаю не чистя, а только соля. Чешуя некрупного окуня часто при запекании как бы «растворяется» и естся незаметно, а у крупных отстает вместе с кожей. Чистить окуня невеликое удовольствие. Щука в Мыле может и есть, но мне не попадалась.
Флора/фауна. Иду я довольно шумно и на веслах, и пешком. Плюс вода и ветер шумят. Любой осторожный зверь услышит и уйдет. А на стоянке – дым унюхает и тоже уйдет. Так что встречи малочисленны. Разок с оленем нос к носу, так что оба оторопели. И я снимал, снимал, снимал как он стоял, потом реку переходил, потом в зарослях напротив скрывался… Потом посмотрел: то ли кнопку не нажал, то ли в спешке 2 раза нажал – включил и выключил. Грусть… Следов много, в основном копытные: лоси да олени. Медвежьи реже. В паре мест – не поймешь: то ли мелкий медведь, то ли крупная росомаха. В одном месте свежие с детенышем. В разговоре Павел сказал, что зверья много расплодилось и получить лицензию стало просто.
Птицы стандартны. Насекомые тоже. Гнус и гнус. В тихую погоду в относительных заводях радуют стаи небольших фиолетовых стрекоз: идешь вдоль травы, усыпанной ими, вспугиваешь в последний момент…
Ягод еще нет. Набрал пакет листа черной смородины – обеспечил себя смородиновым чаем. Шиповник только цветет.
Жилье. Еще Павел в разговоре сказал, что зимовья здесь стараются сохранять. Какие-то, отмеченные на карте, я увидел, какие-то нет. Обнаружил несколько новых. Специально к ним не привязывался и не заходил. По Мыле ночевал в двух + ночевка и дневка в устье Верхней Валсы в брошенной деревне Савино: остался один «рыболовный» дом рядом с рекой и закрытые полдома в глубине. Возле «полдома» есть баня, но смысла пользоваться ей нет. С дровами там плохо, использовал пару хозяйских поленьев, взамен собрал/попилил ближайший плавник. Постирался, помылся/искупался, наелся хариуса во всех видах. Вдруг каким-то образом дойдет до хозяев – всем спасибо большое. В избушках ничего не трогаю, в некоторых оставил что-то не очень нужное в пешке.
Записи свидетельствовали о посещении дома хозяевами позапрошлой зимой. Была оставлена благодарственная записка.
При заходе в домик комаров минимум, но можно быть уверенным, что к утру их будет более чем достаточно. Поэтому в избушках ставлю сразу палатку на нары – пусть зудят, наивные…
Стоянки. Места для стоянок рядом с водой можно выбрать не всегда, а я старался вставать рядом с водой: таскать меньше, ветерок немного обдувает от гнуса, кострище на галечнике в следующее половодье смоет и – нет отметины моего пребывания. Кроме того, погода по большей части стояла сухая и залезать выше в лес, в ягельник, было пожароопасно. Ни к чему это… А так вверху на склонах красиво. Но, бывает, далековато.
Лодка. На дневке в Савино осмотрел-заснял лодку. Дно под сидушкой не понравилось – протертости «до корда» и плохо, что площадные. Остальное в норме.
Верхняя Валса похожа на Мылу, только все поменьше. Почти сплошная проводка. Следов как-то сразу прибавилось. Пляжей меньше, приходится вести по руслу. Там, где выходят пласты алевролитов на плитках скользко – они сами скользкие и еще заилены – приходится осторожничать. Дошел до правого притока – Ямозерская Рассоха и Ямозерская (что Ямозерская? непонятно). «Рассоха» - раздвоенная, в данном случае – река. Везде завалы и, если Ямозерская Рассоха еще как-то течет, то Ямозерская обозначена в основном только заваленным галечниковым руслом с небольшим ручейком и следами крупного лося.
Все, пришли - антистапель.
Дальше по водоразделу Ямозерской и Верхней Валсы – к Ямозеру.

Река, на мой взгляд, очень красивая. Показал на видео так, как смог, много материала осталось неиспользованным, «для себя», чтобы не перегружать ролик по времени.