ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ - БЕЛОЕ МОРЕ (С ПАКРАФТОМ ОТ НЕНЦЕВ К ПОМОРАМ) часть 6



Часть 6. Цильма от Печоры до Мылы.


Планируя маршрут, я не рассчитывал на какой-либо попутный транспорт. Вот и по Цильме пошлепал себе спокойно и, уже привычно – против ветра. Но мысли всякие посетили.

Пока стоял на дневке в устье мимо туда-обратно прошел паром из Усть-Цильмы с машинами. Шел он до Синегорья – деревни километрах в семи от Печоры. От Синегорья дорога идет, спрямляя излучины Цильмы, до Рочева, где машины поджидает другой паром. И дальше, уже по левому берегу, хорошая дорога тянется до Филиппово опять-таки срезая все многокилометровые меандры.

Все это, естественно, крутилось у меня в голове под мерное чавканье песка на косах: все время грести против ветра и течения надоедало и уставало, но вязкий песок тоже не способствовал перемещению. Погода, река и берега как-то не вызывали бравурных чувств. Порадовала только проходящая сверху моторка. Реакция пары мужчин в ней была стандартной: любопытство к моему средству передвижения служило магнитом для большинства проходящих лодок. Не удержались и эти, заложив крутой вираж от противоположного берега и не подумав или не поняв, что я иду без мотора.

Сильный ветер и волна полностью скрыли водные приметы, посему они на полном ходу врубились в мель, над которой я спокойно шел. Виноватым, конечно, оказались не погода и любопытство, а я и пакрафт. Чертыхаясь, мужики взялись за шесты. А у меня что-то настроение приподнялось. Нехорошо, конечно, но, из песни слова не выкинешь. 

Левый берег полог, лыс и грустен, правый высок и с хорошим ягельным сосняком наверху, но у берега часто болотист. Вставать не хотелось.

С таким настроением дошел я до фермы Усица – стандартная нежилая разруха и - погрёб дальше. Пройдя еще с километр обнаружил 4 запертых домика в одном из которых оказались хозяева – пара из Усть-Цильмы на моторке. Мне они совершенно не обрадовались, а даже как-то испугались. Но муж все-таки решился выйти-поговорить. Он мне и рассказал, что хорошая асфальтовая дорога проходит всего в нескольких сотнях метров от правого берега и показал где тропа от нее спускается к реке.

Эта информация решила судьбу моего дальнейшего перемещения: как-то глупо упираться на веслах по скучной реке вдоль хорошей дороги. До Рочева мне был день усердия на веслах или 16 км по асфальту. Я выбрал второе.

Переплыл на правый берег и, пройдя через болотце, вышел к тропе-подъему по крутому склону. Закинул шмот наверх, чайничек у тропки на ветку повесил – может пригодится кому, лагерь разбил, до дороги прошелся-посмотрел и лег спать.

«Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше,
 Только утро замаячит у ворот.
 Ты увидишь, ты увидишь, как весёлый барабанщик
 В руки палочки кленовые берёт.»

Поднялся ни свет-ни заря, собрался скоро как мог и вышел на дорогу. Ну откуда мне было знать, что все движение по этой дороге завязано только на паромы? Приходит паром из Усть-Цильмы в Синегорье. В это время в Рочево паром переправляет машины на правую сторону. Автомобили устремляются навстречу друг другу, и дорога на пол часа становится оживленной. В остальное время на ней можно сиднем просидеть и ничего не дождаться: какой смысл местным жителям выезжать на берег без парома?
Сообразил я это позже, а пока, проторчав час в одиночестве и не зная расписания паромов, потопал я, кряхтя, потихоньку в сторону Рочева.
Долго ли, коротко ли… и так далее….
Вышел на берег, стапелиться не стал, решил: посмотрю: как да что, дневную норму и так выполнил. Ближе к вечеру засуетились машины на том берегу, перевез их паром ко мне и встал у берега, подрабатывая против течения. Машины сгрузились бодренько и покатили в Синегорье на паром до Усть-Цильмы. А я разговорился с паромщиком. Принял он меня за старообрядца – куда-то они там в этом районе наведываются. Мои возражения его не смутили, подозреваю, что он так и остался уверенным, что я старообрядец только, почему-то это скрываю.
В разговоре выяснилось, что с усть-цильминского парома придет маршрутка. Если в ней будут пассажиры до Филиппово, то она поедет туда, иначе – как получиться, все вопросы – водителю. Оказаться сразу в Филиппово минуя 1-2 дня изучения здоровенных меандр Цильмы? Это заманчиво…
Вскоре подкатили машины из Синегорья. Оказалось, водителю маршрутки и самому надо в Филиппово, у него семья там. Удачно! 25 км и пара грустных дней экономии.
Заминка с выгрузкой была в Рочево: насыщенный водой песок не держал машины, они садились на брюхо. Легковушки выдернули подъехавшие уазики, газели с трудом запихнули обратно на паром и повезли на более сухое место.
В маршрутке оказывается: до Филиппово едут 2 человека из Мылы: мужчина эмирского вида в отпуск и женщина. И их будет встречать моторка.
Дело-то уже вечернее, мне ночлег искать.  А по утру от Филиппово до Мылы либо 25 км по воде, либо переправится и километров 11-12 напрямки. А там опять переправится. Так и так – еще сутки минус.
На мой вопрос о «подбросить» было сказано обращаться к хозяину лодки, ибо «он и так за сегодня на шестах наломался». На мой ответ куда я собрался было выдано трудновоспроизводимое бубнение из междометий, легко воссоздаваемое кручением пальца у виска, после чего интерес ко мне был потерян.
Спустился я с ними к реке, получил благословение хозяина лодки и старался быть не очень заметным со своим рюкзаком и сумкой в придачу. Особенно когда отпускник взгромоздился на нос, взял шест и, отклячив пятую точку, устремил свой взгляд в воду выискивая мели. Но хозяин хорошо знал фарватер и, выписывая иногда лодкой кренделя, без происшествий доставил всех в поселок.
Взглянув на меня так же равнодушно, как и отпускник, хозяин лодки сказал, что уже поздно (солнце и впрямь уже заходило) и устроил меня на ночевку к своему родственнику Павлу. После чего тоже, с чувством выполненного долга, потерял ко мне интерес. Впрочем, он его и не проявлял.
В Мыле, надо сказать, все встреченные мной мужики были такими. То есть, если в других местах люди как-то любопытствовали: кто я, что я, откуда-куда-зачем, то в Мыле это никому не было интересно. На данный момент важно было одно – сенокос! Это слово звучало рефреном всю дорогу до поселка и в нем самом. Так что спровадив меня к Павлу и напомнив ему в очередной раз, что завтра сенокос, мужики пошли отмечать прибытие отпускника и готовиться к сенокосу.
Павел попытался отдуваться за всех, но получалось у него это с трудом – в принципе, я ему тоже был неинтересен. Он вскипятил чайник, выставил сковородку с рыбой и сел чаёвничать напротив. Такой крепкий и видный двухметровый охотник. На мое робкое предложение рюмки для налаживания контакта он просто сказал, что «он свое до инфаркта отпил». Стало понятно, почему он не пошел отмечать приезд отпускника и почему меня на него скинули.
Почаевничали, он мне постелил и легли спать.
А утром выяснилось, что старенький дисковый телефон, который (я был уверен!) стоял в качестве интерьера – работает! И я по стандартной схеме поговорил с родными, объясняя, что следующий раз выйду на связь нескоро. Стоявший сзади Павел буркнул: «О-о-очень нескоро!», проводил меня по невзрачной тропке, срезающей лишний для меня меандр, на берег реки, попрощался и пошел сенокосить, потеряв ко мне всякий интерес.
Позвонил ему на Новый Год, поздравил, сказал, что благополучно дошел. Но он, кажется, не очень поверил.
А я остался один.
Надолго.
Такой вот характер у жителей деревни Мыла. Походя, как само собой разумеющееся, довезли, на ночлег устроили, накормили-напоили, позвонить дали, проводили и ладно. У них свои дела. У них сенокос.
Денег с меня Павел не взял. И хозяин лодки с меня денег не взял. И водитель маршрутки с меня денег не взял. И паромщик с меня денег не взял…. А подъехавший в устье Цильмы рыбак поговорил-поговорил, и на следующее утро раненько завез из Усть-Цильмы две буханки хлеба: черного и белого и извинился, что не знает, какой я ем. И денег не взял. Хотя я предлагал…
Милые мои!
Спасибо, что Вы есть!
Такие, как есть!
Хороших Вам сенокосов, уловов и всего другого доброго и нужного Вам!

А мне дальше – вверх по Мыле и Верхней Валсе!


Видео к части 6 здесь: https://www.youtube.com/watch?v=UA2t9jqmx5A 
Отступление: сопровождением к ролику взял я песню, в исполнении Насера Кульсариева. Удивительного человека с внешностью бая и открытой чистой душой. А еще я не понимал, как его пальчики-сосисочки могли ворожить такие звуки на гитаре. Земля пухом тебе, Насер!

Комментарии

Популярные сообщения