ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ - БЕЛОЕ МОРЕ (С ПАКРАФТОМ ОТ НЕНЦЕВ К ПОМОРАМ) ЧАСТЬ 4



4. По Усе от Абези до Печоры (без заказника «Адак»)


Сразу за Абезью Уса идет вольготно и неспешно - 4.6-4.7 км/ч.
После ж/д, в местах транспортной  доступности, можно было еще видеть тропы и стоянки, но постепенно они исчезли.
Здесь же мной был замечен первый, изрядно заросший, створный знак подтверждающий, что судоходство в этой части Усы по крайней мере было. Раньше об этом свидетельствовали только надписи «прист.» на карте - железная дорога и её инфраструктура вытеснили судоходство с реки выше Абези. А может и были знаки – не заметил просто.
Ближайшим обозначенным на карте населенным пунктом была деревня Тошпи (Тош «Борода», «Бородач», пи «сын». Тошпи - «(деревня) сына Бороды»). «Живым» в ней остался один дом, поддерживаемый и периодически используемый рыбаками. Остальные строения рухнули.
Деревенька небольшая, но покосившийся остов от детских качелей и оставшиеся остатки уклада подразумевали крепкое хозяйство.
Эффект неожиданности на меня произвел новенький телефон Россвязи на такой же новой антенне, запитанный от солнечной панели. Внизу вышки располагался запертый металлический ящик, видимо, с аккумуляторной батареей.
Подняв трубку, из-под которой вылетел рой недовольных зеленых мух, я с удивлением обнаружил, что аппарат работает.
Неожиданно выскочивший навстречу заяц изучающе на меня посмотрел и потрусил обратно в лес что-то буркнув. Видимо то, что карточки для телефона у него закончились.
Примечание: подробнее о связи в части 3: https://sapojnikoff.blogspot.com/2019/03/3.html 
В доме я и переночевал.
Ночь запомнилась неожиданным визитом представителя коренной национальности. Оленевод был абсолютно пьян и разговаривал совершенно очаровательно. Из его пулеметного наречия я понял одно – он говорит на русском языке. Но выговор был настолько уникален, что я не понял ни одного слова кроме «масло». Постепенно, с помощью активного жестикулирования, он сумел до меня донести, что у него в лодке закончилось моторное масло и он появился здесь в надежде встретить кого-то из рыбаков и им разжиться. Вел он себя, надо сказать, очень вежливо. Помочь я ему ничем не мог, потока исторгаемых им звуков не понимал и очень хотел спать дальше. Кончилось тем, что он исчез, а я лег досыпать.
В общем Тошпи произвела на меня незабываемое впечатление и, если бы не забытая в доме дарёная маленькая легкая титановая кружка, была бы совсем добрым воспоминанием.
Идем дальше…
Березы еще только в почках, а верба уже выпустила первые листочки добавив слабый нежно-зеленоватый цвет в свой уровень и набросав на воду сережек, как больших желтоватых гусениц. Так и кажется, что вот-вот по ним хлестанет поднявшаяся рыба, но – увы…
Только-только вылезли первые комары – перезимовавшие, здоровые, ошалелые и запамятовавшие, что им надо делать.
По берегам еще встречаются довольно обширные снежники – рельеф, зимний ветровой режим и экспозиция иногда творят удивительные вещи.
Километров за 15-20 до Петруни река входит в пониженные заболоченные угодья, хороших мест для стоянок сходу не видно. Зато мыс с селом виден издалека светлым осыпным обрывом.
Мобильная связь отсутствует те же 15-20 км до Петруни и не меньше – после нее. Также как, впрочем, и в ней.
Сама Петрунь отметилась небольшой свежей церковкой, телевышками, моторными лодками, стадом коров и «Нивой» на берегу, свидетельствующей о том, что как-то, когда-то и куда-то отсюда можно выбраться.  Село прошлось без остановки.
Если верить картам ГШ и навигатору, то значительная часть моего пути по Усе и Печоре прошла по суше. Высокая вода половодья уверенно спрямляла наш путь через острова, мысы и косы.
Зато ветру есть где разгуляться. Поэтому, когда он сифонит, постоянно приходится выгребать возле берега, чтобы потом не мослать против ветра.
С Севера потянуло тучи, но благодаря моему усердию и направлению реки, от основного ливня удалось увернулся, и он зацепил меня самым краешком.
Ниже Петруни было встречено первое свидетельство судоходства, под громким названием «Брандвахта 115» (в данном случае «Брандвахта — несамоходное судно с жилыми помещениями, предназначенное для временного или постоянного размещения геологических партий, экипажей земснарядов, работников плавучих доков и мастерских, для проживания экипажей судов в межнавигационный или ремонтный период»). Судно мирно стояло на якоре в окружении лодок и катеров выше устья Большой Роговой. Примечание: как я писа’л еще в первой части, по поводу ударений в северных названьях у меня возник «пунктик». А тут: реки Малая Роговая, Большая Роговая и деревня Роговая! Вообще-то «гидроним свое имя получил по часто встречаемым в бассейне реки мамонтовой кости (бивням), которая в местном печорском говоре русского языка называются рогами». И по всем правилам вроде «рогова’я». Однако, не зная где местное население ставит ударение, я в комментариях к вышеперечисленным названиям постоянно «склоняю» варианты снимая с себя ответственность: «Рогова’я», «Рого’вая» или «Ро’говая»)))
 Было большое желание высадится-побывать на этом сооружении, но любопытство обломало отсутствие людей на палубе. Причаливать «в темную» было неудобно. Когда брандвахта осталась изрядно позади, на ней кто-то появился, но это было уже поздно. Не судьба…
Пройдя устье Большой Роговой на берегу было замечено некий сарайчик «на курьих ножках», оказавшийся при ближайшем рассмотрении уютным прибежищем для косцов. Косить пока было нечего, поэтому прибежище пустовало и только инструменты под нарами напоминал о его назначении. Сооружение было изрядно щелястым, поэтому комфорт пребывания в нем в период комаров и гнуса вызывал большие сомнения, но я удачно попал.
Шикарная погода позволила мне не только переночевать, но и спокойно зашить «юбку», позагорать в костюме Адама, подзарядить гаджеты, помыться-постираться и набрать бутылка с березовым соком.
По реке на картах отмечено несколько перекатов. Думаю, и в межень они представляют собой в лучшем случае шиверки в стороне от основной струи, а говорить о них в период половодья вообще не приходится – тут целые острова пропадают.
Изредка слева видны пляжи, которые после спада воды видимо обширны и на берегу, и, особенно, на островах. Они встречаются в описаниях, хорошо видны на снимках, но сейчас погребены под водой.
Следующий посещенный населенный пункт – Кочмес, на правом берегу Усы. За 2-3 км до него появилась связь МТС. Местные жители рядом с местом причаливания сажали позднеиюньскую картошку и любезно предоставили мне телефон для звонка. Мегазинчик, по их словам, в поселке есть, но по причине выходных закрыт. Так что меня ничего не держало, кроме пары симпатичных пичуг на бревнах, торчащих из воды.
Но держали они меня не зря. Звоня с чужого телефона я снял с шей герму с документами и пристроил ее на бревнышко. Там она и осталась.
Обнаружил я это километров через 6 ниже по течению. Грести обратно вдоль бережка было неприятно и долго…
В результате пришлось идти в ночь, нормального места под стоянку как-то не попадалось. И догрёб я таким образом до поселка Ягъёль ("боровая речка"), где в районе полночи и причалил, надеясь пристроиться в каком-нибудь брошенном доме. Тут ко мне и вышел Алексей.
Работы в поселке нет, а жизнь есть. Вот сын его, окончив курсы, сумел пристроится дизелистом. Дизель в Ягъели – это электричество до полуночи – вот и вся цивилизация. И работают Сергей с напарником за 15 тысяч впеременку через ночь.
А Алексею работы нет. И пенсии еще нет. У всех так.
Магазина нет, фельдшера-медпункта нет, школы нет, связи нет… Ничего кроме рук и натурального хозяйства нет. Ближайший город – Инта: зимой на снегоходе или летом на моторке по Усе и вверх по Инте.
Старший сын утонул в 17 лет в половодье с двумя приятелями.
Сергей парень молодой, видный. Спрашиваю у Алексея: «Девченки-то в поселке есть?»
- Нет.
- А как же парню жить?
- Да в отпуск съездит в Инту, может привезет кого…
- А поедут сюда?
- Да двое съездили, привезли…
Вот такой диалог….
Две лошади да три бычка – и те, и те на мясо, «огородик» в пол сотки, 15 тысяч на двоих, телевизор до 12-ти от дизеля, сетка в Усе на «что попадется» и невеста из Инты в отпуск.
Э-эх… «Цифровое вещание на всю Россию…»
Приютили, накормили, уложили, проводили…
Спасибо им!
А мой путь дальше, к заказнику «Адак» и дальше к Печоре…

Примечание: заказник «Адак» показан в отдельном фильме 5’ по адресу:

После Адака Уса продолжает карабкаться на северо-запад. И вот уже на левом берегу - казалось бы уже ушедший в весну снежник… А на правом – полузаброшенная деревушка Адзьва.
Это значит опять звучат бравурные марши, ёжики хором распевают «Славься…» и растущие по берегам плоды авокадо стрекочут от изумления! Проходим Северный Полярный Круг с Юга на Север!
Гордость, правда, будет переполнять надолго. Через десяток километров, загнувшись к юго-западу у деревни Адзьвавом, мы получим обратного пинка с Севера от дежурящего там тушканчика.
«А пройдут пионеры – трындец Мальчишу!»
Ну и ладно…

«Время, ты меня предашь!
Выронишь... — «Хоть час да наш!»

Упомянутая деревня Адзьвавом – большая, вольно раскинувшаяся на пригорке, со стаями диких уток, вольно плавающих у берега. Связь – 3g МТС, поэтому на моем стареньком аппарате она даже не определилась. По понедельникам летает вертолет в Инту. А так – как обычно: моторки-снегоходы. Видел УАЗики и Треколы – где-то, куда-то, когда-то можно и на них.
Купил хлеба и пошел дальше.
Всё.
Покатились к югу.
После Адзьвавома весна стала накатывать по часам и километрам. Зелень прорвало отовсюду.
 На траверсе р. Заостренная встретил местного жителя, живущего там (взял гектар земли, отстроился) и возвращающегося домой после проверки сетей. Угостил меня рыбой, пригласил в гости. Где-то в интернете я уже встречал про рыбака в устье Заостренной. К сожалению, мы как-то не познакомились по именам: посидели «борт к борту», поговорили… За рыбу поблагодарил, от чая отказался – уж больно не хотелось погоду хорошую терять.
Вдруг кто-то соберется-встретится – привет ему большой и спасибо.
В районе острова Пашпиянди узрел первое судоходство: перекошенный буксир тяжело и натужно толкал против течения перекошенную баржу с одиноким перекошенным уазиком. Долго-долго. Ну и ладно, значит кому-то нужно.
Справа река впадает – Большая Макариха. Там же и деревня Макариха, и речка Средняя Макариха, и озеро Макариха-Ты, и горы вдоль Большой Макарихи - Макарихащелья (щелья - обрывистый берег реки; яр, мыс на реке).
Вот – думаю – жила такая бравая Макариха, сколько памяти о себе оставила…
Ан нет. «Гидроним образован от личного имени Макар и -иха — суффикс, который указывает на расселение старообрядческого населения в данной местности». Стало быть – Макар молодец.
Хотя про тетку-Макариху мне больше нравилось.
Ниже устья Макарихи по правому берегу встречаются нечастые в этих местах высокие обрывистые берега. Для любителей минералогических сувенирчиков и коллекций по ним можно полазить-покопаться, найти и что-то небольшое симпатичное на память, и стяжения до 1 метра «яиц динозавра» (см. фото)
К вечеру тучи потянуло. На ночевку встал и до полуночи рыбу жарил – боялся, что портится начнет. Щучка ничего, а язи быстро квасятся. Ушицу замостырил, да зря. Котелок один, несколько дней потом «чай» мой рыбой отдавал – что я только с ним не делал.
Ночью грянула грозища – будь здоров - и все утро лил дождь. Но к обеду – как ничего и не было. Пошли…
Железнодорожный мост от Усинска виден на горизонте километров за 8 – стимул грести. Подплывая только посетовал на отсутствие связи – пошли смс-ки: Мегафон прорвало. Качался на волнах и с родными разговаривал…
За мостом обжито: деревня, хаб газовый, собаки заливаются.
А километров за 15 до Усинска – такие коттеджи на правом берегу – мама не горюй. Четверг, а народ шашлычный на берегу тусит – цивилизация, встать негде.
Тут-то черемуха и накатила по полной, не продохнуть, до слез. Почитай до Усинска.
Время становится, а нас тащит и тащит – не в городе же лагерь разбивать.
Так и идем.
Старая пристань.
Пара буксиров… Название забавное: «Материк 2».
Порт… Дело к ночи, а работа кипит, баржи грузятся-разгружаются. День полярный – все успеть можно.
Холодает, солнце село-встало, а мы все идем…идем…идем…
Так и шли, пока купол церкви в Усть-Усе не засиял.
И лагерь разбили уже на Печоре.
Только кнопка на камере в кармане то ли запала, то ли случайно нажал – от Усинска до Усть-Усы только несколько фотоснимков в ролике.


Фото здесь https://photos.google.com/share/AF1QipORjEof1R8h-OfiktE4UPGWou1i6udfaZX5LygzCsjjBk3kssbJOrk9zsJ5HnmkUw?key=TGdIOUhpWFptcE9pTExRZTRYelRDWWY5RjlkWU5n

(по частям, не отбракованные)

Видео к части 4 здесь: https://www.youtube.com/watch?v=afoS2Owf6t0 

Комментарии

Популярные сообщения