ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ - БЕЛОЕ МОРЕ (С ПАКРАФТОМ ОТ НЕНЦЕВ К ПОМОРАМ) часть 5

Часть 5. Печора от Усть-Усы до Усть-Цильмы.




Большие реки трудно снимать, так, чтобы было интересно смотреть, а уж на экшен-камеру проблематично многажды….

Глаз – удивительный оптический прибор. Плывешь – от берега до берега не один час если, конечно, погода позволяет. Смотришь вдаль, а там деревня, или вид красивый, или мост, или просто объект какой. А по карте до него с десяток километров может быть. Включаешь камеру и начинаешь что-то снимать, наговаривать, руками размахивать, пальцами тыкать…

Дома смотришь – и вообще непонятно, про что ты разглагольствуешь: там и береговая полоска-то только угадывается.

Ладно – далеко. Бывает объект – в сотне метров, глазами – вот он. А без зума на видео хоть в лупу разглядывай – нет ничего, так что и непонятно: про что ты там восторженно бубнишь.

С точки зрения легкости, удобства, устойчивости ко всему подряд, экшен-камера – это хорошо. Да и качество, если камера хорошая – на высоте. Но средние и дальние планы… Впрочем, я про это уже раньше писал.

А какие еще планы на большой реке, когда чуть ли не сутками из лодки не вылезаешь? Вот и получается: отснято много, а выложить нечего.

Это так было – отступление, жалобы вслух.

Итак…

Вышли мы на Печору: «тишь, да гладь, да Божья благодать!»

Направо сразу – протока Новик-Шар (Шар - это пролив. Вся Печора по бокам – в шарах, да и в нижнем течение Усы встречались).

На карту глянуть – там со стороны Усть-Усы почитай тупик. Ну а в половодье – море разливанное.

Протоку пересек и встал сразу, на острове то ли Тониди, то ли уже Новикди (острова многие - «ди», ибо «ди» и есть – «остров»), почти напротив деревни Новикбож. Как видим – тут везде Новик отметился: по преданию первым поселенцем был «Игнатий по прозвищу Новик».

Лагерь разбил, кипяточком побаловался и лег отсыпаться.

Дальше Печоре то ли не понравилось мое появление, то ли она решила меня на «слабо» проверить. Вообще-то по маршруту так было всегда на всех «контрольных» отрезках: сначала  *опа, а в конце, когда уже всё по барабану и не очень-то нужно – тишина и нирвана.

Поднялся ветер. Естественно – встречных румбов. Река большая – ветру есть где разогнаться, даже небольшому. Выгребать против ветра – невеликое удовольствие, а тут не выгребать надо, а целыми днями грести.

Выход был один: при малейшей возможности уходить в протоки. Половодье выручало: большинство «тупиковых» в межень отрезков были проходимы. Некоторые проходились буквально за день-два до «закрытия». Это удлиняло путь, но убыстряло прохождение: острова и деревья принимали ветер на себя. Заскочил в небольшую протоку и - непонятно против чего ты только что боролся?

Но и протока-протоке рознь. От половодья никуда не деться: некоторым конца-края не видать, от берега до берега грести-не догрести.

Но протоки были не всегда, где-то от основного русла не убежать. Кроме того, желательно было как-то перескочить к левому берегу Печоры, под ветер, и сделать это достаточно быстро, поскольку при этом пересекался судовой ход. Уйти на пакрафте быстро и при спокойной погоде не очень получается.

Нельзя сказать, что судоходство досаждало, тем более в протоках это было безразлично, но держать это постоянно в голове при движении по основному руслу было необходимо.

Еще из общего – реакция местных жителей на пакрафт. Их было совсем немного, но все они до встречи со мной похоже не допускали возможности передвижения на таком утлом суденышке по их реке. Самой лодке было неинтересно чужое мнение – груженая, она отлично держала волну с какой бы стороны та не пришла.

В общем, в первые дни на Печоре дуло по-печорному. Позже тоже, но не постоянно и я уже приноровился уходить от ветра.

В один из первых дней случился и еще один «инцидент». Шел я, как обычно, против ветра. Натянуло тучек не так, чтобы критичных на вид, но «а вот и сходятся два танка, два ферзя…». Не углядел я в этой смене погоды встречи двух фронтов до тех пор, пока рядом, только руку протяни, метрах в 100 и часов на 10-11, не стал подниматься вверх смерч, затягивая и затягивая в себя воду. Он закручивался, расширялся и поднимался, поднимался, как гигантская змея под дудочку небесного факира, втягивая, всасывая в себя Печору, пока не уперся в совершенно невзрачное на вид облачко...

Встречная волна явно стала меньше, так что я даже подумал напрячься и проскочить вперед до мыса. Только позже я сообразил, что волны просто вдавило сверху в реку и через несколько мгновений ветер подхватил и понес лодку против течения. Ах, как легко и быстро понес! Как пылесос окурок! 
Не знаю, чем бы все успокоилось в иной ситуации, но в моем случае на руку сыграло половодье. Крутанул я пакрафт по ветру, да и подправил его в кусты – то ли остров затопленный, то ли коса длинная. Вогнал и закрепился на верхушках ивняка.  Ивняк гасил ветер и держал пакрафт.

Когда я закончил эти манипуляции змеи в небе уже не было – факир засунул ее в свой мешок. С полчаса мы с пакрафтом болталисься на ветках пережидая волнение и порывы ветра, а когда добавились капли, стали выгребать-таки к тому мысу. На нем и просидели под дождем весь следующий день.

Потом погода наладилась. Ветер по-прежнему был встречный, но слабее и я уже научился от него скрываться под берег и в протоки.

Не буду подробно останавливаться на населенных пунктах, отмечу лишь, что две вещи в топонимах часто радовали – это их названия и присутствие в деревнях небольших, но по виду ухоженных и симпатичных церквушек. В названиях, конечно, ничего смешного не было, но звучат они на русском языке иногда замысловато, да не обидятся на меня местные жители – это только доставляет удовольствие. Причаливал я к деревне на Печоре единожды – в селе Кипиево. Большое село со всей необходимой инфраструктурой. Купил хлеба, позвонил родным – спасибо продавщице магазина и пошел дальше.

Трижды был увиден речной пассажирский катер. Точные маршруты водным транспортом меняются, так что, кому интересно, лучше узнавать в конкретную навигацию. Из Печоры в Усть-Цильму летает и вертолет, подсаживаясь в нескольких населенных пунктах, в том числе и Кипиево. Кроме того, распространен «частный извоз» на моторках. Цены не выяснял.

Что еще?...

Рыба появилась. Нельзя сказать, что от пуза, но мне много и не надо.

Не часто, но в это время еще попадается топляк – надо быть повнимательнее.

Комаров уже хватает, но, поработав-походив на всем севере от Кольского до Чукотки, смею сказать, что слухи об особых полчищах северных комаров сильно преувеличены – их не больше, чем где-нибудь в Мещере, а уж что творилось в этом, 2018 году в Воронежской области, кто не помнит – может поднять сообщения. Другое дело – весь гнус. Ну – да – бывает многовато. Ну и ладно.

Еще следует остановиться на стоянках. Плывя на удалении от берега он кажется идеальным, а пляжи так и манят искупаться. При ближайшем рассмотрении берег часто оказывается забит коряжником или ивняком, или представлять собой глинистый оползневой обрывчик (однажды, выбираясь на такой, я удачно сполз вместе с отслоившимся пластом и оказался по горлышко в воде). 
С пляжами другая проблема, которая после половодья, думаю, отпадает. Дело в том, что песок мелко-тонкодисперсный и насыщенный водой, которая постоянно спадает, но из песка уходит достаточно долго. В результате мы имеем 2-4 метра насыщенного водой песка, наступая на который можно уйти по колено как в болото, а потом долго выкапывать обувку. На пологих пляжах это заметно меньше, на тех, что покруче – больше. Грузиться-разгружаться в таких местах замучаешься, да и тащить бечевой, кстати, по таким косам лодку малоприятное удовольствие. После половодья граница воды в песке должна устаканиться с урезом и эффект пропасть. Это я к тому, что места стоянок лучше выбирать заранее, а не как я – идти до последнего))

Несколько растровых соток для навигатора на маршрут отсутствуют, но, для такого сплава это неважно. Бумажные двухсотки были на всё.

Ближе к устью Цильмы погода стала спокойнее, еще пару раз я пересекал Печору с берега на берег посматривая, чтобы не было барж и прочих судов.

Да, тут был еще один не очень приятный момент, на который желательно обращать внимание на больших водных пространствах. Где-то в районе Усть-Ижмы Печора прилично расширяется. Острова, попадающие в это расширение, были по большей части затоплены, идти вдоль какого-либо берега было и неудобно, и не хотелось. И пошли мы середкой, основной струей. В результате, до каждого берега получилось до часа гребли. И в этот момент нас достал грозовой фронт. Махать веслом в грозу посередь реки – это дискомфорт, пришлось срочно ретироваться.

Из того, что НЕ понравилось в окружающей человеческой действительности отмечу вот что: я не знаю почему, но берега многих деревень превращены в свалки. Развалились эти села, как пьяные мужики без штанов, вывалив на склоны все свои причиндалы. И не то что помоечный мусор (может и он там есть, все не разглядишь), но завалены берега какими-то досками, строительным хламом, тем, что можно в конце-концов собрать и сжечь. Не понимаю…

Связь на воде есть не всегда, но в принципе проблем особых нет. Иногда, при полном отсутствии какой-либо связи (хотя у меня была только симка Мегафона, наличие связи других операторов отмечается на телефоне и дает возможность сделать звонок экстренным службам) у меня вдруг раздавался телефонный звонок. Происходило это 3 раза и производило странное впечатление. Что это были за фантомы – непонятно.

Последний день я опять плыл в ночь и удачно, ибо после постановки лагеря в устье Цильмы, сверху ливануло. Дождь шел часов до 10 утра, после чего погода порадовала, а я добавил к радости дневку с купанием, постирушкой, рыбой и прочими радостями.

Путь вниз закончился, начинался путь вверх.




Видео к части 5 здесь: https://www.youtube.com/watch?v=LPVzPeCGhNc

Комментарии

Популярные сообщения