ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ - БЕЛОЕ МОРЕ (С ПАКРАФТОМ ОТ НЕНЦЕВ К ПОМОРАМ) часть 5'



5’ Заказник «Адак». Сулой.



5-ю часть я размахнул на всю оставшуюся Усу: от Абези до Печоры.

Но, во-первых, материала получается много: как ни режь, все равно итоговый ролик будет великоват. А, во-вторых, сразу вылез заказник «Адак», который сам по себе заслуживает отдельной части. В нашем случае – подчасти, т.к. по разным причинам дробить пятую часть на куски не хочется.

Монтировался ролик тяжело. Мне хотелось оставить максимум «родных» комментариев с пленки, но был сильный ветер и микрофон без ветрозащиты гремел так, как будто попал в смывной бачок во время использования оного.

Несколько дней я скрупулёзно пытался вырезать бьющие по ушам пики не повредив речи и немного преуспел.

Однако видеоредактор не признал монтажа и отказался перегонять получившийся ролик в конечный файл в нужном мне формате.

В результате, еще пару дней я занимался поиском кусочков, которые ему «не понравились» и перемонтировал их в ущерб замыслу или просто резал. Потом сохранял полученный отрезок в виде фильма и уже затем смонтировал эти куски целиком.

То, что получилось мне не очень понравилось: многие переходы пришлось порезать, из-за чего они «прыгали» друг-за другом, что-то просто потерялось, звук и музыка получились грубыми, но на переделку я уже не способен – просто и так времени нет от слова «совсем». Так что выложил как есть.

Что касается «протокольных» данных, я приведу их из интернета, чтобы не пересказывать. Кому любопытно – прочитают, кому нет – пролистнут, кого заинтересует – сами покопаются и добавят для себя.

Как я ни старался, но совсем обойти тему ГУЛАГа не получается.

Итак..

«Адак - посёлок Адзьвинского сельсовета Интинского горсовета, в 3,8 км от д.Адзьва. На топографические картах 1950-х - совхоз Адак. Возник как лагпункт.

В переписи 1959 - Адаквом, 76 человек. В 1960 - посёлок Звероферма; в 1963 - 87 человек. На топографические картах 1961 обозначены по соседству населённый пункт Адаквом и Звероферма. 1966 переименован в Адак. В 1970 - 3 человека. 1977 исключён из учётных данных.

Близ деревни Адак была найдена стоянка древнего человека. Судя по ней, люди селились на Усе ещё за 3-4 тысячелетия до н.э.

В районе д.Адак находится Адакское пещерное святилище (раскопки Семенова В.А.). Здесь была обнаружена фигурно-прорезная плоская подвеска с изображением стилизованного животного (лягушки?). На спине животного небольшими углублениями отмечены рот и глаза, имитирующие личину. Памятник многослойный, предмет относится к эпохе раннего средневековья».

Примечание: тут у меня в голове была путаница, пока не понял, что все это относится к "нижнему" Адаку - инвалидному лагпункту Адак. Рядом есть еще Старый Адак. Оба они связаны одной нераздельной историей ГУЛАГа. Возникновение Адака везде связывают с появлением лагпункта, хотя, возможно, деревня "Старый" Адак существовала задолго до его размещения здесь.
Далее:

«Само слово «адак» в переводе с ижемского диалекта коми языка означает «глубокий омут с высокими берегами». Негласным центром комплексного заказника «Адак» является река Уса, а также её притоки – малый и большой Адак. Обрамляют водные русла живописные скалы высотой до 35 метров. Скалы в заказнике вызывают особый интерес. В них есть небольшие гроты, пещеры, останцы выветривания.

На вершинах скал находится два археологических памятника эпохи мезолита (около 5 тыс. лет назад – от ред.). В 1968 году учёные обнаружили в одной из пещер святилище – место совершения религиозных обрядов. Эти пещеры считались сакральным местом, местом перехода из мира живых в мир мёртвых.

Здесь находились болбаны-идолы – жертвенные места, где шаманы совершали свои обряды, разговаривали с душами умерших предков, просили защиты и приносили в жертву разные дары.

Адакские пещеры были известны далеко за пределами этих земель. По утверждению историков, жители южных уголков отправляясь на Север по делам, старались непременно попасть в святилище, чтобы задобрить богов сюда нескончаемым потоком несли дары. Некоторые, спустя несколько веков хранятся и теперь в Интинском краеведческом музее. В экспозиции – наконечники стрел, подвески – женские украшения, всё самое ценное, что люди имели и приносили в дар богам.

Именно здесь на территории заказника «Адак» в 30-е годы прошлого века располагался санитарный лагерь ГУЛАГа. В то время в Воркуте обнаружили месторождение каменного угля и сразу же туда на тяжёлые работы стали направлять заключённых.

По словам сотрудника Интинского краеведческого музея Николая Баранова,

«Адак – место ивалидного лагеря. Привозили из Воркуты безнадёжно болевших, которые не могли работать в шахтах. Были в нём и политические, в основном интеллигенция. К примеру, с 1938 по 1943 годах находился один из зачинателей коми советской литературы театрального искусства Виктор Савин.

Рядом с инвалидным лагерем был известковый завод, а в 4 км выше, возле бывшей деревни Старый Адак кирпичный завод. Известковую пушонку и кирпичи на баржах доставляли для нужд строящихся: Сивой Маски и Воркуты. После закрытия лагеря, примерно в 1943 году, рядом была устроена звероферма по выращиванию серебристо-чёрных лисиц».

Свидетельства той страшной эпохи Адак хранит до сих пор. На правом берегу Усы сохранились отвалы и остатки печей кирпичного и известкового заводов. Смертность в лагере была очень высокая. Заключённых хоронили в 300 метрах выше лагеря. Позже это кладбище назвали Горкой.

То самое кладбище стоит и по сей день. Мрачные кресты безмолвно напоминают о страшных лагерных событиях. Сюда поклониться душам умерших приезжают родственники не только из России, но и из других государств.

Деревня Адак, которая в период существования лагпункта насчитывала семь-восемь дворов, постепенно пришла в упадок. К началу 1960 года практически все жители её переселились в другие деревни. На месте поселения осталась одна изба, периодически занимаемая рыбаками, а на месте бывшего лагерного пункта Интинским обществом «Мемориал» в 1994 году установлен памятный деревянный крест «Невинно пострадавшим».

Изба, упомянутая в этой публикации, вернее, кострище от нее, есть в ролике. Не знаю, что было первопричиной: изба ли попала в пожар, или он пошел от избы, но следы старого пала есть по обе стороны избы на значительном расстоянии.

На сайте «Некрополь террора и ГУЛАГа» отмечены 2 захоронения в этом месте:

Кладбище заключенных кирпичного завода при лагпункте Адак Ухтпечлага/Воркутлага/Инталага  и

Кладбище «Горка» инвалидного лагпункта Адак Ухтпечлага/Воркутлага/Инталага  

И нельзя не процитировать выдержки из воспоминаний Александра Ивановича Боярчикова «Лагерь смерти «Адак» (А.И.Солженицын в книге «Архипелаг Гулаг» описывает казни на Адаге ссылаясь на «А.Б-в». Может быть, это один и тот же человек, так что возьму из первоисточника. Извините, если это не так. Тем более, что цитата Александра Исаевича есть в одной из ссылок).

«В инвалидный лагерный пункт «АДАК» меня привезли чуть живого. Каторжный труд в шахтах на Воркуте измотал мои силы и нервы до предела.

В «Адаке» нас немного «ремонтировали», а потом опять посылали на работу в шахты иди на известковый завод на добычу камня или на заготовку и подачу дров в известковые печи.

Осенью 1937 года из перевалочного лагерного пункта Адьзва-Вом в «Адак» была этапирована бригада заключенных для строительства инвалидного лагпункта из временных палаток.

Бригада состояла из 40 человек и разместилась в маленькой палатке, едва вмещавшей этих людей.

Не успели еще построить каркасы для натягивания палаток, как из Воркуты нагрянули баржи с травмированными заключенными, инвалидами, стариками, преимущественно старыми большевиками, непригодными для работы на шахтах Воркуты.

Была уже поздняя осень. На реке Уса плавала первая шуга, когда баржи причалили к берегам в устье реки.

Заключенных инвалидов выбросили из барж на берег под сосенки, сменившие здесь тундровый пейзаж Воркуты на мелколесье. Вдали от лагпункта маячил более крупный и густой лес, хранивший в своих дебрях тайны происшедшего здесь события до нашего сюда приезда. Об этом событии старожилы рассказывали всякое.

Я не буду пересказывать всего того, что слышал, но не видел сам. Расскажу, как на моих глазах люди гибли ежедневно десятками, отправляясь «на горку», умирали в палатках, замерзая и околевая у железных печурок, падали от голода и холода, от дизентерии и дистрофии.

Болезни и смертность в «Адаке» начались уже по прибытии туда заключенных из Воркуты, однако не только потому, что не были готовы палатки и люди простужались, засыпая на мерзлой земле под открытым небом, но и оттого, что не были завезены продукты, отсутствовали кухни, пекарни, бани.

От голода люди набрасывались на мерзлую картошку, разложившуюся под открытым небом и своей гнилью вызывавшую поголовную дизентерию и поносы, вслед за которыми ослабленные люди умирали как мухи. На подвешенных под открытым небом котлах варили вонючую, не раз уже перемерзшую и не раз уже оттаявшую треску, которую раздавали в разваренном виде прямо в грязные руки. Хлеба не было. Вместо него в этих же подвешенных котлах пекли лепешки. Полусырыми и горячими их выдавали по одной на человека. Голодные люди их проглатывали с жадностью и тут же хватались за животы.

Когда замерзла Уса, лагпункт оказался оторванным от Воркуты и от всего внешнего мира. Предоставленный сам себе, своему лагерному начальству, он замолкал так, будто обреченным обитателям его всаживали кляп в рот.

Тихая смерть унесла в первую же зиму сотни людей. Выжили только самые молодые и наиболее крепкие….»

Лагерные воспоминания вообще тяжело читать….

В заключение, для туристов, приведу только пару фраз из воспоминаний того же А.И.Боярчикова, про события после его освобождения:

«…В исполкоме Усть-Цильмы нам сказали, что морская навигация до Архангельска начнется только через два-три месяца, поэтому нам надлежало выехать в город Нарьян-Мар. Однако местное начальство из числа порядочных людей советовало нам не ждать два месяца морского парохода, а идти пешком по тундре до Великого Устюга (1500 километров).

Набралось 18 человек, желавших идти до Великого Устюга.


...Шли дни, бежали километры, и в один прекрасный день (22 июня 1941 года) мы подошли к воротам древнего города Великого Устюга, прошагав за 38 дней по заболоченной равнине Севера России 1500 километров….»

Остальное можно прочитать самим.

Да-а-а…

А теперь я немножко продолжу «за мой маршрут».

Благополучно прибыв на место верхнего Адака, я обнаружил остатки последнего сгоревшего дома, сортир без двери и расстрелянный, но устоявший геодезический знак (отступление: не знаю почему, но всегда находятся м-м-м «странные», скажем, люди, которым надо шмальнуть в геодезический знак. По крайней мере, на большей их части в не очень населенных местностях можно найти отметины. Или я такие места выбираю?)

В доме наличествовали остатки развалившейся печки, пустые бутылки и никуда не пригодные останки панцирных кроватей – мир их праху.

Отдельно валялась избежавшая участи «свального греха» спинка одной из кроватей – перед тем, как отпустить ее «на волю» над ней долго и изощренно изгалялись. Выглядела она так замысловато, что я на всякий случай оглянулся, опасаясь увидеть какого-нибудь йети, который с ней такое сотворил, ибо человеческим рукам сие недоступно (справедливости ради следует сказать, что возможно ее так искорёжило в огне, но об этом я подумал позже).

Из достойных вещей рядом валялся чайник без крышки, который позже был мной проверен. Обнаруженный у чайника хронический насморк под носиком, позволял вскипятить кипяточка на несколько кружек, что вполне хватало на утро или вечер. Закипал он почти мгновенно, был взят на вооружение, прошел со мной до пешки на Цильме и оставлен был возле нее на ветке у рыбацкой тропы – авось кому-то пригодится.

Чайник фигурирует в нескольких роликах. Поскольку мало кто из немногих посмотревших фильмы доберется до сего опуса, а до этих строчек тем паче, реакцию нетрудно предположить: «Этот ***** еще и чайник из Москвы прет!...» Ну, в целом они правы.

Про старый пал я отметил выше, виды на Усу были шикарны, вверху по обрыву шла замечательная тропка, по которой я дошел до остатков печи для обжига кирпича.

Тут, может быть, стоило посыпать голову пеплом, но я не буду, она и так малость присыпана… Большинство ссылок, приведенных в начале, я обнаружил постфактум, уже по возвращению. Поэтому, встретив развалины, я, видя красоту места, подумал не о печи, а о часовне. Жаль, что ошибся – такие места для храмов, а не для печей.

Если бы, конечно, я озаботился перед отбытием более подробной информацией, то посетил и места захоронений, но как вышло – так вышло.

Прошелся еще по берегу, поставил палатку, исследовал чайник, посмотрел на Усу, подумал, погрустил и лег спать. Рыба была индифферентна ко всему.

Дождь, начавшийся ночью, к утру перешел в безнадежность.

Конечно, палатка+тентик регулярно показывали небу кукиш, но хотелось двигаться дальше.

Часам к 12-ти солнце подняло тучи, еще пару часов ушли на полоскание желудка из чайника и сборы.

За это время на небе стало чуть-чуть светлее, а на воде чуть-чуть грустнее.

Северо-западный ведер крепчал, пытаясь вдуть встреченному течению, но оно упиралось всем своим половодьем. Вдоль берега было ничего, но на стремнину соваться не хотелось.

Алексей, приютивший меня предыдущую ночь в деревеньке Ягъёль (будет в части 5), предупредил, что при встречном ветре у Адака может быть опасно - возникает сулой, стоячие волны и прочие неприятности.

Кому, как не ему это говорить…

Кроме виденного мной его сына Сергея, был у него старший сын. Так же в половодье ушел он с двумя приятелями на лодке. Все трое погибли…

Надо сказать, что многие местные жители пренебрегают спасательными средствами. Не знаю были ли, нет ли – не буду грешить. А три человека ушли. Всех, нашли со временем…

Пошли мы потихоньку вдоль берега.

Сначала ничего, но потом ветер стал отжимать и против течения, и от берега. Разок, пока с фотоаппаратом возился, не заметил, как вынесло ближе к середке, к струе основной – дело секундное. Чем-то Мсту весеннюю напомнило между порогами, только там несет, а тут еле выгребаешь.

А про берега что сказать – все на пленке видно. Красиво же… В  интернете можно и симпатичнее кадры найти, зато это – свои. Ветер, конечно, лепит в микрофон, заглушает моё бубнение, но «имеющий уши да услышит».
Пояснение: и в литературе, и в интернете, и в ролике часто говориться "скалы Адака". Конечно, скалы бывают разными и "корифеи"  гор могут поморщится от этого словосочетания: "разве это скалы - останцы какие-то!" Друзья. Это тоже скалы, со своей красотой и своеобразием.

И – да – махающие в кадре весла всё-таки придают кадру динамики. Но как при этом сохранить горизонт – вопрос. Хотя то, что вижу на компьютере кажется лучше того, что видел после съемки: там кадры «с головы» мне категорически не нравились.

Так, потихоньку, прошел я Адак с его красивыми берегами, печальной историей, развалинами печей и пещерными святилищами. 

Фото здесь (неотбракованные): https://photos.google.com/share/AF1QipORjEof1R8h-OfiktE4UPGWou1i6udfaZX5LygzCsjjBk3kssbJOrk9zsJ5HnmkUw?key=TGdIOUhpWFptcE9pTExRZTRYelRDWWY5RjlkWU5n


Видео к части 5' здесь: https://www.youtube.com/watch?v=oaBFFJtz36E




Комментарии

Популярные сообщения