«Одержимый Джим» или с пакрафтом вдаль… Магадан-Анадырь Часть восьмая. Возвращение 2019 год


«Одержимый Джим»
или
с пакрафтом вдаль

Магадан-Анадырь

Часть восьмая.
Возвращение
2019 год


Но опять не понять: почему же когда
Холодеет душа, мы спешим в холода?
И, от вьюг потеплев, вновь встаем на крыло –
Улетаем в тепло.
Улетаем в тепло…
«Хадата»

Судя по именам, самолет был женщиной, и, скорее всего, немного ветреной (что для самолета естественно) ибо имена разнились. Впрочем, может быть одно было псевдонимом.
Сбоку фюзеляжа красовалось: «Мария Пашкевич». Сей антропометрический двучлен богато разбросан на просторах интернета в виде никнеймов разновозрастных дам в социальных сетях, но вряд ли летательное средство имеет к ним отношение.
Найти Марию Семеновну Пашкевич – фронтовую летчицу, работавшую после войны на Чукотке, оказалось по нему непросто. Присваивать имена реальных заслуженных людей летающим «Газелям» канадского производства с баснословной ценой (естественно сказывающейся на стоимости билетов) мне кажется неправильным, но развивать эту тему не буду из уважения к человеку.

Второе – народно-демократическое имя – «Дашка» - вкусное и приживчатое. По звучанию – этакая не совсем трезвая шалопутная девица, хотя, справедливости ради, это просто переиначенное название DHC-6.

2 ряда кресел по двум сторонам, 19 человек вместимость и… 1940кг максимальной коммерческой загрузки. Легко понять, что вес человека в одежде + 10 кг груза + 5 кг личных вещей не должны превышать 102 кг… М-да, хорошо, что меня с доплатой пропустили с 16-килограмовым рюкзаком + кофром.

Дверь в кабину пилотов отсутствует, все манипуляции экипажа на виду. При взлете они оба (один левой, другой правой рукой) крепко держатся то ли за ручку, то ли за петлю посередине верхней приборной панели. Создается впечатление, что они полиспастом задирают нос самолета, тянут его верх, вытаскивают за волосы, как Мюнхаузен, к небу.

Впрочем, извините – я залез в какие-то технические, никому не нужные дебри: всему виной ворочающаяся с боку на бок и шуршащая желтеющими страницами в ящике стола летная книжка, не заполняемая с конца 80-х…

Итак…
Провожал меня дождь.
Он рыдал горюче-холоднючими, как авиационный керосин, слезами, со всхлипами и присвистом – тяжко было расставаться с таким напарником, как я – мне ли не знать!

Сам полёт запомнился двумя грустными моментами: во-первых, все время ожидания в сарайчике аэровокзала я боялся упустить возможность отправки и никуда не выходил. Я даже представить не мог, куда там сходить можно было по естественным своим надобностям. А лететь до Анадыря ± 2 часа. В «Газелях» туалетов нет - так и сидел…  Во-вторых, экипаж как-то лихо заложил посадку, так что все взялись за уши – давненько у меня так не закладывало, только в Анадыре отпустило. А может просто старею…
…Стекла в салоне после взлета запотели, что усугубило сходство с поездкой в маршрутке. Только расстояние побольше.

На автобус до причала я опоздал. Недолгий путь на такси стоит 300рэ. Катер на подходе - я-таки приду в Анадырь по воде...

Лахтаки и белухи непременный атрибут Анадырского лимана - приятный, чуть экзотический довесок к странствиям. 
Если с белухами все понятно, то с лахтаками не очень, ибо кто там в воде разберет: ларга, кольчатая нерпа, лахтак или еще какой вид тюленей плавает-ныряет. Поэтому многие, и я в том числе, часто просто говорят – нерпа, что терминологически не совсем верно. Но оставим эти разбирательства специалистам.

Встречал меня Виктор Лебедев – давнишний приятель, а здесь – технический директор рудника «Валунистый». Встреча была теплой, квартира, в отсутствие родителей, шикарной – спасибо, Витя!

Анадырь и изменился, и не изменился. О давнем городе в памяти осталось немного, главным образом полу-гостиница, полу-бичарня с номерами человек на 8-10 – «пересылка» между Тамватнеем и Большой землей…

Нынешний город больше «повернут» к деньгам и зарубежным гостям – противное веяние времени. В аэропорту, кстати, было встречено несколько групп иностранцев, тусующихся в его правой части возле стоящей мумии мертвого медведя…

Про памятники города проще глянуть в интернете, что-то можно посмотреть в видео к этой части повествования. Памятники как памятники. 
Если переодеть скульптуру основателя города Леонида Францевича Гриневецкого из морской формы в стандартно-гражданский костюм Владимира Ильича, а, вместо бинокля, разместить в руке кепку, то, на мой взгляд, Ильич и получится.
В общем, город мне понравился…

С сувенирами в Анадыре не то что проблема, но душа ко всем этим рекламируемым поделкам не лежит: фигурки из кости, придуманные «амулеты» из кожи и шерсти – всё «на потоке» и дорого – в интернет-магазинах столицы можно купить то же самое, даже дешевле.

Точек продажи немного, одна из них – в музее «Наследие Чукотки». Подхожу – вход огорожен, ступеньки ремонтируются, бумажка: «Извините… Обойдите с другой стороны…». Обхожу, проникаю через «чёрный ход» - начинается экспозиция по стрелочкам. Народу – «шаром покати». Прохожу, осматриваю первый этаж, поднимаюсь выше – история, изделия настоящие, не магазинные: смотрю, что-то записываю, запоминаю. Экспозиция подходит к концу…
Мимо проходит женщина:
- Вы что тут делаете?
- ?
- Ну, как вы сюда попали?
- Обычно: ваше объявление с извинениями – черный ход – экспозиция по стрелкам…
Начинается скандал.
Оказывается, я должен был пройти к закрытому входу и купить билет!
Смешно и грустно. Во-первых, потому, что простая мысль: сесть и продавать билеты у открытой двери, им даже в голову не пришла. Во-вторых, с таким количеством гостей, они должны выходить на улицу и зазывать бесплатных посетителей для пропаганды своего края (собственно, большинство энтузиастов небольших поселковых музеев безумно рады посетителям – какие там деньги, что вы!). Но - нет! Будут сидеть у запертой двери и ждать плановые экскурсии иностранцев и школьников!

Отступление.
На Соловках, помнится, меня обуял не смех, а гнев. Сезон закончился – сентябрь месяц. В пустом музее Гулага три ничего не делающие тетки-смотрительницы встали стеной требуя покупки билетов в нашу(их?) историю у забредшей передо мной старенькой сгорбленной отечественной пары... На мой взгляд, эти "смотрящие" должны бегать по островам и затаскивать в бесплатный музей редких туристов. Учитывая просто сумасшедшие деньги, вкладываемые в комплекс государством и церковью, требовать копеечную плату за теряемую память мне кажется кощунством.

Сувениры, в конечном итоге, были куплены в галерее «Кайныран» - там, помимо псевдоэкзотики, обнаружился большой выбор простеньких, дешевых, деревянных резных магнитиков и тарелок, с символами Чукотки и Анадыря – родных они вполне устроили.

Продуктовый рынок в городе, к сожалению, тоже отсутствует, так что привезти «рыбных» деликатесов не получится. Хотя, учитывая всякие ярмарки и выставки, купить эти товары без особых накруток можно и в Москве.

Билет на самолет…
Все форумы стращали: а) отсутствием и б) ценами. Август месяц, отпускной сезон еще не закончен, произносимые цифры доходили до 70 тыр.
Улица Полярная, авиакасса. Вежливая девушка свободно и быстро выписывает билет на нужную мне дату с пенсионной скидкой – что-то в районе 9 тысяч с копейками. Аллилуйя!

Провожали меня Витя и белухи…
В отходящий к аэропорту катер вместились не все – капитан категорически отказался взять часть пассажиров из-за перегруза. От пристани до аэровокзала я в этот раз добрался на маршрутном автобусе.

Боинг, оказался без экрана под носом, поэтому весь полет Джим благополучно проспал, приоткрывая рот для перекусов.

Встречает меня Дождь! Пока я сидел в Анадыре, пройдоха метнулся из Марково в Москву, фильмоскоп прокрутил пленку, сменив дальние виды…

«Все двинет, как прежде, по старому пошлому кругу, -
Лишь галстук поддерни, да крестик поглубже запрячь!»

Струи приняли меня в свои потеплевшие объятья как старого друга.

- Здравствуй!
- Здравствуй!


Послесловие.

Маршрут закончен.
Я прошел его так, как прошел.
Что-то получилось, как задумывалось, что-то нет: как вышло – так и хорошо, так и было нужно…
 Только монтируя фильмы, я пожалел о непройденном: о недостигнутых истоках Малого Анюя и Анадыря, меньше – о нижней части последнего…
Как всегда, кажется – никогда больше не попаду туда, не увижу этих мест, не встречусь со знакомыми людьми…

«Никогда не говори: «Никогда».

Поживем – увидим…
Там -
Дальше…


Видео к части 8: 

Комментарии

  1. Уважаемый Сергей! Спасибо вам большое за интересные рассказы о плавании по Чукотке. Мы, две женщины из Калининградской области, купили субсидированные авиабилеты в Анадырь и Марково (на 4 дня в августе). Можно с вами связаться почтой или устно? Информации о Чукотке мало, почти нет. Заранее спасибо. Наталья
    zelgrad@mail.ru
    zelgrad@mail.ru

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения