«Одержимый Джим» или с пакрафтом вдаль… Магадан-Анадырь Часть пятая. Из бассейна Колымы в бассейн реки Анадырь. 2019 год


«Одержимый Джим»
или
с пакрафтом вдаль

Магадан-Анадырь

Часть пятая.
Из бассейна Колымы в бассейн реки Анадырь.
2019 год

«Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил»
А.С.Пушкин
«Дорожные жалобы»

Мало что изменилось с переходом в Малый Анюй.
Ну, добавилась встречка в 1-2 км/час, скорость продвижения, соответственно, снизилась.
Погода баловала – короткое и жаркое северное лето – считанные дни. Раздевайся-загорай, так и тянет искупаться – почему бы и нет: у бережка, только ноги в глубину не опускай. Ветра тоже разморило-разнежило, лишь редкие грозы вспарывают вкруг туч бучу.
Но и поднадоело уже в спокойствии веслами шлепать да из береговой глины сапоги вычмокивать.
Километрах в 8-9 от слияния Анюев, на правом берегу, в излучине стоянка родственников Федора из предыдущего повествования:
«Да еще наводку на стоянку родственников на Малом Анюе дал. Это он, правда, зря сделал, но об этом в следующей части»
Ох, не то слово – зря…
В районе 6 вечера я там шел – еще пару часов мог пройти и встать, но начал считать-выгадывать, закладываться на свое копушество: пока встану, да скарб весь рассупоню, да палатка-костер-и прочее – пара часов, да утром тож… А тут домики – мне бы только броситься хоть на пол и до утра вздремнуть – погреб через реку к видневшейся издалека стоянке с флагом…
«Сдуру» и «сослепу» пишется вместе…
Подплыл я к мосткам с моторкой – собаки выскочили, а людей не видать. Первой по ходу – веранда летняя, остекленная по кругу. И, поскольку вся остекленная, видно сквозь нее, что кто-то выглядывает. Потопал: да – да, нет – нет, за спрос денег не берут, а время уйти есть…
Жили на участке отец с сыном, дочерью и дочкой дочери – внучкой, стало быть. Но!
Отец с сыном ушли на моторке в Черский получать пенсию отца. А не веранде, стало быть, выглядывают круглая женщина Лена со своей дочкой.
- Здравствуйте!
- Здравствуйте!
Так, мол, и так, оттуда-туда-затем, а не позволите ль, дабы не распанахивать лодку, перекантоваться как придется, ну, и так далее…
- Да мужчины вернутся и решат. Я не решаю…
Вот!
Именно в этот «судьбоносный» момент мне надо было повернуться и, «смазать пятки салом», «свалить», «сделать ноги», «рвать когти», «дать стрекача», в общем, применить на практике любое сходное идеоматическое выражение. Почему ничего во мне не проскворчало и не маякнуло – сие тайна, только я продолжил:
- А когда они вернутся?
- Да СКОРО должны подъехать.
Вот это «скоро» окончательно сбило мою чуйку, и я остался.
Чаем «с утопленниками» меня напоили… (выражение «чай с утопленниками» прочно вошло в мой лексикон от воркутинцев (см. ч.2 маршрута Полярный Урал – Белое море. 2018 год)– это они спросили: «Чай заваривать будем, или «с утопленниками» попьем?» - то есть с пакетиками заварными).
И началась пытка…
Собственно, мне ничего не надо было делать – только слушать. Помните фильм «Ошибка резидента»? Там комнатка такая была: «музыкальная шкатулка» называется…
Распорядок дня у Лены с дочкой был такой: днем они спали, вечером вставали, включали телевизор, ноут там с играми/соцсетями и – на всю ночь развлечение. Мужики уехали, движок, стало быть, включить некому – света нет, аккумулятор на компе закончился, но развлечение приперлось - уставшее и бородатое.
Сначала я выслушал все новости и сплетни Черского.
Потом перечисление цен на все продукты в поселке. Из запавшего:
- Арбуз же хочется ребенку купить… Арбузы поштучно – 5000 штука…
Потом все особенности логистики и снабжения…
- Как зимник встанет – ярмарка из Билибино приезжает, там можно многие продукты подешевле купить… кур там… яйца…
Отступление.
Жители Черского и Билибино с переменным успехом оспаривают друг у друга «лавры» самого дорогого населенного пункта. Цены в Черском знаю только по рассказам - впечатляют, цены в Билибино видел – разные, но не ужаснули. Думаю, что все сопоставимо…
Тут надо сказать, что весь зимник от Черского до круглогодичной трассы Анюйск – Билибино – 70 км всего:
- Из Билибино предлагали за свой счет дорогу сделать (что логично – приисковикам «лишний» морской порт не помешает), но эти (власти Якутии) отказались! Им выгоднее с нас деньги выкачивать за билеты и проживание. Они на алмазах, золоте и бивне сидят…
Отступление.
Билеты – это «да»! Переплюнуты и Зырянка и Среднеколымск! Июль месяц. 45!!! Сорок пять тысяч! Один билет! В один конец!  На внутренний рейс только до Якутска! 700+ долларов на тот момент! У наркобаронов слюни до пупка от зависти... По всем центральным каналам крутят ролики об этом безобразии, местные жители их скачивают и показывают мне «из-под полы», а «князькам» по барабану. По мне, так такие цены могут быть только в 2-х случаях: или ты вор, или бездарность в организации и логистике – и в том, и в другом случае тебе не место в управлении – нет, сидят, тоже «в ящик» вещают.
«День прошел, спустился вечер,
А похвастаться всё нечем…»

9 вечера. Мужиков нет, идти поздно, спать невозможно – проклятая деликатность: надо изображать внимание и участие со спичками в глазах. Выпучиваю зенки: «Я весь – ухо!»

«- Шехерезада Степановна!
- Я готова!
- Тахр, махр, шухр!»

Следующая тема – соцсети: сколько и за что ей поставили лайков и прислали сообщений…
Бородатый мужик начинает реально отключаться. Он весь день грёб, ему только чуть-чуть… «Бабах!» - голова соскакивает с кулака и с тупым звуком бьется о стол.
Токовище продолжается, как ни в чем не бывало.
Дочка наконец-то запросила поесть… Действительно: в седьмом я причалил, время к десяти – неплохо бы ребенку пожрать.
Варятся….
Ёк-макарек!
Пустые рожки варятся!
Ну, совсем пустые слипшиеся рожки-макарошки!
Я фигею до выпадения спичек из глаз – на реке! Сетки стоят недалеко от лагеря! Сидят, жуют слипшееся тесто и ждут, когда мужики что-нибудь привезут пожрать и включат свет!
Спускаюсь к пакрафту, достаю жареную и соленую рыбу: немного, но хоть что-то – угощаю. Дочка съела, Лена стоически отказалась, глядя на количество. Есть еще мясо гагары, но его я не рискнул предложить – весь день оно «доваривалось» на солнце под «юбкой» – мало ли что…
Рожки доедены.
Начинается многочасовой рассказ о поездке на моторке на Большой Анюй за черной смородиной – похоже, это самое сильное воспоминание в жизни рассказчицы…
«Уж полночь близится…»
В 2 часа ночи аккумулятор бородатого сдох – моим глазам, голове, мышцам уже плевать на вежливость, и они отключаются, бухнувшись на стол.
Раннее утро…
Мужиков нет…
Огородами…огородами…
К берегу…
«- Не могу же я обманывать женщину.
- Можешь… Скажешь, что, когда солнце позолотит верхушки деревьев, … ты уже будешь далеко»
Торопливо отплывая от лагеря меня озаряет!
<цензура>!
Мужикам было нас*ать на пенсию в Черском!
Они реально просто хотели там выспаться!
Отошел несколько километров, умылся, перекусил, перья почистил.
Следующая отсечка – виска Богатёнка (виска – ручей или протока из озера/болота в реку/море, реже – между озерами/реками).  Там Аян Яковлев должен быть, владелец участка Верхние Ямки – хотелось познакомиться, поговорить, с могилой, вымытой Колымой понять, ну и переночевать, если получиться.
Перед виской – протока между Большим и Малым Анюем, называется, если не ошибаюсь, Прорва. На вид невеликая, но примечательна тем, что через нее идут суда в Анюйск: заходят они с Колымы через Большой Анюй, а на Малый перебираются только здесь.
Айан Яковлев – чудо, а не человек: открытый, смешливый, легкий в общении – отдыхаешь душой с такими людьми. Участок большой, добротный – 2 дома, здоровый рефрижератор, молотит без остановки огромный по моим меркам движок, перебивая на камере звук колоритных рассказов Айана. Он и сам колоритен, особенно в наступившую жару – мается по участку в одних трусах:
 – Искупаться бы! Но тут купаться плохо – кокорники одни торчат! (не мог я понять – что за кокорники? Полез дома в интернет: кокора – дерево, вывороченное с корнем, коряга).
Причалил я к мосткам рядом с моторкой. На мостках на столике – спиннинг, удочка. Айан берет спиннинг и демонстрирует: заброс – щука – выбрасывается обратно в воду – заброс – щука – выбрасывается обратно в воду – мерные такие, килограмма по 2-3. Я беру: заброс – щука – кручу катушку – чиненная-перечиненная ручка отваливается! Етить…
- Ерунда, я сделаю потом!
- А удочка зачем?
- Да интересно было чебака поймать.
- А на что ловил?
- Пенопласт есть такой упаковочный, из круглых катышков. Вот на эти катышки.
- Поймал?
- Поймал. В воду бросил – он до воды и не долетел – щука сожрала. Как они тут выживают – непонятно! – Смеётся. Смех у него веселый, заразительный.
На плите большой казан картошки тушеной с куриными спинками - вкуснота! А рыбы нет на столе – вся в холодильнике, движок молотит, морозит – смеёмся.
Про могилу, вымытую на Верхних Ямках рассказал – удивился – не видел. Это, оказывается, третья уже, большая заимка была…
Утром тучи грозовые – пока переждал, пока позавтракал, языками опять зацепились – легко с Айаном, хорошо!
Под занавеской большая коробка галет стоит:
- Давай я тебе отсыплю!
- Неудобно.
- Да давно уже стоят! Я их наперегонки с мышами ем! – опять смеёмся.
Пакет с галетами перекочевывает в пакрафт.
В путь!...
- Там дальше виска Осетровка – в устье домишко незапертый… А как до конца доберешься – позвони!
Набрал ему из Анадыря, с женой его привет передал – он и перезвонил, и поговорили… А к Новому Году звоню поздравить, адрес узнать – отвалившаяся ручка катушки не дает покоя – не ответил ни один телефон. Вдруг кто прочитает, да встретит – привет большой и поклон низкий от меня!
По дороге догнала-таки меня грозовая туча: зашла сбоку, посмотрела с прищуром, шмыгнула носом, рассыпалась молниями: вали, мол, к берегу – сейчас чихать начну…
Отступление.
Видео чем еще хорошо? Включишь с обычной скоростью: сверкнуло – громыхнуло и всё. А если в 100, а то и в 1000 раз медленнее пустить, то тут и оказывается, что где сверкнуло – там не одна, а несколько молний подряд одна другой краше, а где громыхнуло – там вообще звуки Вселенной. Когда-нибудь вставлю это в ролик, а пока к берегу надо выгребать – нечего стихию гневить.
Пристал, только накидку-пончо одел да под юбку пакрафта фалды заправил – понеслась катавасия! Весло подальше отклячил, сижу: «сыт, пьян и нос в табаке!»
Закончился катаклизм, глядь – поднимается на том берегу черный дым – жахнула, стало быть, молния в какой-нибудь сухостой. Благо лесок редкий, а гроза с дождем – она подожгла, она же и не дала распространиться – ягельники да кустарники сырые. А так-то по Чукотке много пожаров, да аккурат по маршруту – и в районе Билибино, и по Анадырю несколько, особенно в районе Марково.
…Идем дальше, к Осетровке. Самоходка навстречу – судоходство на Анюе. Знаков судовых, кстати, по берегам не видно – не знаю, как ходят.
Вот и домик – полудомик-полусараюшка с парой нар, печуркой и разодранным полиэтиленом на окне. Комарики вжик-вжик: а вот кому спиральку под хобот?!
Чайничек есть, кострище на улице – хорошо!
Поел-попил, спальник расстелил, лег, расслабился, пикетажку достал – может что надумается, да и задрёмывать начал.
Ну и ладно, надо поспать. Завтра упереться – один переход до Анюйска получится…
Вариант уйти попуткой от Анюйска на Билибино по трассе я еще дома отрабатывал, только не знал: будет ли такая возможность.
 От Анюйска до Кепервеема (поселок-аэропорт Билибино на впадении в Малый Анюй Большого Кепервеема) считай 2.5 полных двухсотки по прямой, а с меандрами – все 4, а то и 5. И это против течения, а течение уже за 5 км/ч – особо не выгребешь и взаброд не пройдешь – Анюй еще широкий, глубокий. Так что – месяц отдай на преодоление и не греши. А за Кепервеемом до верховий М.Анюя еще – мама не горюй! Так что надо было как-то убыстряться, и дорога Анюйск-Билибино этому способствовала. Но и к варианту «упереться и идти» я был готов всегда – это точно. Я всегда был готов рассчитывать только на себя, но и от предоставляемых возможностей отказываться не собирался – мне ничего никому не надо было доказывать.
Но то, что произошло в полуразвалившемся домике в устье виски Осетровка иначе как чудом не назовешь. Ну, или Провидением, или промыслом Божьим, если хотите. Впрочем, это одно и то же… А идти против чуда бессмысленно и глупо – все делается не просто так.
Вот представьте: вы идете уже больше месяца в относительно глухом районе и маршрут у вас еще, по-хорошему, месяца на 2.5, а то и на все 3. Мысли ваши озабочены сокращением дистанции, ибо идти по Анадырю в конце сентября-начале октября не хочется. И вариантов у вас немного: антистапель в Анюйске и попытка уехать в Билибино – в принципе это реально, тем более, что идет «сезон» завоза угля по воде из Зырянки, и на пристани ждут-дежурят билибинские приисковые самосвалы. Надо только договориться с водителями, а, может быть, и с их руководством. Затем надо встать на выходе из Билибино в сторону Певека и попробовать продвинуться выше по М.Анюю в сторону Алискерово, еще лучше – Илирнея, ну, до Купола говорят почти нереально – запрещено водителям брать попутчиков. А если не получится, то скатиться по Б.Кепервеему до М. Анюя и идти дальше намеченным маршрутом…
Какова вероятность того, что ночью, за день до прибытия в Анюйск, в полудомик-полусарайчик в котором вы приютились поспать, а местные жители, говорят, и не ночуют, зайдет и попросится! переночевать человек, который сам! озаботится вашими проблемами и решит их? Да никакой тут вероятности вообще нет, невозможно такое совпадение пространства, времени и душ! Так что, как не крути – Промысел Божий… Исполнителя Промысла звали Виталий Ляховец.
Виталий – «снабженец», как он представился, из Билибино, был в отпуске где-то на Б.Анюе: ему заранее забросили туда лодку с водометом, а позже и самого вертолетом закинули. Месяц отдыхал он у кого-то на заимке и ловил трофейных щук, фото которых с гордостью мне показывал, а возвращаясь, день в день, ночь в ночь и час в час пути наши пересеклись в заброшенном сарае на Малом Анюе.
P.S. Кстати, пожар от молнии, который я видел с другого берега, он видел вблизи…
Подбросить меня до Анюйска он предложил сразу, на что я с радостью согласился: грести еще день по М. Анюю в этом течении и по такой погоде просто скучновато, как в бассейне – шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, шлеп-шлеп. Кроме того, в домике я мог спокойно сделать антистапель: пакрафт уже подсох под навесом, вещи раскиданы, так что, пока Виталий спал, я с удовольствием под кофе вдумчиво паковал каждую шмоточку минимизируя объем.
Ночью, часа в 2-3, прошла на Анюйск самоходка с углем….
Рюкзак получился компактным, а кофр и пакет с галетами пихать в него я не стал.
С доброской от Анюйска до Билибино была непонятка из-за того, что Виталий не знал, какая машина за ним придет и будет ли там место.
Солнечное раннее утро - пошли – прощай, Осетровка, прощай сарайчик… Сколько раз покидал места, в которые, со всей очевидностью, никогда больше не попаду и, неисповедимыми путями, попадал…. До свидания.
Первый раз в жизни шел на водомёте – забавное чувство: не «по морю, аки посуху», а «посуху, аки по морю» - несешься по мели вдоль прибрежной грязи вспарывая ее со дна…
На подходе к Анюйску:

« Тряхнем, бродяга, стариной,
Давненько не встречались…»
- сидит посередь Анюя самоходка с углем - та, что ночью проходила.

Сквозь гуд водомета над рекой бабочкой неслышно-невидимо порхает-струится легкий матерок…
Перед судном на надувнухе пара с экипажа то ли шестом, то ли веслом промеряет фарватер – чуток не дошли.
У пристани шеренга самосвалов старателей - ждут этот уголь.
Виталий пристал, разгрузились, сняли мотор, помыли-разобрали-сложили лодку.
Подошел знакомый ему спасатель – буквально вчера чуть выше перевернулась моторка с пятью людьми: четверо погибли, один выплыл. Поиски последнего тела в самом разгаре.
Из рассказа спасателя:
- Трезвые шли, без спасов. У того, что на моторе бейсболку сдуло, он и дернулся. Моторку крутануло и перевернуло. Кто-то плавать не умел, кого-то холодом свело. Тот, что выжил сапоги скинул, лег на воду – река и вынесла…
Один из погибших Виталию знаком:
- Тундровик был. Один много раз за бивнем на побережье ходил.
Отступление.
Тема бивня мамонта часто возникает: кто нашел, да сколько получил, да «как бы», да «где бы» – на поездку на юг всей семьей, или на покупку чего-то серьезного, или просто пропить… Скупают бивень, насколько я понял, «допущенные к телу» фирмы, то бишь - лицензированные. Платят неплохо.
Сам я, грешным делом, надеялся найти в маршруте хотя бы щепу для подарков по возвращению – специально не искал, но – «вдруг». Не получилось. А ко всей этой коммерции душа не лежит – сколько при работе в Якутии и на Чукотке найдено-привезено было всего: на кладбищах костей и бивней, бывало, стояли, через тазовые кости в палатки залазили ради смеха… Ни кусочка не осталось – все раздарил и ничуть не жалею...
Вот и полиция спускается к берегу в виде невысокого полноватого представителя Калмыкии Санала Коржуева (кстати – победителя регионального этапа Всероссийского конкурса «Народный участковый – 2018»). Как и почему «…и друг степей калмык» в 2007 году перевелся из жаркой Элисты на ледяную Чукотку я бы с удовольствием и интересом от него выслушал и снял на видео, но – не довелось. Я вообще в Анюйске не снимал, меня больше мобильность и возможность переброски в Билибино заботили.
Участковый, по-моему, уже знал о моем визите: молва быстро летит, здесь чихнешь, а тебе за сотню километров: «Будь здоров!» говорят…
Поприветствовал, парой слов с Виталием перекинулся – тоже знакомы – ну и ко мне: «откуда-куда-зачем?» Объясняю. Оглядывает акваторию…
- А где лодка ваша?
- Да в рюкзаке…
Понимающе кивнув просит паспорт… Отдаю.
Листает, смотрит, читает…
- - А где лодка-то ваша?
- Да в рюкзаке…
Кивает понимающе…
- Я сфотографирую документы. Так положено.
- Хорошо…
Снимает страницы на телефон, возвращает паспорт.
- А лодка-то ваша где?
- Да в рюкзаке…
Виталий не выдерживает, тихонько закипает:
- Да у него маленькая лодка! Надувная! Она у него в рюкзаке!
Санал понимающе кивает и уходит в поселок. Спина мигает недовольством…
Расстроил я малость человека: беда на берегу, он, пришел функции ГИМСА исполнить, у приезжего лодку проверить - номера, документы, багры, спасики и далее по списку, а тут, оказывается: «в рюкзаке...». Ерунда какая-то. Прости, майор, не оправдал…
Пока Виталий обзванивает родных и работу, я обхожу на всякий случай водителей самосвалов.  Через какое-то время, не дождавшись угля, они заводятся и уходят. Удивиться я не успел – приходят и становятся рядком другие – пересменка.
Тем временем показывается черный джип-Тойота. Водитель, колоритный среднеазиатский бабай, захватил с собой напарника, поэтому места в машине на меня не густо. Но Виталий быстро «решает вопрос» - звонит знакомому в Анюйске. Лодка и мотор перекочевывают в открытый контейнер знакомого:
- Потом заберу…
- Не трогают в открытых-то контейнерах?
- Да кто тут тронет!
Поехали!
Езда в Тойоте после 5 недель сплава немножко сюрреалистична. Нелинейность времени… Осталось узреть на проплывающих горах оплывающие часы, они там наверняка есть.
Мост через реку Погынден – перекус, передых, красота – хоть на воду садись: соскучился уже по небольшой реке, по каменному руслу.
Дорога хорошая, машина идет легко. Только мотыляющийся мотоциклист регулярно ограничивает ход. Он полностью экипирован в дальнюю дорогу, но «матчасть» не знает, а его боевой друг постоянно глохнет. Джип останавливается, все выходят и начинают колдовать над средством передвижения. Оно оживает и, пока все загружаются обратно в авто, всадник улепетывает вперед. Километров через 5 все повторяется. Мотоциклист уже перестает изображать озабоченное копание и просто ждет машину. На N-адцатый раз машине надоедает идти «техподдержкой» и она уходит вперед.
Перевал «Крутой» перед Билибино. Виталий:
- Тут раньше автобус ходил между Встречным (разрушенный-брошенный поселок у дороги западнее перевала) и Билибино. Автобус подъезжает к перевалу – люди выходят. Автобус один поднимается и спускается, а люди идут пешком. Это он сейчас широкий, а раньше он был в одну колею. Это вот (обводит рукой) все взорвали – пошире сделали.
Спускаемся с перевала – Билибино. Слева встречает новый красивый храм Серафима Саровского. Заворачиваем за него и останавливаемся напротив, у серой пятиэтажки на сваях. Заходим в подъезд…
Батюшки! Это ж меня в апартаменты селят!
Трехкомнатная квартира со всеми удобствами, явно предназначенная для временного проживания вахты, сейчас пустует.
Виталий выкладывает на стол оставшиеся у него банку тушенки, луковицу и пяток картофелин. На мои отнекивания не реагирует:
- Не домой же везти… Насчет машин на Певек – позвоню, узнаю. Я теперь о тебе все равно думать и волноваться буду…
Про мои планы и опасения мы еще на Осетровке разговаривали-обсуждали:
- Тебе бы до Купола. От Купола до Мечкерева водовозка, говорят, ходит – они воду для кухни берут…
Прощаемся. Я остаюсь – уставший, ошарашенный, обалдевший от параллельной нереальности…
На следующий день звонок:
- 17-го числа должны пойти машины за контейнерами…
Тут ведь что еще важно? Важно, чтобы морем груз пришел в Певек – иначе зачем транспорт гонять?
«Запомни: лучше день потерять, потом за пять минут долететь. Вперед!»
3 дня я отдыхал, ходил по Билибино, в храм, подлатывал снаряжение, встречался с Виталием на строящемся еще тогда спорткомплексе «Луч» (открылся 8 ноября) – он имел к его строительству непосредственное отношение, покупал что-то по мелочи из продуктов. (Кстати, раз уж попал в цивилизацию – купил в автомагазине хомутик и мертво заделал треснувший по собственному моему недосмотру мама-разъем палаточной дуги, а то при каждой постановке приходилось следить за «правильным» расположением замотанной пластырем трещины). По телевизору все дни – о трагедии в Анюйске и ходе поисков, о пожарах и других происшествиях.
Утром четвертого дня заехал Виталий за мной на том же джипе, подвез и подсадил на пустой «Камаз», идущий в Певек.
Нет слов, чтобы выразить ему мою благодарность за участие…
Спасибо, Виталий Ляховец, рука Провидения!
P.S. Позвонил и ему из Анадыря – поговорили. А из Москвы тоже не дозвонился. Ни по одному телефону из поездки прозвониться не смог. Удивительно. Впрочем, об этом я уже писал…
Дальнейший мой путь продолжался с Виктором Ларионовым – водителем того самого «Камаза» из Билибино.
Дорога не из легких, путь до Певека занимает не один день. Напарники его выехали чуть раньше и будут ждать-ночевать на заранее обговоренной стоянке. Контейнеры еще только на подходе, 1-2 дня можно постоять-порыбачить на реке.
Половодье уже прошло, а дождей-паводков еще не было, так что уровень воды в пересекаемых ручьях небольшой. Некоторые вызывают откровенный зуд – отстапелиться и свалиться прямиком в Восточно-Сибирское море – недалеко и быстро.
- Тебя в Певеке уже погранцы ждут… - это Виталий с улыбкой перед прощанием. Быстро информация летит.
Погода постоянно меняется: по мере набирания высоты все чаще натягивает дождь-туман-облачность.
Виктор, да и я тоже, высматриваем карибу – диких северных оленей.
Виталий:
- Если попадешь на миграцию – вся тундра черная будет…
Аян Яковлев:
- В этом году весь Черский завалили олениной с Чукотки по дешевке. Бьют и бьют, его уже не покупают – зачем столько бить?
По слухам, олени здесь прошли дней десять назад. «Догнал» я их только на Анадыре, но об этом в следующих частях.
Виктор объясняет:
- Сейчас те бугры пройдем, потом так к центру (показывает) на долину, потом опять три бугорка, потом прямая, а потом перевал там будет…
- Это Двойной который?
- Да…
На одном из ручьев встречаем 2 груженых джипа – останавливаемся, здороваемся. Виктору ребята знакомы:
- Француза катают… Я кого только тут не встретил-не возил… Французы, американцы, немцы… Японцы на собаках были… Две японки на велосипедах зимой – я в шоке был, когда их увидел… Поляка видел – один, пешком, на лыжах…
На перевале погружаемся в туман-облака. У дороги стоит контейнер.
Вообще контейнеры попадаются часто, а уж на базах и рудниках их горы, бывает, накапливаются. На дорогах часть их вместо труб водоточных используют: и по одному, и по несколько – засыплют сверху грунтом и все.
- Если контейнер опрокинулся, проще с другим подъехать-перегрузить. А пустой вывозить невыгодно.
Но этот при дороге аккуратно стоит – может дорожников…
За перевалом начинаются ручьи с наледями, дорога где-то их пересекает, а где-то идет прямо по льду.
Наконец выбираемся на отрезок отстроенной трассы на Илирней.  Еще немного и – вот он – отворот на Двойной и Купол – приехали!
Прощаюсь с Виктором, благодарю – счастливой дороги, хорошей рыбалки!
После Билибино и кабины откровенно прохладно, висят туман и морось. Следов на дороге в сторону приисков – «шиш, да маленько», ну, стало быть, всё пёхом.
Как потом оказалось, с Купола на Певек по этой дороге практически не ездят: грузы и люди забрасываются своими ежедневными самолетами со своего аэродрома, плюс зимой прокладывается «свой» зимник «по канадской технологии»: намораживают-выравнивают лед в несколько слоев и поддерживают его всю зиму.
- Пробовали наши так сделать – ничего не получилось…
Удивительно…
Поддеваю одежду – тут же начинается дождь. Прохожу километра 1.5-2, перехожу ручей Ср. Яракваам (здравствуй, контейнер-водоток!) – надо становиться: времени 10 вечера, смысла промокать нет. Быстро ставлю у дороги палатку, делаю «тамбур» из накидки и ныряю в него: чаек-перекус к одиннадцати готовы – отбой.
Утро вечера мудренее… или мудрёнее – это уж как ляжет.
Легло утро неплохо: дождя нет, туман-облака пока подняты, солнышко иногда проглядывает, температурка, соответственно, повыше вечерней. Утром вообще часто кажется, что вся жизнь впереди…
Костерок-чаёк, ветерок тент-палатку-накидку обдувает: нефиг лишнюю воду таскать!
Пошли!

«И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит…»

Первая морошка вдоль дороги – никак не ожидал ее здесь увидеть. Горы Тамватней напомнили – понастальгировал.
Километров 20 отмахал, сел отдохнуть-перекусить у ручья.
Глядь: пылит что-то в мою сторону! Я даже не особо поверил, а, тем паче, помятуя о запрете попутчиков, даже осадил себя, дабы не расслабляться…
Ан нет – притормаживает... Удивительно!

«И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Зовут водителя Эмир. Отец, чеченец, назвал его Амиром (Амир – «правитель», «князь»). Но паспортистке было это невдомек, и записали его по ошибке Эмиром, что в переводе оказалось практически то же самое.
Эмир – вахтовик из Певека, а живет он…. Живет он в Апрелевке по Киевскому шоссе, я там регулярно проезжаю. Тесен мир…
Так что последние километры я лихо просвистел по красивым местам, меж гор и вдоль наледей и вышел на развилке Двойной-Купол.
Поскольку оба месторождения разрабатываются одними и теми же канадцами, руду с Двойного возят на фабрику Купола. Возят днем – почему бы и не понадеяться? Спустился я на дорогу к Куполу, чтобы ниоткуда машину не пропустить и стал ждать. Но весь запас везения на этот день мне был выдан с лихвой.
К вечеру опять спустились туман-облака, заморосил дождь: «Придорожная ночевка - дубль 2» - один в один, только декорации сменились.
Встал – «ни свет, ни заря», благо машины загудели: дорожников и в обратную сторону, но остановились, полюбопытствовали-поговорили-обнадежили.
Вот и самосвалы с рудой. Первый проехал мимо, второй притормозил – поехали! Оказывается, это для меня они на вид одинаковые, а для спецов разные: у первого в кабине для меня с рюкзаком вообще места нет.
Отступление.
Слушаешь водителя: и здОрово, и грустно. Здорово – как у канадцев все устроено, а грустно – почему у нас все навыворот? Тут тебе и быт, и спорт, и досуг, и столовая с разносолами, и аэродром, и правила расписанные, и заработки хорошие и на все денег хватает: и на нормальную жизнь людям, и на работу хорошую, и на доход себе, и на отчисления в российский бюджет. А у нас какие деньги не грохнут – только коттеджи с джипами прибавляются.
Дорога между месторождениями – грунтовка, а, если не присматриваться, то – как по асфальту едешь: ни кочки, ни выбоинки. Дорожная служба – своя, на договоре, постоянно при трассе. Езда строго парами, посередине, на определенном месте, обязан остановиться и отдохнуть-перекусить. Если поломка – водителю запрещено что-то делать – звонишь (связь в каждой машине), вызываешь техпомощь – они за это деньги получают. Все лимитировано – отдых, а не работа.
Ну, и я тут мотыляюсь – сбоку припёка. Меня одно волнует:
- Вам не достанется, что меня подсадили?
- Что же мне тебя, на дороге бросать?
Вот так вот…
Озеро Тытыль.
- Можешь здесь порыбачить, а потом до Анюя сплавиться…
А хороший, кстати, вариант. Если бы его раньше продумал-посмотрел, то и, пожалуй, согласился. Тем более, как раз от озера и дальше по маршруту у меня есть бумажные двухсотки. Ну, а в навигаторе вся Чукотка имеется, благодаря Вячеславу Загоскину с Чукотского форума – это отдельная благодарность.
Но сейчас уже настрой на другое – поздно переигрывать, едем дальше.
А дальше – вот он, Малый Анюй, вполне себе годный для проводки. Лист двухсотки отсюда еще полный до верховий, но, в свете предстоящего паводка, вполне мог добраться до них даже без антистапеля. А, с другой стороны, из-за того же паводка мог припухнуть надолго.
«История на терпит сослагательного наклонения».
Вот и Купол.
Камеру я заранее выключил – не положено, так не положено.
Выгружаюсь перед шлагбаумом, прощаюсь с водителем, иду к охране. Водитель уже объясняет охраннику: кто я-что я. В принципе, мне надо аккурат через Купол, на другую сторону. Ну, или обходить все месторождение по периметру.
Достаю-отдаю документы, охранник звонит начальству. Разговор слышен по «Громкой связи»:
- А кто его привез?!
- Да что же его, при дороге бросать? Его там медведи сожрут! – это охранник…
Спасибо вам, люди добрые, что не перебивают никакие канадские строгости вот этого, человеческого: «Что же его, на дороге бросать?»
- Ну, дай ему трубочку… - это начальство…
Объясняю снова «откуда-куда-зачем»…
- Ждите, перезвонят.
Пошел доклад более высокому начальству.
Через некоторое время – звонок:
- Сейчас за вами машина придет – перевезет. Только ничего не снимайте!
Благодарности моей нет предела.
Вот интересно, если бы я в Канаде так попал меня бы пропустили?
Хотя – везде люди…
Если бы они нас санкциями своими не дергали, мы им, глядишь, еще какое-нибудь месторождение отдали бы в разработку. Песчанку, например)
Я ожидаю машину и разглядываю многочисленных евражек, нагло снующих возле домика охраны на радость гринписовцам.
Приходит очередной черный джип, водитель в очередной раз, косясь на навигатор, предупреждает меня, что снимать нельзя – поехали.
Ехали, надо сказать, не близко: трек я отключил, но по прямой на карте километров 10.
И вот я – о чудо! – на Среднем Кайёмравааме.
Никакой вездеход-водовозка до Мечкерева не ходит, водозабор на ручье я видел пониже места моей высадки, но это уже неважно.
Большое спасибо всем помогшим, разрешившим и соучаствовавшим со мной на этом этапе!  И отдельное – Виталику Ляховцу!
А мне пора дальше, вдоль Среднего Кайёмраваама, по следу саней оленеводов, приезжавших на Купол.

Видео к части 5:

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения