Два хребта, восемь рек, три дороги… или «Крутится, вертится шар голубой» 2023 год Часть 8

Два хребта, восемь рек, три дороги…

или

«Крутится, вертится шар голубой»

2023 год

Часть 8

Хребет Черского, 

путь наверх - река Ине, оз. Табанда

(Нитка маршрута: седловина Верхоянского хребета (п. Себян-Кюель) пешка - р.Силян (по водному реестру Силээн) (сплав 2 кс) - р.Дулгалах (элементы 1-2кс, н/к) - р. Яна (сплав н/к) - п.Столбы – Батагай – Бетенкёс – Улахан-Кюёль – лагерь геологов на р. Солония - р. Солония (сплав – элементы 1 к/с) - р.р. Туостах, Хара-Салаа, Инэр, перевал и седловина хребта Черского (оз.Табанда) (пешка) - р. Чибагалах (сплав 5 кс) – р. Индигирка (сплав. На данном отрезке н/к) – пос. Хонуу)

Нитка маршрута на карте:

https://nakarte.me/#m=6/65.55846/139.36157&l=O/N&nktl=ggGgZzJ1xdfBbsPB

 

«Прокатился с мокрым задом в Ине я –

Хрен скамейка здесь рассохлась бы у Плиния…»

«Ответ римского якута»

 (Из записок 2020-го года)



 рис. 1


  рис 2

Точки трека:

964 – лагерь в устье р. Инэр. Ночь с 23 на 24-е июля, дневка 24-го июля, ночь с 24 на 25-е июля;

965 – переправа, отжим;

966 – старый геологический лагерь, отдых;

967 – 970 – переправы;

971 – лагерь, ночь с 25 на 26-е июля;

972, 973 – проход с рюкзаком и надутым паком;

974 – разбои-непонятки;

975 -  лагерь, ночь с 26 на 27-е июля, дневка 27-го, ночь с 27 на 28-е июля;

976 – переправа;

977 – устье р. Ынах;

978 – переправа, отжим, сбор пака;

979 – переправа, отжим;

980 – отжим;

981 – приток;

982 – смородина, отдых;

983 – отдых, порог;

984 – сдув пака;

985 - лагерь, ночь с 28 на 29-е июля;

986 – отдых, разувание, переправа;

987-990 – отдых;

991 - лагерь, ночь с 29 на 30-е июля;

992, 993 – отдых;

994 - ?;

995 – отдых;

996 -  лагерь, ночь с 30 на 31-е июля;

997, 998 – отдых;

999 – разувание, переправа;

1000 – избушка на Табанде, лагерь, ночь с 31 июля на 01-е августа, дневка 01 августа, ночь с 01 на 02 августа.

 *Примечание: здесь, ранее и в дальнейших частях переправы обозначены не все, иногда они идут настолько часто, что отметки теряют смысл.

 «На картах Генштаба, которыми я и многие идущие пользуются, река обозначена как Ине. Именно этим названием я пользуюсь на маршруте. Как оказалось, в Государственном водном реестре она значится под подпольным псевдонимом Инэр (надеюсь – это так, я не проверял) – в тексте приведены оба названия. В титрах видео фигурирует и еще одно название – Инерэто ошибка, исправлять которую оказалось сложнее, чем оставить – не беда, кому надо – разберется…» (из записок 2020 года)

Надо сказать, что до сих пор у меня там-сям вместо «как пишется» проскакивает «как слышится»: автоматически пишу «Инер», потом правлю там, где замечаю.

24 июля. Дневка.

 Проснулся в 6 – тепло, солнце, отличная погода! Эх! Искупаюсь днем в водах двух рек! Сейчас, как же, так тебе и позволили!..

Бегом поставил СП, развесил все, что можно на просушку, прошел со спиннингом (облом), на обратном пути наклевался голубики (уже не зеленой, фиолетово-синей), прикрыл сверху кипяточком с парой галеток из остатков – штучные, только на подъем.

Со всех сторон собирается дымка и вскоре: «Где вы, солнце и купальный сезон?» Заморосило, только-только пару аккумуляторов для навигатора подзарядил. Сразу лег холод – в «ходовом» не разгуляешься, приходится поддеваться. Быстро в горах погода меняется, только успевай реагировать!

Сел с рюкзаком возиться. Дело не быстрое, каждым стежком надо аккуратно и осторожно 1-3 слоя тесьмы пробить «цыганской» иглой. Усилие такое, что соскочи «ушко» с крышечки-«наперстка» - руку насквозь проткнет! Колдовал до трех часов дня: латки изнутри, тесьма снаружи, рипстоп и тесьма на второй надрыв лямки, плюс соединил верхние боковые стропы с центральной, сняв нагрузки со швов. Впору жертвовать энцефалитку и обшивать ею весь рюкзак!

Сверху поливает вовсю! На пешке было бы грустно.

Часов в пять сварганил ужин-завтрак: рыбы нет, порции сильно уцененные… Отбился в десятом, чтобы не искушать желудок.

 25 июля

 Люблю я этак напрячься, доволочить или докантовать до кострища сухой комель листвянки побольше, с корневищами, и водрузить его сверху на ночь: умеренно дымит, умеренно горит, жар и активность сохраняет часто до утра: и зверю, и мне хорошо! Дождю, правда, не очень нравится. Вот и в эту ночь он непрерывно обрабатывал струями окрестности и кострище, норовя с порывами ветра косо заглянуть под бревна и дотянуться до жара под ними…

Засыпал-просыпался, засыпал-просыпался под монотонные шум и всхлипы, пока в девятом часу не проснулся окончательно. Собрал в палатке что смог и грустно подглядывал в окно.

Как часто бывает, солнце к обеду приподняло одеяло и позволило выйти. Перебрел через Инэр на правый берег и, метров через 500, оказался на развилке русла: получается, что дневал/ночевал на меньшем рукаве. Второй разбой на вид умеренно шустрый: снял портянки, вынул стельки и потопал напрямки, но в середке дошло до «вам по пояс будет», чуть не сбило с одной трекпалкой. Отжался, потопал дальше.

Правый берег. Звериная тропка с дымящимся мишкиным пометом выводит к остаткам геологического лагеря: развалившиеся остовы каркасов, скамеек… В глубине, метрах в 200 от берега, светится более свежими лиственницами стена избушки с окошком – пошел «проведать» ее, но на подходе понял, что она тоже разваленная: крыша скособочилась внутрь, трубы нет, сквозь окно просвечивает лес, обозначая отсутствие входной стены… Развернулся и побрел обратно, на ходу обирая редкую голубику.

Заморочки с рюкзаком не прошли даром – спина просела, иду тяжело, переправами. Квадрат карты сделал, но выше будет тяжелее.

Встал в шесть вечера, солнышко позволило чуть подзарядиться. Набрал гору грибов, замутил два котелка супа – ложка стои́т. Сверху - ягодный морс. Желудок благодарно буркнул.

Спину пришлось лечить. Отбился в начале 12-го.

 26 июля

 Утро – на удивление. Солнце, красота и покой. Подзарядил, подсушил, собрал, вышел.

Долго шел проводкой с частыми и очень частыми переправами. В районе тт 974 – впадение небольших правых и левых притоков. Долина чуть расходится, начинается участок мелких густых разбоев – пришлось много идти с рюкзаком и паком под мышкой, неудобно и тяжело (последний переход ~1,2-1,3 км). 

Пошли валуны, шиверки – участок проводки закончился.

Лес плохой, встал в шестом часу вечера низко, на косе. К этому времени нагнало встречных дождевых туч, едва достал палатку – полило!

В «окошко» разжег костер, приготовил ужин/завтрак и отбился.

 27 июля. Вынужденная дневка.

 Холодно и неуютно.

Тент с блямбами воды похож на кожу с «апельсиновой коркой».

Снился забавный винегрет из событий и персонажей прошлой жизни в возрасте сохранившихся воспоминаний, что делало и меня чуть моложе. Чудил, сумасбродствовал!.. Проснулся сожалея о забытом с пробуждением гениальном стише, заканчивающимся как-то так:

та-та-Та-та, та-та-ще!

та-та-Та-та и ваще!

Когда-то я пытался записывать пришедшие во сне шедевры: утром они превращались в банальные тыквы Золушки…

…При отсутствии дождевой канители, белая внутрянка и оранжевый нахлобученный тент позволяют воображению воспарить к пробивающемуся сквозь тучи светилу. Высовывание носа на улицу обычно возвращает к реальности: там холод и насупленные брови дождей по горизонту, поэтому не спешу выглядывать.

За стенкой явно трещит костер! Что ж, это как раз возможно - перед сном закатил в него знатное корневище! Надо бы вылезти, вскипятить воду, погреть кишочки…

Едва я обтрусил тент, чтобы приступить к великим делам, буквально на последнем стуке по оранжевому кумполу, сверху ухнул поток! Просто удивительно: он медлил ночью, ленился утром… Он ждал моего сигнала!

…Съел холодный завтрак, достал ремнабор и зашил наконец-то почти оторвавшийся карман на энцефалитных штанах!

…День прошел в ожидании пауз. В паузы быстро собирались грибы/ягоды, готовилась нехитрая похлебка, солнечная панель принимала оптимальное положение до первых капель, ну и прочее.

Очередной экономный «косяк» Сплава – поставить на дорогую палатку копеечную молнию! Тенты палаток от ветра и дождя стараешься ставить «до барабана» - молния на тенте внизу разошлась и теперь или не застегивается, или просто расходится! Кроме того, конструктивно раскрытие тента в дождь приводит к опусканию «створки» практически в палатку, и ласканию входяще-выходящего: «Здравствуйте, свежие струйки!»

В костре потрескивает очередное корневище…

К семи вечера окончательно осел «в домике», там и ушел в сон с надеждой на «светлое завтра».

 28 июля

 Ясно и холодно.

Выход в 10:00.

Иду частыми короткими переправами. Сильно помогают старые или временные русла, но иногда приходится рубиться напролом.

К левому притоку, р. Ынах, вышел чуть выше устья, переправился/сбросился по нему на паке. На Инэре под устьем правый прижим.

Выше - непаханное поле разбоев – тянул, узнавал «старые» места. В конце поля (тт 978) свернул пак и дальше, до порога под Сутаней, все переправы – вброд.

Удачно попалось старое русло: сырое, крупновалунное, заросшее – идти неудобно, но лучше, чем по буреломному лесу. Вывело прямо к прижиму у порога (тт983). Пришлось накачать пак: глубоко и сильная текуха. Поднялся чуть выше порога, перескочил на левый берег и снова собрал пак – ломиться с ним по лесу невозможно. Шестой час вечера.

И опять повезло с обходом: временный водоток «срезал» излучину прямо к устью р. Сутаня – стапелю маршрута 2020-го года. Воспоминания нахлынули – не остановить! Места мало изменились, да и уровень воды близкий, может чуть больше.

«Так весело и беззаботно я долетел до точки предполагаемого стапеля, достичь которой осторожно планировал только на следующий день – места впадения в Ину левого притока с романтичным названием Сутаня. Количество воды на мне не предполагало разоблачение для форсирования – «ничтоже сумняшеся» перешел не останавливаясь, отжался и встал на ночевку, разведя «пионерский» костер». (из записок 2020 года)

Перебрел приток и Инэр выше устья: поток мощный и достаточно глубокий, но я все равно иду мокрый, вставать скоро, да и погода балует.

Прошел метров 100-200 и встал на высоком правом берегу в начале седьмого вечера.

СП наизготовку, развесил вещи: не высушить, так заветрить, открыл нз - свинину «Кронидов» - пора. Четверть пачки, горсточка рожек, компот из красной смородины с брусникой – радость для желудка.

22:45. Правила и спать…

 29 июля

 Проснулся рано, погода хорошая, берег прикрыт от солнца, поэтому с утра холодно.

Выход не задался: пошел старым руслом сзади лагеря, но начались крупные валуны с глубокими бочажинами, пришлось выкарабкиваться и ломиться лесом.

Пока воды в Инэре не убавилось и не появилась возможность идти руслом, корячился везде, где мог: лез по валунам, завалам, лесу, коряжнику, перебродил с берега на берег. Было весело…

Миновал несколько притоков – воды стало меньше, появилась возможность идти по руслу. Валуны-чемоданы разной величины конечно вдохновляют, но – иду и иду. Вымотался, сделал больше квадрата. График: 1000 пар – отдых.

Отступление пошаговое.

В начале полевого сезона рулеткой отмерялись 50/100 метров разного рельефа, которые проходились обычным шагом. Иногда, для проверки, с нагрузкой. Меряли и запоминали количество пар шагов в 100 метрах – личный стандарт. Все дальнейшие маршруты, места опробований, точки наблюдений, геохимические профили, привязывались этими парам, конечно с корректировкой по картам и снимкам. Отсчет велся мозгом автоматически, на уровне инстинкта. И сейчас, идя где-нибудь, скажем, по городу и думая о своем, внезапно выскакивает в голове: 246, 247, 248… Где и зачем включился счетчик – кто знает? Куда считает – неведомо... С возрастом, конечно, цифра меняется, да и давненько не сверял. 1000 моих пар, судя по карте, это примерно 1,3-1,4 км с поправкой на рельеф, тяжесть и годы.

Появилось много камней, покрытых бурым налетом тины или водорослей – предельно скользкие во влажном состоянии! Тучи натягивает, в 15:30 решил: еще 1000 пар и буду вставать. Чуть прошел, поскользнулся в русле на валуне и ухнул аккуратно в бочажок вровень моего размера и то – если хорошо свернуться! Вымокли и я, и рюкзак – пришли!

Место гнилое, топкое, плюс тропка звериная, но выбирать не приходится: солнце скрылось, дождевые тучи на плечах. Успел палатку поставить, переодеться/отжаться, костер запалить и – закапало. Чтобы не мокнуть и не мерзнуть доготовил на газу: чуть козлят по дороге собрал, ложка макарон, четверть «Кронидова» - «бульон» выпил, гуща на завтрак, морс голубичный, пара галет обломанных – заканчиваются. Все заканчивается, рыба нужна!

Время к девяти, буду ложиться. Очень нужна на завтра хорошая погода! До границы леса километра 2-3, дальше тягун курумниковый, там и перевал «не за горами», а дальше Табанда.

 30 июля

 Зябко. До конца не просыпаясь, растираешь место, неуютно прилипшее к сырому спальнику: пух «лайта» вечно сбивается в какой-нибудь угол тканевой ячейки, оставляя на «обогрев» 2 слоя тряпочки. Хорошо, что размер большой и не «кокон»: можно с головой нырнуть вглубь, отодвинуться от стенок, надышать, защититься воздухом. Правда, все выдохи обернутся влагой…

Смурно́… Воздух пропитан сыростью.

Завтрак разогрел в палатке.

Комары спрятались от холода, выбираются только с солнышком или с моим теплом. Если идти без сахара, то легко заметить, что они сладковаты на вкус.

Дождь, дождь, дождь…

… Окно пришло к часу дня – пошли.

Иду тропами или прямо склоном, клюя голубику на отдыхе – тяжело, по камням легче, но русло забито скользкими чемоданами.

В районе границы леса начало сеять сверху и не переставало уже до конца. Брёл в прозрачно-сизом мокром облаке.

За каждым перегибом пытался увидеть Табанду, но видел только усыпанный курумником тягун следующего подъема.

Иду как обычно: легкие термо- и энцефалитный костюмы. Рюкзак – грелка. Долго не постоишь – продувает насквозь и начинает трясти, но утепляться бесполезно: все равно весь мокрый, а на стоянке любая сухая вещь станет «золотом».

Несколько раз поскользнулся на курумнике: мокрый ягель и мхи становятся клеёнкой, елозя по поверхности камня. Вспомнились «приключения» 2020 года, когда в снегопад не стал становиться, а решил идти до конца – это было ошибкой.

«По горам топала сосулька на ходульках.

Я вгонял победит треккинговых палок в камни по рукоять и пел Трисвятое:

 «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (из записок 2020 года)

Урок должен быть усвоен.

Перевал. Время к семи. До Табанды километров 6 курумника, ручьев, болот верховых. Это по прямой. С моим графиком можно часа 3 идти. Дойти в ночи, перебрести ручей… Если оленье стадо там, то придется разбивать лагерь на улице – сараюшка будет занята. Ну, это если, конечно, сама сараюшка жива. Нет, надо вставать!

Вижу по ходу бочаг с водой, нахожу рядом между камней более-менее ровную площадку, снимаю рюкзак, готовлюсь…

Дождь не перестает и палатку надо ставить максимально быстро, так как она раздельна с тентом. Пока разбираешься с внутрянкой, сквозь нее внутрь льются с небес потоки воды, а дно их благополучно задерживает. В результате, после натягивания тента получается минибассейн…

Снимаю на ледяном ветрище одежду, чтобы не тащить мокреть внутрь. Вспоминается аналогичная процедура на побережье Восточно-Сибирского моря в 2021 году. Там, правда, снега на тот момент не было, а тут с дождём шлепают мокрые снежинки. Выжимаюсь, ныряю под тент и промакиваю снятым лужу в палатке. Выдергиваю герму из рюкзака, запихиваю ее во внутрянку,  ныряю следом. Трясет, конечно, но самое неприятное позади.

Вода из бочага после всех процедур кажется подогретой…

На газу готовлю стандартный уже ужин/завтрак: четверть «Кронидова», ложка рожек и подобранный где-то доро́гой гриб. Бульон - ужин, гуща - завтрак. Пара глоточков спирта завершают поправку (спирта остается тоже глотка 2-3. Он идет в ремнаборе, но там еще ацетон есть, так что - к месту!). Крошек от галет осталось на 2 раза.

Снаружи к дождю и снегу добавился град – веселая ночка предстоит!

Все кажется или сырым, или воглым. Может так и есть.

Напялил всё. В носки, снизу и сверху ступни, запихнул войлочные стельки из кроссовок и сапог, как-то прозорливо не использованные в ходовой день. Получились этакие войлочно-шерстяные чуни.

9 вечера. Забираюсь в спальник…

 31 июля

 Всю ночь поливало, и поливало, и поливало…

Спал, на удивление, не мерзнув. Спальник мокрый насквозь: насосался через внутрянку с тента: во сне за всем не уследишь.

К 9-ти тучи приподняло, вылез и – вот вам пожалте – вершины в снегу! Не зря с вечера град конопатил палатку! До границы снега метров 200 по вертикали. Это значит, что все перевалы выше «закрыло»!

Собрался, надел все сырое и пошел напрямки!

Память… Прошлое и нынешнее кружится в обнимку!

Оленей нигде не видно. Меня это радует – сушка и отдых нужны.

Сараюшку заметил не сразу, даже ёкнуло, но Сонькин зум снял волнение – стои́т!

Дошел до озера, снял сапоги, закатал штанины, перебрел речку...

Время спрессовалось и смялось в снежок. Год 2020-й сцепился с 2023-м как инь и ян.

В 14:40 мы с паком дошли до Табанды!

Собрал щепу в траве, не трогая основные дрова хозяев, растопил печурку, заткнул большие дыры и щели, провесил шнуры, развесил сушиться шмот. Спальник оказался даже мокрее, чем мне казалось. Солнечную панель приладил – акков разряженных полно!

На печке приготовил обед/ужин: пара грибов неясного генезиса, остатки рожек и остатки свиной тушенки. Думал разделить/оставить на утро, но съел все – голодный. Поймал в озере хариуса, второй сошел – рыба трудовая, на выходе мелко, только камни цепляет. Вообще-то озеро славилось гольцом, но лодка с мотором и куча сетей в бочке удручают: не такое большое озеро, вычерпать сетями не сложно. О гольце напоминают только крупные челюсти, разбросанные по округе: поймать было не суждено.

В общем, завтра – дневка, а пока сижу у печурки, в продуваемой всеми ветрами сараюшке и блаженствую: соскучился по теплу!

Этап пройден!

И совсем где-то далеко, в других мирах и другой жизни, в одну сторону – Себян-Кюель, а в другую – Чибагалах! Хотя вот он, под боком, не пройденный, не прожитый!

 

Боишься, Джим?

Нет, я готов!

Тогда – в путь!

 

В следующей части: Чибагалах (сплав). Каскад Табанда-Сиене.

 

 Видео к части 8 здесь: https://youtu.be/pSNLDUvwcuc

 

Комментарии

Популярные сообщения