Индигирка от Момы до Моря Часть 13 Возвращение 2022

Индигирка от Момы до Моря 

Часть 13

Возвращение

2022

Памяти Олега Панина посвящается

Мы были незнакомы. Шел он по Колыме неделях в двух за мной.

 Я перед Черским свернул на Анюй, а он прошел прямо, собираясь на Певек.

В районе Черского случилось что-то странное:

его нашли живым в одном месте, снаряжение – в другом.

Вывезли домой. 26 ноября 2019 года его не стало.

 Покойся с миром, Джим одержимый.

Маршрут не завершен.

А посвящение пусть останется:

там до конца не пройден, здесь до конца не пройден – бывает…

 

Точки трека:

825 – место ночевки с 09-го на 10-е июля и дневок 10,11 и 12 июля.

826 – место ночевки с 13-го на 14-е июля и дневки 14 июля.

 

13.07.2022

 Пройдено – 19,9 км

Ист. время – 6:37

Время в движении – 6:23

Vср. в движении – 3,11 км/ч

 

К обеду дождь не то чтобы перестал, а сжалился: «Ладно, проваливай, если сможешь!»

В час дня вторника, 13 июля, после трех дневок, седок спустил пакрафт с рваной, как седой парус, не поддающийся починке, юбкой, против ветра. На волну! В море!

Средняя скорость 3,11 км/час!

Скорость улитки сменилась «проворностью» черепахи, но пакрафту казалось: он летит!

За 5 часов был преодолен пеший переход - место ночевки маячило на берегу. При этом был пройден самый проблемный участок: выход против ветра из Сундруна с огибанием устьевой мели.

Пошли дальше!

От мыса к мысу, от мыса к мысу!

Льды отодвинулись к горизонту, но, время от времени, волны из тумана подгоняли обкусанные, зализанные небольшие белые поля, в каждом из которых мерещился белый медведь.

За полтора часа был пройден следующий, самый тяжелый водный участок по дороге «туда» (помните? Более 5 часов непрерывной гребли навстречу волнам и ветру принесли дневное продвижение в 7,6 км при средней скорости 1,65 км/час).

Еще несколько минут гребли к Колымской губе и, пройдя 20 (двадцать!) километров, мокрый, замерзший, но довольный путник высадился.

Далее следует обычная, уже описанная процедура: «Выйдя на берег, тело начинает колотить от холода, но переодеться нельзя, ибо – дождь, а намочить сухой, пусть и воглый второй комплект невозможно категорически. Надо быстро поставить лагерь, найти плавник, разжечь костер, раздеться на ледяном ветру донага, чтобы не затащить со шмотом потоки воды в палатку, голым нырнуть в нее, одеться в сухое-воглое, глотнуть кипятка с крупинками сахара и ощутить блаженство, думая наперед, что одежду надо как-то высушить и раздобыть-таки еду: без того и другого идти проблематично. И так изо дня в день»…

 14.07.2022 Дневка.

Ночью – дождь и накат прибоя.

Такой прибой хорош в крымском тепле. Он просто отличен в июле в Крыму! Этот прибой объединил Черное и Восточно-Сибирское.

Ах, да! Еще ни там, ни там в июле нет комаров! Но, как-то, совсем по разным причинам! Как-то диаметрально совсем…

Утром, несмотря на ветер, лег туман.

Им можно было напиться, этим туманом.

Воткнутые в торф палочки с натянутыми веревками для сушки мелочевки беспризорно мокли в тумане: вещи на улице напитывались с утра влагой как с похмелья.

День 14-го июля прошел в попытках просушить ходовой комплект и спальник. Вся одежда напялена сверху, непрерывный танец шамана вокруг костра бесподобен, жаль, что никто не видит.

Плавника набралось на удивление много. Прибой обработал рыхлые пролежни берега, и оттуда выперли какие-то древние, насквозь просмоленные, пробуждающие воображение ребра неведомых морских судов – большие, тяжелые, густо пахнущие в огне странствиями и исчезнувшими материками.

Из съедобной растительности на побережье только конский щавель: не кислый, набивающий животы детства средней полосы, а северный, сурово-безвкусный.

 

15.07.2022

 Пройдено – 21,6 км

Ист. время – 9:00

Время в движении – 8:03

Vср. в движении – 2,69 км/ч

Туман ушел, сменившись холодным солнце и слабым бризом.

Арктика быстро учит не верить хорошей погоде, но одинокая комариха покупается и кружит у объектива.

Отсутствие дождя и легкий субпопутный бакштаг пробуждают экспериментальную лень: накидка-пончо водружается на весло, края растягиваются руками. Ветер включается в игру, пакрафт нехотя скользит лагом, гребец время от времени подрабатывает мористей. 2,65 км/час средняя – не так уж и плохо: может чуть потеряли в скорости, зато не переработали.

Прощание с Восточно-Сибирским вышло трогательным и слезливым. Как всегда, посетили мысли о бренности всего земного, и вообще, и никогда сюда больше не попаду, и, как у «нашего всего»:

«Грусть-тоска меня съедает,

Одолела молодца:

Лапца-дрица-лап-ца-ца!»

Впрочем, до «лапца-дрицы» классик не додумался и приплел какого-то отца…

Только о-очень внимательный читатель и зритель вспомнит возникший 4-го июля в 11-й части остов временного жилища. А я ведь не зря заострил тогда сей факт: именно к нему устремилось судно под самодельным парусом. Каркас расположился на слиянии двух проточек. Раз уж суждено возвращаться и время не ограничено, то воображение мигом нарисовало идиллию погоды и несколько дней роздыха с поеданием немеряного количества рыбы (все-таки автор – неисправимый мечтатель…). Как бы то ни было, а, вечером 15 июля пакрафт ткнулся в берег у намеченной точки.

И дождя не было… Уже это должно было насторожить, но – не насторожило.

 

Точки трека:

827 – место ночевки с 15-го на 16-е июля и дневок 16 и 17 июля.

828 – место кратковременного отдыха. Совпадает с точкой 820 - местом ночевки с 03-го на 04-е июля

829 – место попытки плыть; 830 – место бесславного завершения попытки плыть.

831 – место кратковременного отдыха.

832 – место еще одной попытки плыть;

833 – место ночевки с 18-го на 19-е июля

 

16-17.07.2022 Дневки.

Попытка скрестить мечту и реальность не удалась.

К видневшейся вдалеке избушке ни проплыть, ни дойти не удалось: плывя я понял, что протока уходит в сторону от нее, а пойдя пешком увидел, что она стоит на другой стороне большого озера, трубы над ней не видно, обходить до нее «о-го-го!», и зачем – непонятно, тем паче, что все вещи остались у «остова».

Чир с Сундруна доелся еще утром 16-го, в поставленную сетку ничего не зашло, а поменявшийся ветер прибил ее к берегу: концевой груз был-таки безуспешно мал. Вся «добыча» вылилась в поимку единственного чебака, вымученного на глубоко просроченную кукурузину с Дружины.

Дождь зарядил уже на следующий день, холод лютовал-лютовал и долютовался до снежных зарядов, крупы и града, свистящих аккурат оттуда, куда следует продолжать путь. Неспешное продвижение на веслах или «под парусом» неожиданно сменилось жестким бечевником, как единственным способом двигаться дальше.

 

18.07.2022

 Пройдено – 16,2 км

Ист. время – 9:37

Время в движении – 6:31

Vср. в движении – 2,49 км/ч

 

Ветер свистел по протоке в лоб. Единственной радостью было то, что протока относительно неширокая – вид возникающего иногда параллельно идущего основного или более широкого русла удручал.

Крупных меандр нет, но любой незначительный подворот русла вызывает вбивание пакрафта в берег и необходимость переправы, во время которой лодку стремительно относит обратно.

Берега, кажущиеся с воды оплотом тверди, переходят в болота и насыщены, особенно на излучинах и основном русле, небольшими, но глубокими врезами, провести через которые лодку трудно или невозможно. Несколько попыток плыть окончились неудачей. В общем – намучился и потерял уйму времени.

В награду, в прибое одного из бочажков, болтался сижок под килограмм весом - «маломерок», выброшенный кем-то из сетки. Воздух ледяной, вода ледяная – даже жабры не попортились! И чайки не расклевали. Не чудо ли? 


 Точки трека:

834 – участок Яр. Ночевка с 19-го на 20-е июля и дневка 20 июля.

 

19.07.2022

 Пройдено – 15,2 км

Ист. время – ?

Время в движении – 5:54

Vср. в движении – 2,57 км/ч

 

К ночи пришла обманка: ветер стих, закатное незакатное солнце отразилось в застывшей глади. Комариха, явно кочевавшая в дебрях шмота, вновь встрепенула хоботком, но он давно обмерз и был ни на что не годен… Это была комариха-шатун, безнадежно тащившаяся с пакрафтом в надежде поживиться хоть чем-то.

По уму, надо было сворачивать только что поставленный лагерь и упираться по погоде до Яра, но, после ходового бурлацкого дня, всё казалось неподъемным. Мир отключился на сон.

Чуйка разбудила часа в 2 ночи и заставила высунуть нос из палатки. С другой стороны реки, с Севера, с Арктики тянулось что-то совсем непотребное, закрывая горизонт и умело обходя с флангов.

Лихорадочно упаковываясь, запалил костер – хотелось хоть чаю глотнуть. В полной тишине, неизвестно от чего, знаком-знаменьем прожглась здоровенная дырка на тенте палатки: «Не тем занимаешься!»

Надо было успеть проскочить километров 5-6 по основному руслу и нырнуть в протоку Горнова укрывшись от стихии под ее берегом.

Первый шквал налетел через километр-полтора, а через три завертелось такое, что вспоминать не хочется. Видимость пропала, лодка вертелась в валах не в силах продвинуться дальше, а сверху, снизу, сбоку мело, лило и шкурило зарядами крупы и града. Все промокло и обледенело мгновенно.

Ставить лагерь было немыслимо, продвижение вперед было невозможно, лихорадочно прорабатывался вариант бечевника, но перед протокой Горнова было еще несколько проточек, пересекать всё - тоска смертная.

Не знаю, сколько ушло времени… Навигатор каким-то образом объединил весь оставшийся маршрут вплоть до Москвы в один громадный отрезок пути. Кое-что удалось вычленить, но цифры не отражают динамику.

Я нырнул в эту протоку! Я в нее все-таки нырнул!

Дальше километров 10 пакрафт крался вдоль ее левого берега. Низкая, пологая тундра на удивление неплохо прикрывала от шквалов, непогода слегка подгоняла сбоку, главное – от берега далеко не отходить.

19 июля, макушка ненаступившего лета, снег, крупа, град…

На слиянии протоки с основным руслом все ходило ходуном, но Колымская подворачивала к Яру подставляя судно практически под фордевинд. С накатом, можно сказать, повезло. Но груженый пакрафт сзади ни разу не приспособлен к заходу на валы. Волны нависали, обрушивались на корму и скатывались внутрь через клочья фартука.

Другой проблемой виделась чалка. Прибой горбатился прямо в берег.

«Придется постараться. В крайнем случае искупаюсь, благо тепло рядом!»

С теплом, правда, возникли сомнения: лодки не просматривались. Но все закончилось благополучно.

Ребята встретили как родного и как-то самостоятельно озаботились моторкой.

- «Бивневщики часто в Чокурдах ходят, завтра спрошу, когда поедут» - выдал Денис. «Да мы и сами планируем съездить, только попозже».

20-го погода успокоилась, и он, проверив сетки, мотанулся на участок Косово, но там никого не случилось. Посовещался с Виктором: «Завтра пойдем! У папы день рождения завтра, заодно по дороге и заедем!»

Папа – это Анатолий Пономарев со Станчика, одногодок мой, человек чудесный! Мне повидаться с ним – в радость!

В суете прошел день 20 июля: вещи высушил, перебрал, оставил все, что мог. Неизвестно, как с самолетом и загрузкой получится, а на участке что-то пригодится.

Сетка придирчиво осмотрена. «Завертыш!» - резюмировано новое для меня слово. «Где небольшой кусочек перекрыть надо. Или зимой на озерах. Нить тонковата для реки…»

Ножовка Samuray четвертый год верой-правдой служит, но подсела уже из-за неаккуратного обращения.

- «Ничего, я подточу!» - это Виктор, убирая. Он тихий, спокойный и рукастый. Впрочем, на Севере всем приходится быть рукастыми: ни мастерских, ни магазинов, ни запчастей, ничего под рукой нет…

Между делом достал набор маленьких отверток, раскурочил мою зарядку, обнаружил причину выхода из строя – отвалившийся разъем micru-usb. «Паяльник дома, а то можно было бы припаять! В Москве к любому электронщику обратитесь, он сделает!» Я промолчал, но внутренне горьковато усмехнулся - множится дома гора зарядок с отвалившимися разъемами и очереди помочь не видно…

 

21-го июля пройденные километры полетели обратно.

Участок Станчик с церковью и Анатолием, приехавшим на Север после армии, да так здесь и осевшим. Слушать его можно бесконечно, а еще лучше – записывать. И порой такая пронзительная искренность проскакивает, что слезы наворачиваются…

Видео разговоров получилось не мало, но в ролик вошло чуть: бессвязные для посторонних обрывки будут не интересны. А мне смотреть и слушать – в радость!

-«Надо Сергея хоть до Нижнего-Среднего добросить!» - первое, что он сказал, еще не зная, что ребята везут меня в Чокурдах!

Мобилизация, работа в зоне СВО, семейные несчастья, не позволили своевременно созвониться. Связаться ни с Денисом, ни с Анатолием так и не получилось: телефон первого недоступен, а второго несет какую-то чушь, выкачивая деньги. Вдруг они прочитают эти строки или кто-то прочитавший им передаст. Буду чрезвычайно рад получить от них весточку: на сайте ли, на ютуб-канале ли, через соцсети или электронную почту – найти меня в интернете не сложно.

Спасибо Вам за всё!

Проплыл участок Нижний-Средний с семьей Черемкиных, из Русского Устья.

Промелькнул пропущенный мной участок Ребятишки с Владимиром Слепцовым.

Участок Крест с семейством Кириллиных на взгорке…

- «Вон, твои друзья тебе машут!» - обернулся Денис. И я долго махал в ответ почти невидимым фигуркам, а в груди щемило.

Чокурдах!

Выпрыгивая умудрился зацепиться за выступ лодки и в хлам порвать сапог! Вообще-то в этот маршрут сапоги пошли со мной «вторым сезоном», что для ЭВА уже достижение. И оставлять их на квартире я собирался в любом случае. Просто удивительно: столько вытерпеть и порваться на последнем шаге!

Пришла машина, погрузились, на ночь приютили меня на квартире, съездили-закачали бензином гору канистр на заправке (за тем, собственно, в основном и ехали), попрощались…

«Поговорили, махнули рукой...

Вот и уходит последний аргиш.

Звон бубенцов над замёрзшей рекой

Прошелестел как засохший камыш» (с)

 

Вылет.

 

Возвращение в среду' «товарно-денежных отношений» для меня почти всегда катастрофично.

То есть только что ты жил нормальной жизнью, в согласии с Богом и природой. Вдруг это все рушится, и ты попадаешь…в ад!

Билетов на самолет нет на ближайшие 10 дней. Цены на билеты просто космические, но – билетов нет! Записался на бронь – пятым.

«Самолет дали маленький, поэтому 23-го наверняка не улетите. Следующий рейс 27-го» - сочувственно говорит старшая диспетчерской группы, записывая телефон частной гостиницы. «Позвоните, может быть есть места».

Государственная гостиница канула в лету. Ее разваливающееся деревянное двухэтажное здание я видел – оно красиво красотой старика богадельни, стремящегося сохранить достоинство…

Звоню.

Койка есть – в 4-хместном номере. 3000 без еды, 3500 с двухразовым питанием (вкусным!). Ну, то есть до 27-го и каждые последующие 5 дней месячная пенсия усвистывает. Если, конечно, вообще улетишь. Койки после 23-го забронированы, как будет – не знаю. Из удобств: телевизор и прусаки. Горячая вода отсутствует во всем поселке (Отопление в Чокурдахе отключается с началом весны и включается с началом зимы. Все остальное «теплое» время температура в помещениях близка к заоконной. О заоконной температуре можно узнать из моих предыдущих повествований, хотя, конечно, на побережье несколько холоднее. Люди стараются решать вопрос кардинально, разъезжаясь по мере возможности после отключения отопления по избушкам – там хоть печку можно протопить. Если, конечно, плавник заготовил… Помогая людям в Мариуполе, для которых отсутствие воды, тепла, электричества – трагедия (и это действительно так!) меня нет-нет да посещала мысль, что есть в России регионы, где хождение по квартире и сон в кровати в зимней одежде – норма…)

Вся гостиница, собственно, 2 комнаты: одна на 4 койки, которые ждут гостей 23-го, и другая на 1-2 койки, которую давно занимает Денис-пограничник, командированный на вахту из Тикси и отвечающий за погранконтроль в аэропорту Чокурдаха.

- «Надо было Вам зарегистрироваться в Тикси, что в море собираетесь» - говорит он. Трудно объяснить специфику моих маршрутов и то, что если «не дай Бог», то никто не только не найдет, но и искать не будет. Впрочем, в погрануправление я обращался и ответ получил. Только не в Тикси. Денис скрупулезно отмечает время моего проследования мимо Чокурдаха к морю: ему надо это отметить в своих документах…

23-го июля 2022 года, с Божьей помощью, доброжелательностью Дениса-пограничника и всех сотрудников аэропорта, я-таки улетел в Якутск.

Дело было так!

Регистрация закончилась, все прошли. «Клиент» стоял у стойки потерянный, с рюкзаком и ручной кладью, не зная, что делать.

Денис появлялся за пунктом взвешивания и проверки багажа, не выказывая знакомства и не подавая никаких знаков.

Не выдержав, я дернулся к девушке-регистратору, бормоча сумбур в виде ФИО, брони и прочего, но она все знала! Она все знала, она видела меня и, как и Денис, была невозмутима.

-«Ждите!» - коротко сказала всевидящая, собрала бумаги и…ушла, оставив брошенный пропускной пункт с пастью аппарата-просмотрщика, незащищенной проходной и рамкой металлоискателя.

Жду…

Жду…

Жду…

Мимо проходит старшая диспетчерской группы, у которой я записывался на бронь и на ходу, глядя куда-то в сторону, указывает на кассу Аэрофлота (в зале 2 кассы: «Аэрофлота» и «Полярных авиалиний») и произносит, обращаясь почему-то к висящему плакату: «Пройдите в кассу!»

Я обменялся взглядом с плакатом, он подмигнул зрачком какой-то инструкции и один из нас потрусил к кассе, а второй остался висеть как ни в чем не бывало, насвистывая вальс «Амурские волны».

В кассу зашла молоденькая девушка-мальчик: худощавая, светловолосая, почти с хайровой стрижкой, тусившая до поры-до времени в зале с молодыми людьми. До этого ее никак нельзя было заподозрить в сотрудничестве с кассой и заговоре с плакатом!

- «А у вас без сдачи нет?» - спросила она почему-то монитор.

- «А сколько нужно?» - поинтересовался я голосом монитора.

- «Бубль-гум!» - ответила девушка-мальчик.

- «У меня бубль-гум с хвостиком, но мне на хвостик плевать! Мне лишь бы воспарить!» - пробурчал монитор, протягивая бубль-гум с хвостиком.

Девушка-мальчик с причмоком оторвала глаза от монитора и чуть заинтересованно удивилась: «Билет все равно еще не пришел, а прямо на площади, у входа в аэропорт, есть магазин, в котором меняют хвосты на орало!»

Удивительный магазин стоит на площади рядом с аэропортом Чокурдаха - пивной! Не какой-нибудь втюхивающий опаздывающим улетающим гражданам и их сопровождающим товарищам просроченные печенья или там чупа-чупсы с кока-колой и сувенирной продукцией, а просто-таки настоящий пивной магазин, в котором кроме пива и разнообразной рыбно-сухарной закуски нет ни-че-го! Абсолютно достойный пивной магазин!

- «Мне бы вот хвост… на орало…» - промямлил клиент.

Продавщица грустно открыла кассу и выгребла оттуда все орало. Его оказалось ровно на хвост, что, согласитесь, невозможно, но – факт!

…Девушка-мальчик уже выписывала в кассе билет. Причем бубль-гумов за него почему-то получилось меньше чем раньше – добытые орала не потребовались.

Удивительные штуки творились в этот вечер в аэропорту! Какие-то просто несусветные штуки!

- «Куда же теперь?» - поинтересовался обалдевший вопроситель.

- «На регистрацию!» - ответила девушка-мальчик монитору, и обалдеватель потрусил к подмигивающему плакату.

На регистрации было по-прежнему пустынно, как вдруг!..

На месте прежней регистраторши (какое грубое, вырубленное и невоспитанное слово! Надо иное придумать! Что-нибудь этакое воздушное!)

В общем, на месте одного воздушного создания материализовалось совсем иное воздушное создание, которое, не глядя на меня, протянуло руку, взяло документы и тоже стало что-то выпытывать у своего монитора, только молча.

Рюкзак ведомо-неведомым образом усох до странных 16,5 кг, а на «ручную кладь» просто махнули этой самой рукой и привесили бирку. Рентген всосал и выплюнул то и другое, ворота-рамка захлопнулась сзади, и я не удивлюсь, если имя пропустившего окажется Петр.

Волновало лишь, что Денис остался без «Спасибо!», но он возник из ниоткуда прямо напротив, через стойку, с той, покинутой стороны, откуда уже не подмигивал, а улыбался во всю чеширскую инструкцию, плакат.

У Господа в этот вечер было хорошее настроение, и он разрешил Ангелу чуть почудачить!

Фамилию свою Денис-пограничник называть отказался по понятным причинам, так что: «Знак ГТО на груди у него. Больше не знают о нем ничего».

…Все мгновенно пришло в движение, как будто выводок пассажиров только и ждал, когда завершатся все манипуляции с этим странным товарищем.

Девушка-мальчик надела фирменную жилетку, мгновенно преобразилась из кассира в сопровождающую и повела выводок к самолету. Воздушно-регистрирующее создание помогало разминающим ноги пассажирам эквилибрировать по шаткому трапу.

«Была суровой пристань в поздний час.

Искрясь, во тьме горели папиросы,

И трап стонал, и хмурые матросы

Устало поторапливали нас» (с)

Строгая начальник смены вновь не глядя прошла мимо, получила последнее: «Спасибо!» и кивнула в воздух.

… В салоне, в вящему удивлению, оказалось несколько свободных мест.

- «Рейс почтово-багажный» - сказал Денис-пограничник. «А самолет пришел маленький. Если вдруг, в конце регистрации останется свободный вес, то - все возможно!»

Господь улыбнулся…

 

На этом, собственно, почти всё!

Маршрут закончился не завершившись, пройден, но не закончен.

 

Низкий поклон всем людям, помогавшим мне в пути!

 

Посвящение Олегу Панину задумывалось давно.

Может быть символично, что маршрут не пройден до конца.

Во время странствий, просмотра и монтажа видео, пришла и окрепла мысль, что, возможно, мы столкнулись со сходными условиями Севера, переизбытком снаряжения, ошибками в планировании… Хотя, кто знает? Увидимся – уточним!  

Покойся с миром, Джим Одержимый!

 

  Далее будет еще видео-«довесок», посвященный Аллаиховскому музею природы тундры и охотничьего промысла имени Д.А. Лебедева – замечательному творению, созданному увлеченными людьми. В общем, я бы советовал посмотреть, а если вдруг кто-то попадет в Чокурдах, то обязательно посетить. Больше там, собственно, посещать нечего. Кроме, конечно, храма, но он во время моего пребывания был закрыт.

 

 Видео: https://youtu.be/Ufw5Hbn8YCE

 

Комментарии

Популярные сообщения