Индигирка от Момы до Моря Часть 12 Колымская губа – устье реки Сундрун 2022
Индигирка от Момы до Моря
Часть 12
Колымская губа – устье реки Сундрун
2022
Памяти Олега Панина посвящается
Мы были незнакомы. Шел он по Колыме неделях в двух за мной.
Я перед Черским свернул на Анюй, а он прошел прямо, собираясь на Певек.
В районе Черского случилось что-то странное:
его нашли живым в одном месте, снаряжение – в другом.
Вывезли домой. 26 ноября 2019 года его не стало.
Покойся с миром, Джим одержимый.
…
Маршрут не завершен.
А посвящение пусть останется:
там до конца не пройден, здесь до конца не пройден – бывает…
Точки трека:
822 – место ночевки с 04-го на 05-е июля и дневок 05 и 06 июля.
823 – место ночевки с 07-го на 08-е июля.
824 – место ночевки с 08-го на 09-е июля.
07.07.2022
Пройдено – 16,6 км
Ист. время – 8:59
Время в движении – 8:16
Vср. в движении – 2,01 км/ч
Пара часов Полярной ночи с 6 на 7-е июня прекрасна!
Солнце, разбудило в начале второго, встречный ветер дул, но не злобствовал, холод морозил, но в меру, ибо одежда сухая.
Утка, неподвижно сидящая на гнезде, проводила взглядом удаляющийся пакрафт с седоком.
Через час после отплытия ветер встрепенулся, небосвод пришел в движение, тучи захороводили посмурневшими девицами, время от времени оплакивая свою долю: все как всегда!
Ни единого кадра не отснято с воды: до того ли? Средняя скорость 2 км/ч при непрерывной гребле в течении 8 с гаком часов! И это еще не предел – завтра будет хуже!
Пояснение к движению, остановкам и проблемам с ними связанным.
Красивое следование «от мыса к мысу», как где-нибудь на озере или реке, невозможно – впечатает в берег. Кроме того, ближе к суше приходится бороться с накатом и мелями: неожиданное цепляние на волне дна веслом чревато разворотом и пойманным боковым валом. Двигаться можно исключительно галсами. Долго-долго выгребаешь мористее против волн и ветра, потом начинаешь «челночить»: шеварнадцать гребков против волны – несколько гребков на мыс - шеварнадцать гребков против волны – несколько гребков на мыс и так часами до бесконечности, стараясь не поймать перехлест сбоку, до тех пор, пока мыс не будет на траверсе и не откроется в нескольких километрах точно такой же мыс, лежащий дальше.
Кроме того, надо учитывать рельеф дна. Вдоль берега идет «русло», а в сотнях метров от берега тянется широкая мель по которой шкрябаешь веслами на таком удалении от суши, что просто диву даешься. Со временем глаз, по характеру волн, начинает различать участки мелководья, но тут доходишь до устья какой-нибудь речушки и все опять меняется, ибо наносные мели тянутся от берегов сливаясь с мелями морскими…
В общем, энергозатраты колоссальные, КПД минимален, и ты беспросветно гребешь мокрый на ледяном ветру с невозможностью остановиться по всем причинам.
Выйдя на берег, тело начинает колотить от холода, но переодеться нельзя, ибо – дождь, а намочить сухой, пусть и воглый второй комплект невозможно категорически. Надо быстро поставить лагерь, найти плавник, разжечь костер, раздеться на ледяном ветру донага, чтобы не затащить со шмотом потоки воды в палатку, голым нырнуть в нее, одеться в сухое-воглое, глотнуть кипятка с крупинками сахара и ощутить блаженство, думая наперед, что одежду надо как-то высушить и раздобыть-таки еду: без того и другого идти проблематично. И так изо дня в день…
Много раз, в беседах в замечательными местными людьми на Севере, рассказывал это, встречая сочувствие и читая в глазах непонимание. Когда мотор рвёт ветер не ощущая его, когда в лодку можно загрузить все, что нужно, не считая граммы, когда на себя можно надеть все, что можно, не задумываясь о последствиях, а в конце пути тебя ждет избушка, печка и еда… Это хорошо! "Проблемы индейцев шерифа не волнуют")
Ах да! Почему-то вспомнилось! На водных форумах есть любители больших моторных катамаранов, переделанных в «жилища на воде», куда тащится вообще все, что можно, считая, что это – круто. То, что они пишу в чатах, совершенно дико, ни за какие коврижки меня невозможно привлечь к участию в таких, с позволения сказать, «походах», ибо это не просто скучно - это ЧУДОВИЩНО тоскливо. Впрочем, и им наверняка мои маршруты не любопытны. Так что в чатах просто молчу – это их право: ходить так, как им хочется. А тут почему-то всплыло в памяти: блог мой, текст мой, да и читать его будут не многие, так что – пусть будет.
08.07.2022
Пройдено – 7,6 км
Ист. время – 5:13
Время в движении – 4:35
Vср. в движении – 1,65 км/ч
Описанное выше в пояснении, относится и к ночи с 7 на 8-е, и к мукам 8-го июля.
1,65 км/час!!! Тысяча шестьсот пятьдесят метров!!!
Мыс, казалось, не приближался, а удалялся. Это пагубно действовало на мышцы: они не понимали, ради чего стараются! Впрочем, одно они знали точно: останавливаться нельзя! Остановишься – замерзнешь и окажешься в начале пути.
На пол дороги начался дождь и на мыс из пакрафта вылез трясущийся на ветру мокрый Щелкунчик!
7,6 км за изматывающий ходовой день! С этим надо что-то решать! Море и Арктика не просто не пускают, а выталкивают обратно! Или Господь делает 101-е предупреждение – не твоё!
В палатке, под ночным дождем, решено попробовать идти пешком, таща на себе рюкзак и волоча за собой груженый пакрафт. Все вещи в рюкзак не входят. Кроме того, учитывая мокрое нАпрочь снаряжение, груза набирается 55-60 килограммов.
В 15-16 километрах по тундре, через минимум четыре переправы, в устье реки Сундрун, на карте обозначена изба.
- «На Сундруне точно есть изба!» - сказал Денис.
Возможность согреться и высушиться, наловить рыбы и наесться, отдохнуть, выспаться, спокойно перераспределить груз и определиться с графиком дальнейшего движения… Это сильный стимул!
Вопрос в том: «Совпадают ли эти избы?»
Пояснение о грузе.
Откуда столько груза!?
Этот вопрос должен возникнуть у многих ходящих!
Чего этот пацак мог набрать, что получилось такое количество килограммов? Не иначе как привирает!
Объясняю!
Обычно вес моего рюкзака колеблется в районе 30 кг. Сюда входит все: палатка-пакрафт-весло-трекпалки-спальник-коврики-тенты-средства от зверей-электроника-фото-видео-котелки-КЛМН-газ и прибамбасы к нему-одежда летняя, одежда зимняя, одежда и снаряжение водное-снаряжение горное (при необходимости)-рыболовные снасти, ножовка и еще «тысячи мелочей», перечислять которые нет желания. Просто зафиксируем цифру 30 как обычную, хотя уже великоватую, ибо из возраста «молодого лося» выпал. По сравнению с обычным маршрутом, было чуть увеличено количество термобелья и взята старая рваненькая осенняя куртка «на выброс», которая оказалась катастрофически кстати! Еда не вписывается в похождения: при не самой великой норме, скажем, 500 гр/день, получим 45 кг груза на 3 месяца дополнительно, что, естественно, нереально. Поэтому вся еда обычно – НЗ и выверенные крохи общим весом в пару килограммов. Остальное – «подножный корм». Если маршрут начинается «с воды», то начальная раскладка увеличивается, упираясь в пешую часть. В данном случае дополнительно имелись крупы. Отсутствие основы рациона - рыбной составляющей, стало полной неожиданностью!
Но!
В НЗ едет маленькая, не снаряженная сетка. За все времена применялась от силы 2-3 раза в экстренных случаях выхода из строя снастей: спиннинга на быстрых речках обычно вполне хватает. В конце сетка либо сжигается, либо оставляется местному населению. В этот раз она неожиданно оказалась предметом первой необходимости!
На небольших речках и протоках для концевых грузов можно использовать подобранные тут же камушки или набрать песок/грунт в пакет, а поплавки не ставить вообще. А что делать на большой реке, у которой все берега из торфа – не то что камушка, или песочка - грунта нет никакого?
Как Вы думаете, какой вес концевого груза на рыболовных сетях чтобы их не смяло ветрами, течениями, прочими погодными неприятностями и, при проверке сетей, когда лодку парусит вместе с сетью «мама не горюй», не сорвало? И что он из себя представляет?
Плывя по Колымской протоке, можно увидеть на воде одинокую пластиковую бутылку. Не спешите радоваться находке (пустые бутылки тоже дефицит – чай не средняя полоса! Со мной в пакрафте шла разномастная компания плавучих предметов, подобранных на берегах и в прибое: какие-то буйки, замысловатые поплавки, пенопласт и, конечно, бутылки разного объема). Обычно на другом конце как раз привязан концевой груз и опущен раз и навсегда, ибо поднять его за веревочку нет никакой возможности. Анатолий на Станчике, например, в качестве концевиков использует чугунные секции от батарей! Как известно, 7-и секционная батарея весит около 50-ти кг. Если на 2 части, получится 2 груза: 30 и 20. От места и течения, конечно, зависит – можно и более дробно поделить, но – впечатляет. А когда он со временем заилится, то все, «труба», не достать…
У меня счастья выбирать, из чего делать концевик, не было. Как и поплавки – что по берегам и брошенным стоянкам найду – то и хорошо. Поэтому на конец сетки тащился битый корпус то ли от движка, то ли от коробки передач, вкупе с треснувшим топором образующий крепкий рабоче-крестьянский символ, а в качестве огрузочных колец, без которых тоже не обойтись, иначе положит сеть горизонтально, – разные железяки поменьше, что-где попалось.
Весь этот бутор был благополучно доставлен в устье Сундруна, где единожды и был применен с минимальным результатом – это я еще отмечу.
А вы говорите – привираю!..
PS Кстати, как думаете, каким образом восполняли отсутствие огрузки при отсутствии камней, колец современных металлических, наши предки?
Пять…
Четыре…
Три…
Два…
Один…
Гонг!
Они использовали в качестве огрузки кости и бивни мамонта!
Достойное применение!
Точки трека:
825 – место ночевки с 09-го на 10-е июля и дневок 10,11 и 12 июля.
09.07.2022
Пройдено – 15,7 км
Ист. время – 10:37
Время в движении – 6:29
Vср. в движении – 2,42 км/ч
Собрат мой, любезный пакрафт «Иволга»!
Ты много пережил, но такого испытания у тебя еще не было!
16 километров, груженый, волоком по тундре!
И ни один пятак не поморщился, ни одна царапина
не покоробила твоего бронированного дна!
Ты герой, «Иволга», и никто с тобой не сравнится!
И, хотя стоят уже готовые, «бьющие копытами»,
новые «Королек» и молоденькая «Иволга»,
мы вместе еще пободаемся с жизнью!
Спасибо, дружище!
Итак, «В палатке, под ночным дождем, было решено попробовать идти пешком, таща на себе рюкзак и волоча за собой груженый пакрафт. Все вещи в рюкзак не входили. Кроме того, учитывая мокрое нАпрочь снаряжение, груза набиралось 55-60 килограммов».
Мокрые термы пришлось сушить ночью на себе: на улице ничего не сохнет.
Все утро Решилка сидел в палатке и ждал у моря погоды. Море ярилось, с неба лило.
Он доел рыбу с Яра, и пил чай/кипяток на дождевой воде: вся округа в небольших озерах, но вода в них соленая и казалась солоней, чем морская из-за выпаривания.
К полудню дождь в виде капель перестал, округу заволок густой туман, в котором временами можно было плавать, как в киселе.
-«Пора!» - подумал Решилка, и засобирался.
К часу рюкзак и пакрафт укомплектованы, остатки дров, тщательно собираемые и сберегаемые последние дни, догорели в костре.
Казалось, плевое дело: 15-16 км, четыре переправы, и ты в избушке, у печки, вещи развешены, чай заварен, блаженство…
Пошли!
…
Быстро выяснилось, что идти с рюкзаком таща пакрафт волоком по тундре очень неудобно и утомительно. Рюкзак перекочевал на фартук!
Выработалась тактика: надо стараться тащить «от воды к воде» - это удлиняет путь и время, но тянуть по/вдоль воды легче, где-то можно немного провести. С переправами «проще»: чуть подгребаешь веслом, а дальше - куда ветер вынесет, потом возвращаешься на траекторию по суше. Или не возвращаешься, смотря по обстановке.
Тундра живет своей жизнью, незаметной с воды: птицы сидят на гнездах, песцы бегают, темные, линючие, стаи уток кочуют с тобой по ветру, гуси на берегу настороженно всматриваются в ходока: взлетать или не взлетать? Погода мерзкая, взлетать наверняка нет желания! Трудно, но интересно идти по тундре! Эх, груза бы поменьше!
Сверху надето все, что есть, кроме старой куртки: в мокром идти очень холодно потому что мокрое, в сухом/воглом холодно, потому что его маловато и оно быстро становится мокрым. Надел что посуше вниз, мокрое наверх, идти можно. С руками только плохо: не машут руки веслом, не разгоняют кровь! Ходовые перчатки мокрые, можно выжимать. Пошел в рукавицах меховых. Хорошо, пока не промокли. Потом: веревка перетягивает пальцы, пока тащишь они становятся нечувствительными, а ветер продолжает леденить. Так и поморозил подушки. Долго потом, месяцы, уже вернувшись, отходили, восстанавливая чувствительность…
Статистика, приведенная за день, она, не совсем точная.
10:37 - истиное время – это верно: ближе к 12-ти ночи я подошел к «избе». А вот километраж и время в пути занижены, потому что на отвилках и переправах берёг аккумуляторы, выключал навигатор.
Много времени потерял в
месте, обозначенном на карте как «изба Вшивная». В глубоком тумане отчетливо
углядел и юрту, и людей. «Расспрошу, что да как с избой, может чаем согреют»
- подумалось. Переправился через Хар-Юрях, пакрафт повыше подтянул и потопал «к
людям». «Юрта» оказалась собранным в конус плавником, внутри которого пристроены
две туго набитые пластиковые баклаги: с мукой и с солью. «Люди» - корягами да
бочками. Побродил, посмотрел, железку какую-то из грязи ковырнул, пустую
бутылочку маленькую, удобную, из-под чего-то детского на берегу нашел – тоже пригодится.
И потопал обратно. Еду, конечно, не тронул.
Долго, в общем, куролесил накручивая путь по тундре, по озеркам, озерам, речкам и протокам.
На Сундрун вышел вымотанный, под моросящим дождем, выше места «избы», но уже понимая: «Нет там ее!»
Заставил себя поставить лагерь, разжечь костер, благо дров много, чаю попил, напялил, что посуше, залез в спальник и выключился…
10.07.2022 Дневка
Утром выглянуло солнце, но тепла не принесло: сильный ветер уносил его, не подпуская к земле. По-прежнему ледяной, по-прежнему с Арктики, он нагнал к побережью льдин, хорошо видимых на некотором удалении от берега. «Наверно, на мели сидят» - подумалось. А еще: «Как бы мишки белые не притащились!».
Надо было поставить сеть.
Надеялся, что возле избы будет противоток, но его не было. С моторками, опять же, проще и место искать, и ставить, а на пакрафте на ветрище в одного – попробуй!
Долго ли, коротко ли… Скорее долго и путано.
Вещи развесил, чаю попил, поплыл сетку смотреть. Уж больно скоро и бодро няшу ветер и течение гонят.
К великому счастью, влетел одинокий чир. Господь отмерил как всегда: сурово и без излишеств!
Ячея 65, но каким-то образом под берегом у дна умудрились запутаться несколько каракатиц. Подумалось - дохлые тушки, но, начав выкидывать, обнаружил шевеление и пару штук забрал – любопытно.
Ячейки уже изрядно забиты няшей, рыба не зайдет. И концевой груз сорвало-подтащило. Но надежда дама нервная, собирать не стал.
Чира почистил, разделал, потрошки и все, что можно – пожарил. Славно!
Брюшки каракатиц забиты такими же каракатицами, только мелкими, с пол спичечной головки. Они вылезали из родительниц и расползались по дну котелка. Что-то в этом было малоприятное, но решение сварить и попробовать оставалось неизменным. Туманились образы красных раков, крабов и омаров. Отнюдь! Невзрачными и остались. Есть практически нечего, так что толком не распробовал, а желудок стерпел…
К вечеру закапало, но не бодро. Дождевая вода для чая закончилась, в Сундруне ветер и приливы бултыхали грязно-соленую взвесь. После отстоя и кипячения чай удовольствия не доставлял, а пить хотелось больше.
11.07.2022 Дневка
День задался аналогом предыдущего. Идти на ветер встречаться со льдами не хотелось: он дул сильно, зло, задиристо и непрерывно.
Сетка скукожилась у берега. Нервная дама померла.
Соорудил подобие растяжки и принялся чистить. Занятие требует усидчивости, мне пришлось не по душе, а у Виктора с Яра выходило отлично.
Половина вещей не досохла и раскинулась по округе на второй срок.
Внутри палатки обнаружилась натуральная лужа с добрую половину кружки – это озадачило. Расследование показало, что дно палатки не виновато - любая высохшая вещь дотронувшись до мерзлоты начинает с причмоком сосать оттуда воду изображая шланг в сообщающихся сосудах. Удивительно, никогда не замечал. Пришлось спасодеяло под палаткой расправить аккуратней и следить за вещами, чтобы не чмокали!
Забарахлила вторая зарядка АА-аккумуляторов (первая вышла из строя еще на Индигирке). Они шли со мной третий сезон и оказались не вечные, учитывая мое беспардонное к ним отношение. Зарядок с собой две…
В какой-то момент округа замерла. Ветер стих, со всей очевидностью готовя какую-то пакость. Через час он вернулся в обнимку с дождем и холодрыгой.
12.07.2022 Дневка
Ветер, дождь, холодрыга и обнимка кутили весь день.
Чай кипятился в палатке, под чай, высунув нос из спальника, в который раз просматривались материалы.
До устья Колымы 7 (семь) двухсоток. Пусть будет 6 полных. 6 полных двухсоток ненаселенки впереди! Интерполируя сложившийся режим, получаем, что доберемся туда в сентябре. Это если все будет хорошо. От мыса к мысу. Грести, грести, проходя по 10-12 км в день против ветра, потом дневать, сушиться, добывать еду, снова грести, грести…Тоска тоскливая! Не для меня, не для пакрафта.
Возможно? – Возможно!
Нужен другой график, другой режим прохождения, другое снаряжение.
Нужно идти по суше с рюкзаком, пакрафтом, едой.
«Морская прогулка» не удалась, море не пустило.
Обратно, до Чокурдаха, 3 двухсотки. Правда против течения, но там люди – не пропасть и есть вариант уйти с моторкой.
Так и решим!
На этом, собственно, пока всё!
Окончание следует!
Оно будет не легким, это окончание, но все будет хорошо!
Господь поможет!
Видео:
ютуб - https://youtu.be/GKARAQ_OTmg (в титрах фильма река Сундрун ошибочно написана как "Сундурун")
рутуб - https://rutube.ru/video/private/1d0f22ed58f33abbf535bd414b91f4e8/?p=uBQan4jlkRA_j9g4NHWU3A (титры поправлены)
Комментарии
Отправить комментарий