Индигирка от Момы до Моря  Часть 5 Дружина – Белая Гора 2022

 

Индигирка от Момы до Моря 

Часть 5

Дружина – Белая Гора

2022

Памяти Олега Панина посвящается

Мы были незнакомы. Шел он по Колыме неделях в двух за мной.

 Я перед Черским свернул на Анюй, а он прошел прямо, собираясь на Певек.

В районе Черского случилось что-то странное:

его нашли живым в одном месте, снаряжение – в другом.

Вывезли домой. 26 ноября 2019 года его не стало.

 Покойся с миром, Джим одержимый.

Маршрут не завершен.

А посвящение пусть останется:

там до конца не пройден, здесь до конца не пройден – бывает…

 

 «Потеплевший» отрезок маршрута.

 Ветер тот же, солнце то же, а – потеплело. Может ближе к Арктике какие-то погодные катаклизмы произошли и ледяной сифон с нее где-то посредине оставшегося пути нашел себе более важные заботы? Встретился, вдруг, к примеру, с какой-нибудь закадычной юго-западной сестренкой, возвращающейся с курортного морского сезона, и закружились они в атмосферном кутеже: напор не стих, но помягчел?..

 Река – «море разливанное», любое дуновение разгоняется до доброго «вмордувинда». Выручают проточки-разбои, или под подветренный мысок спрячешься, но это редкость, так - дух перевести.

Замечание. 

Часто идти против ветра по валам ближе к фарватеру бывает продуктивнее, чем жаться под берег. То ли течение помогает больше (вдоль берега оно и слабее, и «обратка» попадается, и отбойные волны сбивают, не говоря уже о накатных валах, а ветер пакрафт парусит так же, как и на русле. Хотя, может быть, все это субъективные ощущения, не имеющие ничего общего с реальностью.



14.06.2022

Пройдено – 52.8 км

Ист. время – 12:05

Время в движении – 11:11

Vср. в движении – 4,7 км/ч

 Точки трека:

  794 – бывший участок ГСМ н.п. Дружина. Место ночевки с 12-го на 13-е июня и дневки 13-го июня.

 795 – непонятный лагерь

 796 –место ночевки с 14-го на 15-е июня.

 Что тут скажешь? Пилёжка и пилёжка. 11 часов 11 минут пилежки…

Выход ранний, ветер только начинает разгуливаться. Вообще, смотришь утренние и вечерние кадры: какая-то «тишь да благодать» и непонятно, о чем, собственно, люди стонут? Сам, граждане, удивляюсь!

После трудового мослания по фарватеру, под берегом, возле створного знака, было обнаружено зачаленное «установочное» судно. Вышел капитан и его то ли помощница, то ли супруга, то ли то и другое вместе взятое. Они как раз и занимались починкой и восстановлением навигационных знаков в преддверии этой самой навигации, которая в 20-х числах должна была начаться (тут я удивился и продолжал еще какое-то время удивляться, помятуя, как на Колыме все суда ждали начала половодья, чтобы по высокой воде успеть проскочить в Зарянку. А на Индигирке, получается, наоборот – ждут спада воды. Навигация – «дело тонкое»).

Познакомились, поговорили, поснимал и пошел дальше.

«А ветер как гикнет, как мимо просвищет, как двинет барашком под звонкое днище…». Не заметил, что кнопочку выключения камеры не дожал: вся оставшаяся симка ушла на «вид крышечки изнутри». Попытка обрезать лишнее болтаясь на волнах, привела к утрате всего фрагмента. Так что, ни имен, ни рассказов не осталось – извините.

…Заскочили в очередную, укрытую от ветра, проточку, отмеченную полузатонувшим, снесенным паводком откуда-то с верховий, срубом. В дверь можно было заплыть прямо на пакрафте, но экспериментировать не стали, ибо…

В очередном затишке, при впадении ручья из озерка – непонятный свежеслепленный лагерь на берегу (вернее – непонятная «вышка-помост», ибо лагерь как лагерь: стоит на каркасе большая палатка с нарами и маленькая под хознужды. Хоть рыболовную, хоть оленеводческую, хоть сенокосную бригаду размещай. Впрочем, место низменное, сенокос аховый – хвощи одни). В воде между бревнами снуют выдры. Походил, поснимал, двинулся дальше. PS Позднее вспомнилось: «А лося видели»? Как бы не браконьерский лагерь подготовлен, с вышкой смотровой?

Тринадцатый час пути – вставать надо. Тут и лука удобная подвернулась с затишком.

Лагерь поставил, удочку простенькую на спиннинге соорудил, надергал чебачков, благо слепни из Дружины были еще «свежие».

Чебак не «благородная» рыба, сырым не схрумкаешь, чистить-готовить надо. Что-то в фольге, что-то на крышке-«сковородке»… В общем, до часа ночи провозился.

Рыболовно-терминологическое отступление.

 Отец у меня военный, в месте своего появления на свет пробыл я 2 недели, а родиной считаю юго-западную окраину Воронежской области, где жили и похоронены мои дедушка с бабушкой по отцовской линии. Из всего этого предложения важно только: «юго-западная окраина Воронежской области» ибо: «чебаком также называют крупную особь леща на юге европейской России» (вики). Поэтому все детство таскал я с друзьями язей-подъязков, голавлей, красноперок, окуней, щук, сомов, плотву и чебачков, то бишь, подлещиков. А лещей там так лещем и именовали. С тех пор я (и не я один) мелких подлещиков называю «чебачками». А плотву – плотвой, хоть как ты ее не обзови: вобла, тарань или, скажем, сорога. На Северо-Востоке, слыша слово «чебак», долго не мог понять, почему не вижу подлещика в местных речках!? И уже в очень зрелом возрасте сообразил, что здесь чебаком называют плотву!

Такие вот терминологические изыски.

Во втором часу ночи я заснул…


 15.06.2022

 Пройдено – 32.8 км

Ист. время – 8:02

Время в движении – 7:47

Vср. в движении – 4,2 км/ч

  Точки трека:

 797 –место ночевки с 15-го на 16-е июня.

 798 – пгт Белая Гора

  799 – точка включения навигатора после пгт Белая Гора

 После рыбной «полунОчи» вставать, собираться и идти категорически не хотелось: тепло, сыто, сонно и настроение «пляжное». Пришлось приложить усилия.

Рефрен: «Что тут скажешь? Пилёжка и пилёжка» И далее по тексту про «вмордувинд» и прочее (см. выше).

…Обед жареными чебачками в затишке. Мысль: «Столько добираться, чтобы трескать плотву!» не покидает. Утешает то, что ведь и её могло не быть.

На правом берегу появляются низкие скальные выходы – аванпост Белой Горы.

За излучиной к обрывчику, между лиственницами, одна за другой начинают тулиться белогоровские дачки с мостками, у которых иногда видны моторки. Места должно быть красивые, комариные и, наверняка, закрытые. Грести к ним желания нет, становимся напротив, километров за 20-ть до Белой Горы.

Через несколько минут после высадки ветер стих! Это просто удивительно!


  16.06.2022

 Пройдено – 47.8 км

Ист. время – 11:56

Время в движении – 11:33

Vср. в движении – 4,1 км/ч

  Точки трека:

 800 –место ночевки с 16-го на 17-е июня.

 Вы когда-нибудь ставились на обочине оживленной автотрассы?

Вопрос, конечно, глупый, но, можно напрячься и представить!

Полярный день!

Всю ночь этого полярного дня мимо гудят-гудят-гудят моторки.

В поселке не могло быть столько моторок, их, безусловно, специальным рейсом завезли для меня!

Со свистом и грохотом глиссируют мощные иномарки, натужно тарахтит слабенький автопром! Редко челночат туда-обратно, иногда подруливают ближе к берегу, глянуть: что за конструкция распялилась на берегу. Но никто не высаживается: взревев мчаться дальше!

Будняя ночь полярного дня с 15-го на 16-е июня, со среды на четверг 2022 года, макушка недели!

Знаете, что это такое?

Это – потеплело!

Комар проснулся, мошка выплеснулась!

Это: «А лося видели?!» Помните, свежепоставленную вышку день назад?

Это – кто-то лося увидел!

Редкие далекие выстрелы…

Разбудило сопение.

Не очень-то радует утреннее сопение у палатки в отдаленных местах – рука шарит фальшфейер.

Шумнув выглядываю. В сторону прыскают две собаки: женская особь отбегает далеко, мужская – рядом, разбирается: можно ли мне доверять.

Разбирается недолго – начинаются поиски съестного. Ага! Сейчас! Я бы и сам не прочь что-нибудь отыскать! Поняв это, шнуруют по округе, не отбегая далеко.

Так и собираю лагерь.

Сапоги до середины подсасываются няшей. Отпускает она их с чваканьем, неохотно. Каждый раз при отправлении приходится долго на плаву отмывать грязь, чтобы меньше тащить в пакрафт. Лодку в это время относит и относит обратно, против течения. Почему-то очень жаль именно этих потерянных метров…

Кобель залазит по брюхо в воду – он не ожидал моего ухода. Когда замахали весла он завыл! Жуть! (через пару километров, на левом же берегу, у протоки, был замечен основательный лагерь. Подозрительно рыжее пятно мелькало в нем!)

Рефрен: «Что тут скажешь? Пилёжка и пилёжка» И далее по тексту про «вмордувинд» и прочее (см. выше).

Когда Белая Гора была уже на горизонте, слева и справа на поселок уверенно зашли на посадку два утренних борта! «А ведь мог бы и долететь!» - подумалось, выгребая против ветра. Но подумалось так, для галочки, без сожаления отвергнутого.

 Белая Гора.

 Высадка в поселке планировалась заранее в надежде пополнить запас сухарей. Правда, говорили, что магазин далеко от берега, оставлять надолго пакрафт без присмотра не хотелось.

Причалил я удачно, прямо под «Белогорским судоходным участком» (можно было проскочить дальше, к порту, где вдоль вогнутого пляжа выстроились вереницы моторок). Сдвоенный магазин (хозмаг и продуктовый) оказался недалеко. Сухарей не было, закупился галетами чуть ли не местного производства, оказавшимися весьма неплохими. В хозмаге, из-за начавшегося потепления, смели все антикомариные спиральки, что удержало от лишних трат, ибо потепление на этом и закончилось. Из-за волнений за покинутый пакрафт, все делал быстро.

Про сам поселок кто захочет – почитает в инете. В двух словах: новодел 1974-го года, куда из Дружины (которая тоже новодел, но 1937-го года) из-за постоянных затоплений последнего, перенесли центр Абыйского улуса Якутии. Как все новоделы, хорош тем, что нет явных бараков и развалин. В 1975-м удостоен премии ВДНХ за лучшее проектирование в условиях Севера. Население потихоньку убывает, и составляет около 2000 человек.

Можно отметить красивый вид на Индигирку и село Сутуруоха напротив, на левом берегу реки.

Вслед за мной, с листом металлочерепицы на спине, по откосу спланировал нетрезвый местный житель. Видимо, именно в это село он хотел доставить со мной неизвестно как добытый трофей. Минут пять он ошарашенно глядел на пакрафт, потом повернулся и, ворча что-то нецензурное, полез вверх.

Впереди непростая задача – миновать порт. У причала то ли грузится, то ли разгружается «Севан», на фарватере сифонит: «мама не горюй!» - выскочив на него на моей лодке можно долго и нудно трепыхаться, а судов вокруг много. В довершение, когда уже мы намылились «стартануть», снизу подошло и стало швартоваться еще одно судно.

Ждем!

Наконец, маневр выполнен. Пошли дальше!

За этими заботами забыл включить навигатор.

Рефрен: «Что тут скажешь?..»

Вдруг! На берегу на брюхе лежит самолет АН-26!

«11 октября 2016 года, самолет авиакомпании "Полярные авиалинии" совершил жесткую посадку в поселке Белая Гора. Воздушное судно приземлилось на берегу реки Индигирка, не долетев до полосы 400 метров. Всего на борту находились 27 пассажиров и шесть членов экипажа. Два человека обратились за медицинской помощью – пожилая женщина и мужчина. Самолет получил повреждения правого винта, правой стойки шасси и носовой стойки».

 Дверь распахнута, напротив самолета причалена моторка так, что создается идиллия самолета-избушки. Того гляди над кабиной пилота покажется печная труба и завьется дымок!

Рефрен: «Что тут скажешь? Пилёжка и пилёжка» И далее по тексту про «вмордувинд» и прочее (см. выше).

Затишек за мысом, конец тяжелого, трудового, ходового, etc… Надо становиться. Впереди остров Большой и правый рукав Индигирки, явно защищенный от ветра.

- «Пройду его и встану!»

И тут показались «барашки»…

В общем, это было неприятно и слегка стремноватенько скорее от неожиданности, ибо ничего не предвещало. Ветер и река на этом участке сошлись в какой-то противофазе, образовав «трубу» вдоль левого берега, валы и стояки 1.5 метра и выше по фарватеру, уходящие за поворот острова по основному руслу. Только вдоль правого берега можно было «пробиться» к правой протоке – там было относительно тихо и шла полоса «обратки». По треку видно, что пакрафт шел вдоль левого берега, и, соответственно, надо пересекать фарватер…

Примечание.

Уже вернувшись, я просмотрел имеющиеся материалы, и нигде не нашел упоминаний про этот отрезок маршрута. Возможно, просто стечение обстоятельств. В любом случае, при встречном ветре желательно заходить на этот участок ближе к правому берегу, дабы избежать пересечения фарватера. Но учитывая, что этот берег скальный: при более крутом к нему ветре там может быть накат.

Траверс восточной оконечности острова Большой. Лагерь.

На этом, собственно, пока всё!

Продолжение следует!

 

Видео: https://youtu.be/cDQgjDMFB7Q

Комментарии

Популярные сообщения