Часть 6. Адыча – возвращение. 2021 год

Индигирка – хребет Черского – Яна (дубль 2)

(р. Индигирка /сплав/ - р.Иньяли /пешка, вверх/перевал – р. Мюрёле /пешка, вверх/перевал – р.Чаркы /сплав/ – р.Адыча /сплав/)

 

Часть 6.

Адыча – возвращение.

 2021 год

 

«Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны.
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный»

Осип Мандельштам «Золотистого меда струя…»


20.07.2021 (точки трека 765-770)

Пройдено – 87 км

V max = 16 км/ч

V ср. в движении = 7.8 км/ч

 С метеостанции Усть-Чаркы уходил крадучись, боясь потревожить собак. С вечера ее обитатели жили своими заботами – им было немного не до меня.

- «Метеорологи по фамилии Гончарук, отца - Олегом звать, сын - Богдан, невеста – Ирина» - подсказали в комментариях к части 5-4 после моего сетования на утрату записей.

Фамилию я обычно без нужды не спрашиваю, из памяти кануло только имя сына – Богдан и записанные детали разговоров. Что-то сохранилось на флешке видеокамеры.

Куда и как пропадают отдельные записи и фрагменты видео вопрос особый – отсылающий то ли к криворукости, то ли к мистической составляющей, но скорее первое…

Богдана я так и не увидел. К моменту моего появления он был в Бетенкёсе – встречал очередную группу приисковиков.

Якутия была затянута дымкой от пожаров, авиация летала дёргано: от «окна» до «окна». Вылететь из Якутска было проблемой, вернуться – легче.

С доставкой вахты случилась накладка, пришлось кого-то ждать другим рейсом, все были чуть на взводе, прибытие моторки ожидалось ночью: путь по Адыче 4,5 – 5,5 часов в зависимости от течения, ветра, волнения, погоды… Дальше «эстафету» должен был принять Олег на водомете. И так-то ±5 часов на моторе – тяжело, а тут еще накрапывать иногда стало – лодки не крытые, совсем не весело.

В общем, я появился не очень вовремя, но – не отмахнулись, приютили – низкий поклон! Это позволило оставить пакрафт в снаряженном состоянии: подкачал и – вперед! По паре сэкономленных часов возни вечером и утром – великое дело…

Моторка пришла ночью в районе часа. Во сколько ушел водомет я не слышал.

В общем: «С метеостанции Усть-Чаркы уходил крадучись, боясь потревожить собак», дабы они не подняли уставших хозяев, что, к моему удовольствию, удалось. Собак было две: одна мирная, а другая так и норовящая цапнуть сзади – Ирина в мои вечерние шастанья ее незлобливо отгоняла и придерживала…

Если не обращать внимания на грязную воду, и не думать о том, чтобы быстрее дойти, то Адыча за метеостанцией красива: скалистые берега с останцами, валунно-галечные косы, залесённые берега, неплохая еще скорость потока… Волнение редко, невелико и, для разнообразия, его приходится «ловить», чтобы покачаться.

На левом берегу довольно большие площади свежего «горелика» - о нем еще на метеостанции предупреждали.

Рыба… Ну, рыба мне, в принципе, не нужна – еще с Чаркы идут небольшие запасы. А так:

- «Щука, налим, окунь… Хариус попадается…» - перечисляет Олег. На метеостанции недалеко от моторки рядом с перевернутым ведром я приметил удочку...

Ветер как обычно, разной интенсивности встречный, что всегда, когда идешь «докаткой» к финишу, раздражает (когда путь еще долог и финиш не близок, то вмордувинд воспринимается более спокойно - ежедневно-привычная данность). Но течение пока позволяет не усердствовать, хотя и оно постепенно слабеет.

На половине дневного пути обгоняет моторка – привычно обмениваемся взмахами рук с незнакомыми: может Богдан сменную вахту обратно повез, а может и нет – кто знает?

После Тирехтяха начинаются разбои, но не мелкие и частые рукава, а широкие русла. Накрутить на них плечи и километры маслая веслами «не туда» можно запросто, поэтому желательно запастись свежими космоснимками. Ну, или как я – читать и угадывать главную протоку…

Вода к этому моменту стала, казалось бы, чище, хотя – кто знает.

Остановка и ночевка - точка трека 770. В навигаторе отложились странные цифры: 11:07 – время в движении, что соответствует, и 15:04 - дневное ходовое. Где я мог останавливаться без малого 4 часа непонятно, возможно просто не выключил Гармин.

- «Дальше будет довольно много избушек» - говорила Ирина. И добавила: «Только надо знать, где они». При таком размахе разбоев – существенное дополнение. Не видел ни одной. Впрочем – на следующий день будет больше, но – не понадобятся.

 

21.07.2021 (точки трека 770-777)

Пройдено – 75 км

V max = 14 км/ч

V ср. в движении = 6.3 км/ч

 Сплошная пилёжка, снимать видео не хочется, да и нечего – просто стремление скорее дойти. Но скорее не получается: течение местами просто останавливается, малейший ветерок начинает гнать пакрафт обратно, приходится грести постоянно.

Если на Чаркы максимальная скорость отражала реальность, то на Адыче – какие-то случайные флуктуации.

Средняя скорость постоянно снижается, а гигантские меандры впереди на карте просто удручают на фоне того, что по прямой остается «всего-ничего».

В местах разбоев трек на карте треть времени идет «по суше» - протоки поменяли ложа, промыли новые, намыли другие острова. Там, где русло течет одним потоком – все сходится воедино, трек ныряет обратно в воду.

Точки трека 771, 773, 775, 776 – домики по правому берегу (те, что увидел, наверняка есть и еще). Прошел мимо, на вид – просто рыболовные пристанища.

Вышел на последнюю двухсотку – хорошая отсечка!

В т.т. 774 у берега заметил пару лодок – пристал поговорить, познакомится, размяться, но никого не узрел. Зато обнаружил плантации вызревшей голубики и с час «пасся», набивая рот ягодами «до посинения» в буквальном смысле.

Т.т. 777 - ближе к «мегамеандрам» каменисто-галечные пляжи пропадают – пришлось в заходящем солнце выбрасываться на чвакающе-засасывающую песчано-пылеватую косу и перетаскивать пакрафт и вещи выше, к кустам тальника.

Время в пути – 12:35, время в движении – 11:43. Тут разница понятна – голубику трескал.

 22.07.2021 (точки трека 777(2921 год)-576(2020 год))

Пройдено – 40 км

V max = 8 км/ч

V ср. в движении = 4.6 км/ч

 Наступил последний день одиссеи. Хотя – откуда я мог знать, что он – последний? Впереди колбасились десятки километров меандр, одну из которых я надеялся срезать, скостив около 15 км, но это была лишь надежда.

Пошли!

Сапоги пришлось долго отмывать от грязи, прежде чем впихнуть ноги под фартук. Не сильный ветер между тем дважды успел отогнать пакрафт обратно за точку старта. 4.6 км/час в движении говорит о многом – река почти стояла, ветер парусил судно и седока в обратную сторону.

Прошли левый поворот.

Т.т. 778 – сооружение на правом берегу, больше напоминающее застекленную веранду. Похоже, убежища мастерятся из любого подручного материала – это скорее временные пристанища, а не капитальные охотничьи или рыболовные заимки.

Под обрывом левой излучины стояла лодка.

- «Если люди не выйдут – пройду дальше не чалясь!» - подумал я. Время, время, время – очень хотелось дойти до Бетенкёса в этот же день.

Но два человека уже вышли из палатки и спускались по тропе.

Мне повезло - я мог проскочить мимо интересного!

На берегу, через балку, стояло два лагеря… водолазов! В одном обитало четверо ребят из Якутска, в другом –  квартет из Бетенкёса. Перед моим прибытием, шестеро ушли на моторке в поселок за бензином и прочими ништяками, у палаток остались якутяне – Афанасий и Владислав.

- «Месные-то часто домой в поселок ездят, а мы тут уже 1,5 месяца в палатке как на курорте…»

Мне всё внове и удивительно.

Занимаются они… добычей бивня и других палеоископаемых остатков!

Сколько раз во время работы на Северах я встречал и бивни, и целые «кладбища». Что-то привозил, пилил, полировал и, в конечном счете, все раздарил, о чем нисколько не жалею – мысль о «наживе» даже в голову не приходила!

Сейчас это стало прибыльной индустрией, палеоостатки принимают и скупают конторы, имеющие на это лицензии, за бивнями организуют целые экспедиции, их мечтают найти (и находят) многие одиночки, их «месторождения» из года в год моют водомётами. Однажды несколько «лишних» килограммов моего груза не хотели оформлять, потому что рейс «под завязку» был забит бережно укутанными в пленку бивнями!

Но чтобы нырять за ними на дно – это я не то что не видел, а и слышал впервые!

- «Глубоко здесь?»

- «Там…» - Владислав показывает рукой – «18 метров. А здесь – 20…»

Поразительно! В море я нырял метров на 6-8 – мне не понравилось, а тут – река.

- «Пресная вода намного жестче. Уже на 3 метрах давит конкретно. Продуваться приходится сильно, выходить – постепенно…»

- «Там же темно, как вы что-то находите?»

- «С фонарями… Сейчас вода мутная, видно вот так!» - Владислав почти прикладывает ладонь к носу.

- «А когда не мутная?»

- «Тогда вот так» - он отодвигает кисть сантиметров на 10.

- «Вы парами ныряете?»

- «Нет, по одному. Один там, другой там» - опять показывает рукой. – «А третий на берегу у лодки дежурит. Если находим что-то – поплавок цепляем. Он всплывает, на лодке подходят и вытягивают»

- «Опасно…»

- «Опасно… Всякое бывает. Течение еще – вон как бурлит…»

Это для меня течения нет и – это плохо. А для них оно есть, и это – тоже плохо!

Мы спускаемся, они показывают снаряжение, объясняют: как, что, зачем. На берегу рогатый череп то ли овцебыка, то ли бизона, в воде – бивень, чтобы не рассохся, в ящиках другие остатки…

Снимаю всё на видео, ребята шушукаются за спиной, потом достают и протягивают тяжелый обломок, извиняясь:

- «Это – щепа… Но внутри может быть нормальный…»

Это неважно, для меня этот кусок – бесценен!

Я все надеялся найти на сплаве обломок (в пешке его и не утащишь) – не для себя – для подарков близким, для памяти. Но остановки мои редки, места – косы да острова пойменные, время на поиск я не трачу. В общем – не свезло… А тут – вот он, в пленку оборачивается. Не знал, как и благодарить – Спасибо, ребята!

PS Дома обезвоживающийся кусочек быстро стал рассыпаться в труху, но я вычленил из него еще не распавшиеся остатки, скрепил их бесцветным лаком для ногтей и, на Новый Год, 5 человек получили привет с Адычи. Я их не успел даже сфотографировать, но шестой, последний осколыш, еще ждет отправки в Воронежскую область. Я рад!

Последний подарок ждет отправления...
 

А мне что? А мне – вот эта радость останется! Хорошо!..

Два часа я терзал ребят расспросами, пока не утомил вконец – им надо было перерабатывать быстро портящихся карасей (кстати, это были первые караси, увиденные мной на Севере! Вряд ли я бы пошел их здесь добывать, разве что с голодухи, но – факт остается фактом!), вода в чайниках кончалась, тела требовали отдыха – пора мне и честь знать!

Дальнейший путь был ничем не омрачен: погода стояла отличная, и даже ветер перестал дуть навстречу.

На подходе к Бетенкёсу от «пристани» отошла моторка, с которой мне привычно махнули и непривычно окликнули по имени. Я махнул в ответ. Кто это был осталось тайной моих безочковых глаз: может кто-то с метеостанции, или остальные «водолазы» возвращались: Афанасий звонил кому-то по-обычному, как у меня, кнопочному телефону – навороченные смартфоны связь не давали.

Оператор в Бетенкёсе – Билайн, его симки у меня не было, но «палку» для связи со службами экстренной помощи мой аппарат в лагере высветил.

На «пляже» нас с пакрафтом встречала нетрезвая дама с радиоприемником, уверенно говорящая на неизвестном мне русском языке. Невозможно было разобрать не только слова, но даже слоги! Я был уставший, занятый разборкой шмоток, сдутием лодки, укладкой рюкзака, не понимающий ни звука из ее речи – всё это женщину злило, и она продолжала что-то сердито говорить, ругаться и ходить за мной. Выход пришел озарением: направив на нее камеру я заявил, что приплыло телевидение и теперь ее состояние и речь увидит и услышит вся страна! Она мигом отвернулась и, слегка побурчав что-то в подмышку, исчезла.

Теперь можно было наконец спокойно расшвырять все вещи и вдумчиво сортировать их на кучки: что в рюкзак, что в кофр, что останется в Бетенкёсе.

В это время подошла моторка. Приплывшие поинтересовались «откуда-куда» и предложили помочь. Узнав, что я собираюсь сам заглянуть к Ньургуну, они удовлетворенно кивнули, погрузились в машину и уехали.

Прошло минут пять…

Я копался с пакрафтом, когда подъехала очередная буханка и встала кормой вплотную ко мне.

- «Места, что ли, на берегу мало!?» - подумал я и встал поздороваться.

Из кабины вылез и шел ко мне…Ньургун!

- «А мне уже позвонили!»

Как же здорово!

Все вещи гуртом перекочевали в машину, несколько минут и – мы въезжаем в знакомый двор.

Хозяин уже звонит по поводу такси. Время к вечеру, сегодня врядли найдется машина, но – о чудо! – она удивительным образом обнаруживается, и я бегом начинаю упаковываться, откладывая все, что можно: доплата за перегруз обойдется дороже стоимости вещей. Сапоги, штормовой костюм, веревки, средства от комаров и медведей, бумага – все пригодится в хозяйстве.

Наконец рюкзак собран и кажется невесомым, можно пить чай!

Заходит Ахмет – еще один прошлогодний знакомец, помогший мне, Рая – супруга Ньургуна… Как же хорошо сидеть с ними!

Разговор течет сумбурный, перескакивающий с маршрута - на лошадей, с лошадей – на водолазов…

- «А вы где в Бетенкёсе останавливаетесь?» - спросил в лагере Афанасий.

- «Да к Ньургуну зайду…»

- «Это такой невысокий, лет за 50?»

- «Да…»

Переглянулся с Владиславом, замялся малость…

- «А что такое?»

- «Да там у ребят конфликт с ним небольшой вышел…»

Теперь сижу, чай пью, слушаю «другую сторону»:

-«Да они здесь рядом живут» - показывает Ньургун рукой: «К ним с Якутска ребята приехали. Ну приехали и приехали, так они же не работают, а принялись пить: и день, и другой, и третий… Еще любители этого подтянулись… Тут «Уазик» оставляли, так они его открыли, ездить начали… Ну, я пошел, разобрался…» - объясняет Ньургун.

Я улыбаюсь… Там хорошие люди, тут хорошие люди – разобрались)

- «Пытался несколько раз тебе дозвониться, но не получилось» - говорю я.

- «А! У меня твой телефон не внесен, а с московских номеров одна реклама идет! Сейчас запишу!»

Выясняется, что видео 2020 года они не смотрели – интернет в Бетенкёсе «никакой» - и я обещаю купить флешку и прислать.

- «Так ты и этого года все пришли – интересно».

Пришлю! Обязательно пришлю! Вот допишу, домонтирую и – вышлю. А флешку я сразу по возвращению купил – сейчас, с нынешними проблемами, и не знаю: есть ли они, да и цена наверняка подскочила.

Я и у «водолазов» телефоны записал и пообещал адрес видео сбросить, так что тоже скоро получат – в Якутске, поди, с интернетом все в порядке…

 …

Пришла машина… Попрощались...

СПАСИБО ВАМ, ЛЮДИ!

Водитель из Батагая, отвозил кого-то в Бетенкёс, так что ему обратный попутчик к месту. Еще одна пассажирка – молодая учительница – разморило и быстро заснула.

Знакомый уже Гостевой дом «Кисилях» («Киьилээх») – единственный в Батагае. Места, к счастью, есть – в том году были какие-то сборы МЧС, еле подселили на ночь, сжалившись. Водитель, после моего рассказа, ждет, не уезжает – вдруг не заселят.

С утра еду в аэропорт – там касса открывается раньше и, если проблемы с билетами, то есть вариант купить ночную сданную бронь. Так случилось в 2020-м – билетов не было дней на 10 вперед, но за ночь один «отказной» билет появился – его я и «поймал».

В этот раз с билетами из Батагая все в порядке, но все «жужжат», что из Якутска не улететь. Ладно, будем решать проблемы по мере поступления. В конце-концов есть поезд.

Возвращаюсь в гостиницу, перекусываю, еду в аэропорт с вещами.

Якутск.

Билетов действительно нет, куча задержанных рейсов – ни одного, отправляющегося вовремя: пожары, экипажи ловят погодные «окна».

Наконец обнаруживается один! билет (хорошо передвигаться одному, если исходить из наличия билетов, мест в попутках и других транспортных проблем) на какой-то чартерный рейс в Ессентуки с подсадками там-сям. Социальная скидка, конечно, не действует… Вообще, в этот год логистика оказалась для меня дорогой. Ну, да ладно…

Ожидание…

Откладывание рейса…

Ожидание…

Откладывание рейса…

Встречающий сын на другом конце телефона нервничает неопределенностью…

Ожидание…

Полетели…

Промежуточная посадка где-то в Красноярске.

Ожидание…

Откладывание рейса…

Ожидание…

Полетели…

Сели...

Одиссея завершена!

Послевкусие счастья!... Это когда еще не вернувшись уже хочется возвратиться.

 

 

Спасибо, читатель и зритель, ты дотерпел до конца!

Выкладка материалов завершена!

 

PS Поскольку я обещал Ньургуну прислать видео за 2 года, то возможно (возможно!?) я смонтирую доп. серию в основном по прошлому году, куда войдут съемки с ним, его «командой», Ахметом и другими… Там довольно много разговоров на якутском языке неизвестно о чем, и я не вставлял их в фильм, а сейчас для них это будет просто хорошей памятью. Но к маршруту это уже не будет иметь отношения.

 

Видео к тексту здесь: https://youtu.be/OjHC0yH8f9k

 PS Бубнение закадрового товарища, то бишь меня, не всегда разбирается даже им самим, поэтому кое-где попробую вставить субтитры – не знаю, что из этого получится.

 

Комментарии

Популярные сообщения