Часть 5-4. Чаркы (Муолакан) (устье р.Дялындя – метеостанция Усть-Чаркы) 2021 год

Индигирка – хребет Черского – Яна (дубль 2)

(р. Индигирка /сплав/ - р.Иньяли /пешка, вверх/перевал – р. Мюрёле /пешка, вверх/перевал – р.Чаркы /сплав/ – р.Адыча /сплав/)

Часть 5-4.

Чаркы (Муолакан)

(устье р.Дялындя – метеостанция Усть-Чаркы)

2021 год

«Пускай утопал я в болотах,
Пускай замерзал я на льду,
Но если ты скажешь мне снова,
Я снова все это пройду.
Желанья свои и надежды
Связал я навеки с тобой —
С твоею суровой и ясной,
С твоею завидной судьбой»

Михаил Исаковский

17.07.2021 (точки трека 757-760)

Пройдено – 55 км

V max = 16 км/ч

V ср.  = 8,2 км/ч

Низкие, не примечательные берега, мелкие многочисленные разбои, петляющие между островами, густая голубая растормошенная коса на карте – после ночевки продолжается вчерашнее... Постоянно приходится угадывать основную струю и ловить сбивки проток. При неудачном выборе, несмотря на высокую воду, приходится вывешиваться. Основные препятствия – мели и шиверки, иногда значительно размазанные по площади. Волнение становится экзотикой и обусловлено небольшими прижимами, топляком и редкими одиночными валунами. Маленькие радости – виды недалеких горных отрогов, на которых изредка заметны отработанные россыпи, неугасимая скорость течения, легко преодолевающая встречный ветер и хорошая погода которая потихоньку портится.

Ближе к устью левого притока - р. Бысар-Юрях (по ГШ - Бысар-Юрях, по схеме 1976 г. и водному реестру - Бысар-Юрэх) река наконец-то сходится в одно русло. Само устье имеет весьма привлекательный вид, а прозрачная вытекающая вода притока резко контрастирует с паводково-ледниковыми струями Чаркы, хотя, плывя кажется, что вода за бортом все чище и чище. Все познается в сравнении…

Если бы не относительно недавнее отплытие с места ночевки, то обязательно бы встал здесь – нужна дневка: пора высушить наконец-то всё мокрое и сырое, наесться рыбы и заготовить ее в дорогу. Но, проплыл – так проплыл. Оставляю как совет для планирующих сплав и места стоянок.

После впадения Бысар-Юряха количество валунов в русле увеличивается, а через пару километров от устья начинается участок протяженностью около 12 км, насыщенный шиверами и перекатами (в отчете 1976 года выделяется 12 препятствий (43-54) различной сложности). На карте ГШ этот участок легко фиксируется, включая в себя крутую левую петлю, пологий обратный правый поворот и 2 последующих обрывисто-скальных выхода по правому берегу. В целом описания в отчете соответствуют пройденному в 2021 году с поправками на уровень воды. Привязывать препятствия в видео к отчетным я не буду, отмечу только, что они приурочены главным образом к излучинам русла. После тягомотины мелей и разбоев, волнение воды было воспринято с энтузиазмом.

Далее река бежит в основном одним руслом, оставляя слева горы Глингакчан. В районе т.т.759 она с двух сторон сжимается, образуя красивый каньонообразный участок. Скалы по левому берегу в этом месте имеют собственное имя: «Скалы Хатынгнах-Хапчагай», что, если переводчик Яндекса не врет, означает «Скалы Березового Ущелья» - красиво, хотя берез кроме карликовых, по маршруту я не видел - так и тащил пакетик бересты, набранной с трухлявых палок у вокзала Нижнего Бестяха. Здесь же в устье безымянного ручья обозначена нежилая изба, но такое счастье со времен составления карт Геной Штабовским как правило не сохраняется, хотя, конечно, все равно близоруко пялишься с надеждой.

Пройдя еще 9-10 километров пакрафт под начинающимся дождем ткнулся в берег в т.т. 760  с надеждой на дневку, и она-таки пришла.

Вещи высушены, рыбу пришлось поискать, но она нашлась, грибы собрались в необходимом количестве, красной (уже совсем красной) смородины - от пуза, брусника подбоченилась с одного края, голубика посинела, но это было не ее место, шиповник дозревал и уже чуть сладковат. Сладость особенно заметна идущим без сахара.

И, о чудо! – век живи – век учись: среди зарослей смородины обнаружилась николе не виданная ягода! Дымчато-фиолетовые и еще чуть зеленоватые слегка вытянутые плоды гроздями свисали с кустов. Ими можно было нагрузиться не сходя с места, «беда» была в том, что оскомина приперлась раньше. Но я продолжал набивать рот вместе с оскоминой.

По виду ягода походила скорее на крыжовник, только лысый и не колючий. А поскольку росли ее кусты вперемежку со смородиной, да и листом на нее походили, то и решено было обозвать ее для определения диким крыжовником, скрестившимся по жизненной необходимости с красной смородиной. Только вернувшись и сунувшись в интернет, я выяснил, что это – охта, алданский виноград, смородина дикуша! И ведь не очень-то и ошибся: вид растений рода Смородина семейства Крыжовниковые! Чаркы подарила – помер бы и не попробовал, не узнал!

Охта, алданский виноград, смородина дикуша (снимок из интернета)

Двухслойный пирог неба: высоко вверху крем сплошных, густых, серых, но не дождевых облаков, а под ними, по-над землей летит почти невидимая вуалевая гнусь, из которой не льет, не моросит, а мерно и редко отсыпает, сеет по неведомой норме отдельными каплями как горох из жменьки – столько-то зерен на квадратный метр в единицу времени…

Температура спустилась ближе к нулю, кровососы попрятались в ожидании солнца, хотя время – их пик. Днем даже на воде при приближении к лесу приходится мазаться или сетку накомарника накидывать.

В тонкой термухе и пуховом «Сплав»-овском лайте холодно – просыпаешься. Фигня это – сплавовский лайт – пуха в отсеках по щепотке, он сваливается в одну сторону и получаешься укрытым голой тряпкой. Но уже купил, так что придется ходить с тем, что есть. Напялил второй слой термы и заснул счастливый…

Под утро один за другим пошли добрые, незлобливые сны, нанизанные на паутинку дрёмы. Из каждого вела легкая тропка к Чаркы, в палатку, но не сразу, а через калиточку, как бы спрашивая: «Выходим, или еще полежим, посмотрим что-нибудь?» Выходить не хотелось, я долго не открывал щеколду, смотря очередную счастливую серию…

Встал, ничего не помня из приснившегося – только ощущение радости осталось.

Пошли дальше: с рыбой, с сухими разложенными вещами, с оскоминой, с беспечалием…

19.07.2021 (точки трека 760-765)

Пройдено – 64 км

V max = 14 км/ч

V ср.  = 8,2 км/ч

Чаркы бодро, но грустно опять уходит на запад разбоями, часто с большим количеством плавника и топляка в русле и на мелких участках, пока не упирается в горы Адыаччи Сисе (?) в районе устья правого притока Хонгор-Ат (в водном реестре Хангор-Ат (Хонгор), в отчете 1976 г. отсутствует – на ее месте нарисована р. Таас – Юрюйэ, совсем другой конфигурации) – т.т. 761. Здесь она поворачивает в субмеридианальном направлении, огибая массив горы Чаркы-Кисиляге и, километров через 10, наконец сливается в единое русло. Дальнейший ее путь, красив и славен, меандрируя подворачивает на запад к Адыче, пролегая среди каньонообразных склонов, сложенных плитчатыми осадочными породами, издалека кажущимися остатками древних разрушенных бастионов. Но ГоуПро это, к сожалению, передать не дано. А что дано – передано.

Поток по-прежнему мощен, уклон хорош и, если бы берега были сложены не осадочными, а магматическими, участок бы наверняка изобиловал добрыми порогами. А так – 2-3 отрезка умеренного волнения в окружении красот. Волны ловишь специально, чтобы разнообразить плавность – после порогов она кажется пресноватой.

- «Лодку не порезали?» - спросили позже. Оказывается, береговые «плитки» не так безобидны, как кажутся и бывали неприятные случаи. Если вдруг кто соберется – имейте ввиду!

Километра за 3 с копейками, на правом берегу видна новая изба (при низкой воде может и не очень видна) – т.т. 763. Чуть ниже, на левом берегу, видимо там, где автозимник на карте упирается в прямоугольничек с надписью «нежил», за зарослями видны следы пребывания человеков.

Совет. Если планируется дальнейший путь с ночевками, то неплохо бы подгадать лагерь на Чаркы – Адыча вам может не понравиться. И воды лучше набрать здесь же!

- «Мы за питьевой водой в Чаркы ездим. Из Адычи только на технические нужды берем!» - сказали на метеостанции.

Адыча!

Это был шок!

Чаркы, в белоснежном свадебном платье с волнистым шлейфом, свалилась в дорожную, разъезженную тракторами жижу. Густая грязно-коричневая гадость крутясь смешивалась со светлыми струями!

Не знаю, откуда это все несло: то ли со старых и новых приисков, то ли с «месторождения» мамонтовых костей, разрабатываемое водометами где-то выше, а скорее всё вкупе, но выглядело это отвратительно. В это не было охоты даже весло опускать и от капель с него хотелось отодвинуться…

Поток, перемешиваясь, уносил меня вниз, к недалекой метеостанции.

От прощания с Чаркы щемило и снова невыразимо тянуло туда, к самому началу, к весне в устье Иньяли на Индигирке, к переправам, к Мюрёле, к наледям и порогам, к богатырю, прошагавшему и проплывшему все эти Берендеевы царства. Вероятность возвращения ничтожна, но мне не хочется говорить: «Прощай!»

Послевкусие счастья - это когда еще не вернувшись уже хочется возвратиться.

Близорукие глаза разглядели штырь антенны на правой излучине и, только обогнув галечную косу, узрели строения. Должен был быть причал, но: «Надо ли? Примут ли?» - пошел напрямую. Встретили меня воинственные собаки.

На метеостанции жили и работали два поколения одной семьи: пожилые родители и сын с невесткой.*

* я опять не нашел своих записей, а голова не сохранила имен и многих деталей… Горе мне! Простите!

Сына не было, он ушел на моторке в Бетенкёс и должен был вернуться ночью – семья попутно подрабатывала доставкой небольших вахт до приисков: на моторке до метеостанции и на водомете дальше по ручьям. Это, конечно, дешевле вертолета, но все равно накладно и тяжело: путь неблизкий, суда открытые, непогода рядом…

Меня накормили, напоили чаем и предоставили кров. А главное – дали возможность позвонить – месяц без связи, близкие волнуются обо мне, я волнуюсь о близких, симки бесполезны в бебенях. Но тут был спутник. Механизм у меня отлажен – звоню родным и тут же прошу перезвонить на определившийся номер, чтобы не тратить деньги людей. Я, конечно, каждый раз предлагаю оплатить звонок, но пока никто не согласился… В общем, поговорил с дочкой и разослал через нее успокоительную весточку остальным.

P.S. Когда я добрался до мобильной цивилизации, все дома уже знали и то, что звонок был с метеостанции Усть-Чаркы, и сколько нам с пакрафтом километров оставалось идти, и сама Усть-Чаркы была найдена на картах – дочка перезвонила по имеющемуся номеру и все выяснила)))

Конец маршрута близок, читатель!

Не скажу, что это меня радует, ибо воспоминания вновь тащат богатыря назад!

В следующей части 6: Адыча – возвращение. Ископаемые с 20-и метровой глубины: опасно, но без вреда природе. И вновь Ньургун!