Соловки Часть 3 Исход. 2018 год


Соловки
Часть 3
Исход.
2018 год

«…А поля за майданом не було».
Виталий Кортич
«Переведiть мене через майдан»

Насколько раз подкрадывался я к этой части видео как к амбразуре: то распадочком, то лесочком, то болотцем – ничего не выходило.
Вернее – выходила нудная нудёвая нудя…
И так-то верстаю, как жернова ворочаю, да плюс подача у меня тяжелая: оно, когда автор в кадре шустрит, знамо веселее – нет у меня этого… А тут еще не маршрут, а экскурсия какая-то выходит.
Не люблю я экскурсии - вываливают на тебя гору информации: «Посмотрите направо…Посмотрите налево…» Даты, имена, события, что было-что не было…  К вечеру ты в этом во всем как «золотарь» в… известно в чем. Да еще бОльшая часть «не жёвано летит» и в голове не задерживается. Может и к лучшему…

 Решил я тогда с другого боку подобраться – убрал нАпрочь всю мутатень, которую ходил-наговаривал на камеру и стал подбирать мелодию под настроение.

Соловки они, как не крути, и место силы, и место очищения, и место отдохновения… Ну, по крайней мере, для меня так вышло. Да еще – это же не просто поездка на острова – конец 3-хмесячных скитаний, начатых со льдами Полярного Урала. Неблизкий путь…

С музыкой, конечно, тоже проблемы, но – пришла. Видеообрезков редактором нашоркал беспорядочно, немного хаотично, урезав часы в минуты. Затем натыкал много текстовых пояснительных вставок, но потом бОльшую часть убрал – опять экскурсия получается… У кого возникнет желание - возьмет схему и разберется. Хотелось передать настроение.
«Что выросло – то выросло», не обессудьте.

Теперь здесь коротЕнько чуть из наболтанного-затертого выложу – и ладно. Пригодится кому – хорошо, нет – тоже хорошо.

 Остановился я в пустом палаточном лагере – 2 палатки кроме моей: папа с сыном из Питера, и одинокая девушка в глубине.
На 2018 год – 300 рублей в день и куча преференций за дополнительную плату, начиная от любой снаряги и заканчивая душевой-баней и прочими прелестями.
Мусорные баки в рядок – вывозятся, туалеты-скворешники в струночку просторны и ухожены, питьевой канал с чистейшей водой – в шаговой доступности.
Остается только поблагодарить организаторов.
Одно растроило – нашлись среди бывших посетителей… не буду оскорблять родителей поросят… скажем обще – скотов. При наличии под боком убираемых туалетов, в лесочке-кустах в сторону питьевого канала кроме обычных грибов можно встретить «рукотворные», украшенные туалетной бумагой. Цензурных слов авторам нет, пусть им икается до конца земной жизни и далее…

Ну и, извините за тавтологию, далее…
Пройдусь «голопом по Европам», перескакивая «с пятого на десятое» - так, как ходил-снимал между службами по поселку и окрестностям монастыря.

О службах.

Может сам виноват, но… Того ощущения соборности, которое испытываешь всем естеством в намоленных храмах, я не почувствовал.

Общины в поселке не видно – 2-3 женщины на службе. И максимум полтора десятка монахов, подтягивающихся по мере просыпания. И это на огромное пространство собора.

Удивительно: где те сонмы паломников, в обилии прибывающих на острова и снующих с экскурсиями по монастырю и окрестностям днем? Или они приезжают только из любопытства?

Где трудники, живущие при монастыре? Или они здесь только подзаработать и отдохнуть?

Но мне ли об этом судить?...

Нет, не мне…

Плановые экскурсии во время службы запрещены, однако одиночные посетители постоянно заходят, осматривают иконы, мощи, бродят по храму…

Из беседы:
- В скитах обычно более строгие правила. Особенно в Свято-Троицком, на Анзере…
На Анзер я не попал…

По самому монастырю передвижение свободное – куда нельзя будет просто закрыто. Можно бродить самому или присоединиться к экскурсии подойдя-послушав на время или записавшись. Единственная платная экспозиция – «Подземные Соловки» (название может быть другое, точно не помню) – возможно монастырские «катакомбы» остались в ведении Минкульта.

Не знаю, как сейчас, а в 2018 году на территории монастыря активно велись реставрационные и восстановительные работы, поэтому, рядом с монахом, можно было встретить матерящегося нетрезвого рабочего, стеснительно прикрываемого товарищами, а во дворе мужского монастыря – расшивающую на Сузуки-Джимни с питерскими номерами простоволосую бабу – что у ней самой мозгов немного – это ладно, но кто же ее таким образом туда запустил!?

Ну и извечная российская проблема – туалет… Нет, фаянс как раз там присутствует, но его состояние, уборка и запах… Мда… «Скворечники» на палаточной поляне выглядят приличней. И почему мне всегда за это стыдно? Такие деньги грохаются на Соловки и государством и церковью, а тут…

За монастырскими воротами – тот же узел мирского и духовного. Прямо напротив вовсю кипит работа… «Строительство здания Штаба реставрации Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага»!!!
Общая площадь – 770 кв.м.!!!
Вот (мля!!!) реальная отмывка…
Вот, оказывается, чего не хватает архипелагу!!!
Вот, что жаждут видеть люди и ЮНЕСКО!!!
Кресел для задницы им не хватает!!!
«Технический заказчик – Концерн воздушно-космической обороны»!!!
Откуда, куда, каким боком?!...
Нет слов…

Через забор от бурного строительства «штаба» – выполнение работ по реконструкции, реставрации и приспособлению под современное использование «Объект культурного наследия федерального значения Гостиница «Преображенская». Начало работ – декабрь 2014 года. Окончание работ – октябрь 2018 года.
Завершаются, стало быть, работы….
Конь не валялся!!!
Зато Штаб – вовсю! Под эгидой Военно-космической обороны!
Неистребимы…

Еще в двух шагах – пустая музейная экспозиция «Соловецкая школа юнг». Путь перегораживает дама – вход в забываемую историю по билетам. На месте «Концерна воздушно-космической обороны» я бы этим озаботился – думаю, молекулы от денег на «штаб» хватило бы на безбилетное содержание памяти.

«СЛОН»
Часть истории Соловецкого лагеря особого назначения, касающаяся воцерковленных людей, можно посмотреть на стендах в самом монастыре – фотографии документов, красивые лица…

Пел в церковном хоре – осужден – растрелян…

…осужден на 10 лет – растрелян…

…осужден на 5 лет – растрелян…

…осужден на 3 года – растрелян…

Поражает география расстрелов и смерти узников Соловков: Ленинград, Воронеж, Карелия, Караганда, Сыктывкар и т.д., и т.д.… Зачем машина репрессий таскала их по всей стране чтобы убить в конце?

Ком в горле…



Почти все строения СЛОНа сейчас – жилые дома, отмеченные только табличками. Лишь в одном располагается экспозиция «Соловецкие лагеря и тюрьма. 1920 – 1939».

Пожилая пара, поддерживая друг друга, заходит передо мной. Зал пустой, вход платный.

Что-то, на мой взгляд, есть в этом кощунственное…

Ау-у-у: Концерн, Минкульт, церковное начальство – неужели из потока вливаний нельзя выделить даже не каплю, а невидимые брызги на ликвидацию этих сборов. Поставьте ящик для пожертвований – мне почему-то кажется, что соберете больше… Бегать по островам, стране, интернету, миру надо, чтобы бесплатно зазывать, затаскивать людей в память…

Закончу на этой грустной ноте тему СЛОНа – она для меня и для этого изложения неподъемна.


Перейдем к более оптимистичному.

- «До Морского музея осталось 385 шагов» …
- «До Морского музея осталось 160 шагов» …

Такие таблички вы встретите по пути на мыс Сельдяной, на котором расположен Морской музей Товарищества Северного Мореходства (ТСМ).

Друзья!

Это счастье, отдохновение и духовно-мозговое обогащение одновременно!

Это то, что я от всей души советую посетить, если вы попали на Соловки!

Это музей, с любовью сделанный энтузиастами для ВСЕХ!

Посещение бесплатное, кроме основной экспозиции часто присутствуют дополнительные. В моем случае их было две: «Веснование. Зверобойный промысел на Белом море» и «На юру: Деревянная архитектура Заонежья в фотографиях Ларса Петтерсона». Кроме того, если повезет, то можете там попасть на интересную встречу или просмотр, но это уже надо ловить на месте.

В общем, я получил массу удовольствия и от осмотра, и от чтения, и от катания во рту вкусных слов северного лексикона:
маточка – компас
киса – сумка из кожи и меха морского зверя
шапка-оплеуха
и еще множество и множество других. Одни названия ветров – не названия, а песни. Но не буду предвосхищать неожиданность вашей встречи с ними – просто рекомендую посещение этого чуда.

«Едем дальше, видим мост.
На мосту ворона сохнет.
Мы берем её за хвост
И кладем ее под мост –
Пусть ворона мокнет-мокнет»

По поселку и окрестностям можно бродить долго, протяжно и с наслаждением, наблюдая ту же мешанину духовного и повседневного: коров на берегу Святого озера, хозяйку, вываливающую отходы чайкам возле исторических сооружений, коз, бродящих вкруг часовен…
Бусины часовен - единственное, что имело в 2018 году завершенный вид: они были закрыты, без внутреннего убранства, но внешне законченно белели по всему поселку. Исторические здания вроде салотопок, смолокурен, амбаров, бань и т.п., разбросанные по всей округе, отмечены табличкам, запустением, иногда разрухой, иногда надстройками советского периода. От большого монастырского кладбища, обозначенного на карте-схеме, можно обнаружить только фундамент церкви, 4-5 надгробных плит и 3 свежие могилы.

Сувениры.
С этим есть проблемы.
Сувенирные лавки в основном заполнены поделками, не имеющими отношения к Соловкам (каргопольские игрушки, всякие тряпочно-деревянные изделия и т.д.). Стоимость их немалая, в большинстве специализированных интернет-магазинов можно найти дешевле никуда не выезжая.
Из относительно местного – это козули и конфеты из агар-агара.
Козули – это расписные пряники. Многие – авторские и стоят для пряника немало. Откуда привезены – трудно сказать: изготавливаются и по всему Архангельскому Северу, и в том же Каргополе, и на Кольском, может и здесь, на месте выпекают. Покупать пряник в подарок и потом его грызть или хранить – как-то душа не легла.
Конфеты лучше приобретать в специализированном магазине – в сувенирных лавках они дороже. Магазин от архангельского комбината (можно спросить у местных жителей или наткнуться на вывеску). Сам агар-агар собирают на Соловках (см. часть 2), здесь же раньше был цех от комбината, работает ли он нынче – не знаю. В магазине можно купить конфеты 3-х сортов: 2 мармеладные разных цветов и чуть разного вкуса, и 1 типа «Птичьего молока». Все в коробках. Здесь же продаются БАДы из водорослей и куча всевозможной красиво упакованной косметики и средств гигиены на основе того же агар-агара на любой вкус: продавщицы помогут подобрать и скомпоновать товар в подарочной упаковке по запросам и цене, что мной и было сделано в день отплытия.
В церковной лавке на территории монастыря куплены: небольшие берестяные шкатулки с изображением кремля и надписью: «Благословение Соловецкой обители», и в них куплены-вложены белые косынки с тем же текстом. Мужской части одариваемых приобретены кружки-бокалы с той же символикой. Из книжной продукции – Соловецкий Молитвослов, отличающийся от стандартного добавлением молитвословия соловецким святым и новомученникам.

В последний день лег густой туман.
Предварительная запись на монастырский катер сорвалась – он, почему-то, не пошел. Пришлось идти на Тамаринский причал, благо рейс в этот день был.
Предварительной продажи билетов нет.
На катере прибыло десятка полтора человек: местных жителей и поздних сентябрьских туристов.
Вояж заканчивался...
Безбилетная чайка деловито и привычно расположилась на корме и всю дорогу ловко ловила в воздухе подачки, а небольшая птаха воробьиного вида долго подскоками летела вровень с судном игнорируя посадку и пропала на пол пути. Надеюсь у нее хватило сил на эту пару десятков километров.
На перроне повезло – успел купить несколько ведер клюквы и брусники - терпеть не могу собирать ягоды - только если в рот.
Поздний поезд, стандартный боковой плацкарт – ничего не изменилось.
Полуночное прибытие.
Как и не уезжал…

«…А поля за майданом не було».

Итог.
Так и остались у меня после Соловков двойственность впечатлений, чувств и событий.
Мирские и церковные власти, вкачивая сюда огромные деньги, не определились, что они хотят сделать: духовный оплот возрождения или место высасывания денег у туристов. Им хочется и того, и другого (и третьего в виде осваивания бюджета на всякие «штабы»), причем быстро. В результате все получается не очень или и того паче – плохо.
И хорошо еще, что ЮНЕСКО препятствует коммерциализации и новоделам, а чиновники с обеих сторон боятся лишиться статуса «Всемирного наследия».
Есть и конфликт местных жителей с монастырем, отголоски которого можно найти в интернете. Вдаваться в них не буду – разберутся. Тем более, что люди, едущие на Соловки и в монастырь – это реальный заработок живущих здесь. К сожалению, коммерциализация часто превалирует над остальным. И, если в повседневной жизни на островах её можно купировать непритязательностью в еде и передвижении, то, скажем, от транспорта никуда не деться (хотя, конечно, можно и доплыть)). Проехав несколько тысяч километров до Полярного Урала за 2 тысячи рублей, вернувшись почти за ту же сумму из Кеми в столицу, выкладывать 3200 рэ за 20 км по морю туда и 20 обратно… Как-то это… неправильно. (Все цены – на 2018 год).

Но оставим всё это дребезжание.
Ибо самим Соловкам наплевать и на двойственность, и на коммерциализацию, и на эти заметки…

«А жизнь течет сама в себе
И крепко держится за Канта…»

Соловки – это чудо, которое надо посетить. Посетить не наскоком, не экскурсией. Посетить протяжно, как заплыть в старицу.
Соловки – это чудо, в которое хочется вернуться…
Дай Бог…

Видео к части 3:

Комментарии

Популярные сообщения