Соловки Часть 2 Обход. 2018 год


Соловки
Часть 2
Обход.
2018 год

«Двинем по ветру, ну а пока -
Кажется мне, не зря -
Пробуем скрипки на чердаках,
Вальсы свои зубря»
В.Ланцберг «Кошачий вальс»

В лесу ветер сразу угомонился.
Он продолжал мотать верхушки деревьев, но вниз не снисходил – ему тоже не хотелось ограничивать свободу свиста.

Шикарная красивая тропа петляла по болотам и каменистым взгоркам посреди отдохновения, умиротворения и ягод – я наслаждался, с содроганием вспоминая переход между Печорской и Мезенской Пижмами (сейчас я бы с удовольствием вновь попал в те места…).

По заболоченным участкам идут настилы в две доски. Тушкам моего веса с рюкзаком ступать следует аккуратно – стыки подгнили и легко могут сломаться/провалиться под тяжестью. В критичных местах, вроде мостков через водотоки, видны починки и подмены старых досок на более новые, переставленные с соседних мест – тропа поддерживается, хотя иных следов пребывания человека не наблюдается: высохшие и подсыхающие поверхности лужиц девственно нетронуты. Зато от души рассыпаны лосиные оливки – того и гляди покажется сам их хозяин.

Отступление.
Несмотря на ограниченность суши, на острове зверья хватает – сказывается то ли заповедная зона, то ли отсутствие крупных хищников вроде волков и медведей, а может и то, и другое. Хотя, завезенные еще в приснопамятные времена северные олени исчезли.
Зато где-то в 2008-2009 годах невесть откуда появились и расплодились лоси (трудно представить целенаправленно бороздящую морские просторы родоначальную пару). Следы их присутствия можно обнаружить повсюду. Мною встречены были дважды, причем один раз это была лосиха с лосенком.
Кроме того, подсмотрены: лисы – также дважды, «нос к носу» на тропах и дорогах. Заяц – один раз, белки – несколько раз. Единожды была вспугнута рассевшаяся вкруг меня по деревьям и с любопытством разглядывавшая путника (какое-никакое развлечение) стая рябчиков.
В самом поселении можно встретить стандартную домашнюю живность, а на севере острова по дороге завизированы лошадиные отметины («места размещения конюшен» отмечены на карте-схеме, правда, после сверки с действительностью, её информативность вызывает большие сомнения).

Так, благостно идя и отдохновенно пасясь на ягодниках, я дотопал до основной, хорошо наезженной дороги, ведущей от Соловецкого монастыря на север, выйдя на нее перед развилкой: Свято-Вознесенский и Савватиевский скиты – Исааковская пустынь. По направлению к последней я и направился…

Отступление.
Дороги на острове не могут не радовать. Стараниями трудников они поддерживаются в замечательном состоянии: кусты и нависающие ветви вырубаются, мусор свиней из числа посетителей собирается, камни оттаскиваются на обочину, выбоины засыпаются щебнем и закладываются старыми кирпичами.
«С ветерком» по ним может и не проедешь, но идти очень комфортно.
Даже на уединенных путях, при отсутствии следов какого-либо авто-мото-велодвижения, максимум, что можно встретить – это легко обходимую (или проезжаемую) лужу. А вдоль дорог или рядом, возле многочисленных озер, можно неожиданно обнаружить небольшой столик или стоянку.
Единственно что омрачает идиллию – то самое скотство «туристов» - тех, у которых притащить с собой полные банки-бутылки-пластиковые контейнеры и пакеты ума хватает, а унести пустые – родители не воспитали…
К счастью, этого мало…

Прохожу вдоль озер мимо входа в Исааковкую пустынь, мимо горы Межозерной (3 горки на схеме имеют собственные названия и громко именуются «горы» - Секирная – 71.0 м, Межозерная – 77.6 м и Поднебесная – 80.3 м. Желающие легко могут отметиться на вершинах всех трех) и сворачиваю на маленькое, тихое, спокойно-уютное озеро Малое Портовое.

Утром трогаюсь дальше и уже на следующем придорожном озере встречаю свежий домик с кострищем на улице и койками внутри. Может и хорошо, что не дошел – мусора многовато…

Старая Сосновая пустынь. На берегу губы Грязной (почему красивый и чистый залив обозвали «грязным» - сие тайна) поклонный крест, а через тропу, на берегу оз. Бучейное, столы под навесами, кострище – место для отдыха. У тропки груда камней – все, что осталось от часовни образа Богородицы Корсунской…

Отступление.
Не люблю я исторические прогулки с ведущими. Поток информации сносит голову – остаются пустота и усталость. В нынешний век, когда многое можно получить из интернета, я стараюсь обходить стороной плановые экскурсии. Ну, разве что подойду к какой группе, послушаю пару слов и потопаю дальше сам по себе.
Сейчас еще любят про каждое место или вещицу такие новоиспеченные легенды нагородить для привлечения взыскательных туристов или втюхивания сувениров и амулетов, что просто диву даешься. Специалисты слушают да посмеиваются: геологи про своё, историки про свое, а «сказочники» барыши подсчитывают.
В общем, я стараюсь не перегружать повествование экскурсами в историю...

«- Простите, часовню тоже я развалил?
- Нет, это было до вас, в 14-м веке»

До Новой Сосновки я не дошел, решив, что нечего мне там делать, и свернул с дороги на тропку в сторону Овсянки. Свернул, очевидно, рано, ибо быстро уперся в болото с разрушенной гатью и ухнул в него по колено, чему был рад, ибо самому специально ухать не хотелось, а посмотреть, как поведут себя в таких условиях берцы с гамашами желание было.
Отступление.
Берцы были взяты в основном на Кольский – там планировалось много пешки, в том числе и болотистой. Тащить неподъемные болотники не было никакого желания.
После раздрая ЭВА-сапог на переходе между Пижмами, берцы перешли в разряд «повседной» обуви при пеших перемещениях, но кардинальному намоканию до этого не подвергались – от дождя и мокрой травы они защищали.

Перебравшись через мокреть и выбравшись на нормальную дорогу путь был продолжен. Обувь испытание прошла.

Хорошая дорога, слабый ветерок, легкий морской запах гниющий водорослей – красота! Если бы не великоватый по весу рюкзак, можно бы было бежать вприпрыжку…
Рюкзак не предназначался для Соловков, он предназначался для 3-хмесячных скитаний от льда до «белых мух» по не очень населенным местам с пакрафтом и весил за 30 даже после всех сопутствующих дороге облегчений. А Соловки – это, в общем-то, отдохновение похода выходного дня (ПВД) со всеми вытекающими и втекающими.
«Хозяйственная изба, часовня св.Иоанна Предтечи, рыболовная тоня, место морского причала и пристани, место размещения конюшен, отдельные комлексы и сооружения СЛОНа» - это перечень утраченных и существующих сооружений Овсянки, обозначенных на схеме. Вот нафига кому вся эта информация на карте, если НИЧЕГО из этого не существует от слова «совсем», а реальная «изба Овсянка», известная всем местным жителям, находится совсем не там, где вся эта приблуда нанесена?!
И низкий поклон людям, поддерживающим порядок в этой избе.

Записка:
«Уважаемые рыбаки и отдыхающие!!!
Убедительная просьба убирать за собой.
Соблюдайте чистоту и порядок, чтобы вам же самим захотелось вернуться сюда снова.
С ув. соловчане»

Схрумкав очередной грибной супчик, только на чае я понял, что вода, начерпанная мной кружкой в ручье, смешана с нагонной водой моря - соленая. Но из облаков уже сыпало на крышу и струями стекало пресное пополнение.

Засыпал я под шум дождя, спал под свист ветра, а проснулся под шорох солнца.
Ветер еще хозяйничал на море, перекатывая волны через мысы с обеих сторон бухты, но солнышко лучами поглаживало и успокаивало его.
Весь берег был покрыт бурым, свежесотканным штормом ковром ламинарии.
Стадо мамонтов можно было накормить таким ковром…

Прибрался, написал благодарственную записку, оставил какую-то мелочевку и потопал в сторону Ребалды.

По пути встретились сборщики капусты на тракторе с шинами низкого давления. Бригада была из Архангельска – сезонные рабочие.
Как в добрые советские времена, мужик сидел возле трактора, а женщины собирали ламинарию в мешки и кидали в кузов.
Пожелав друг-другу удачи, мы разошлись.
По пути вдоль дороги лежали тюки с водорослями – они будут заброшены в кузов трактора на обратном пути. Места в бункере для людей нет, стало быть после работы сборщицы с песнями пойдут в поселок пешком.

«Уберем мы все, как нужно,
Ни зерна не пропадет,
Потому что очень дружный
И надежный мы народ.
И пойдут, пойдут обозы
В города по большаку –
Не останутся колхозы
Перед Родиной в долгу!»

Попытка стапеля не доходя Ребалды была пресечена встречным ветром и пеший путь был продолжен…

Место следующей ночевки не запечатлелось в моих записях: то ли это было одно из Филимоновских озер, то ли одно из Горбатых.
Свернув на дорогу, идущую в лес, я вышел к месту нескольких стоянок с кострищами и раскопанными… окопам. Откуда они взялись на Соловках мне неведомо, упоминаний в интернете я не обнаружил, единственное разумное объяснение – занятия Соловецкой школы юнг.
Хотя, может быть, найдутся специалисты: увидят, объяснят или скажут, что это вообще вовсе не окопы…

На следующий день я вышел к Глубокой-Долгой губе и, спугнув лосиху с лосенком, в очередной раз надул пакрафт (какая губа на самом деле определить по карте-схеме невозможно: в столбик, друг под другом, одна и та же губа подписана:
Губа Глубокая
Губа Долгая     ).

Монастырь был недалеко и у меня оставалась одно запланированное на эту часть, но доселе невыполненное желание: половить рыбу.
Каждый раз, едучи на Кольский на машине, я останавливаюсь на ночь в районе Кандалакши и ловлю треску, плюс что попадется. Никаких сложностей у меня это не вызывает и никогда я еще пустым не оставался, поэтому сея задача казалась мне простой.
Хренушки…

Надо сказать, что во всех озерах, на которых я ночевал, я пытался удить рыбу. Спиннинг, как известно, у меня вышел из строя еще на Мезени, но удочка и наживка были.
Несмотря на то, что следы ловли в виде рогулек и брошенных браконьерских снастей по берегам имели место быть, ни одной поклевки я не увидел: то ли заветного слова не знал, то ли архангельские черви и опарыши в наперсточных коробочках были рыбе так же противны, как и мне.
Уже в поселке я дважды видел человека с удочкой. Разговорившись, он оба раза поведал мне, как поймал 3-хкилограммового язя – это произвело на него неизгладимое впечатление.
На меня бы произвело впечатление любое движение поплавка по красоте озер, но – увы.
Опять же с поселка, были замечены на значительном отдалении в море лодки. На мой вопрос:
- Что они там делают?
 было сказан:
- Ловят селедку.
- А треску?
- А треску здесь не ловят. Здесь обычно селедку ловят…

Но я-таки поймал треску! За пол дня сидения в лодке под дождиком, две рыбины размером в палец каждая наглухо сели на крючки!
Такого облома от Белого моря я не ожидал…

Вечером я сидел на берегу неподвижной панорамы ДолгоГлубокого залива и, чуть отламывая, хрумкал зажаренную до сухарика вместе с внутренностями, пропитанную маслом треску. Полотно "Соловки" было идеальным – не шелохнулся ни один штрих…

Утром, как всегда в завершении солнечным и тихим, я проскользил над звездам Белого моря в сторону пристани.

Обход был завершен, лезть куда-то еще настроения не было.
Впереди был монастырь и его окрестности.


Итог к частям 1-2.

Обойдя частично с рюкзаком, частично на пакрафте Большой Соловецкий остров, я категорически не советую кому-бы то ни было это делать.
Соловки – не только изумительно красивое, отдохновенное и намоленное место – оно еще и ухоженное место. С таким же успехом можно пойти в поход в городской парк, только зачем? Костер разжечь?
Зачем набивать тяжелый рюкзак в ПВД?
Разбив, скажем, кемпинговую палатку в палаточном лагере (о нем в следующей части), вы с дорожным рюкзачком спокойно и в удовольствие сможете посетить любое место в течение 1, максимум 2-х дней и вернуться обратно. Etc
Дороги и тропы замечательны для пеших (часто и вело-, если есть настроение и деньги) прогулок. Даже если они не обозначены на убогой карте-схеме, выйти куда надо по любой из них легко просто соблюдая направление.
По Соловкам вообще и по их достопримечательностям в частности, на мой взгляд, надо просто гулять, медитировать, набираться энергии и смысла…
Таскание несколько дней с рюкзаком со стороны забавно, как, например, недельный поход куда-нибудь в Коломенское – ничего выдающегося или экстремального в этом нет.

С такими мыслями троица - я, пакрафт и пакет грибов - вошла в поселок…

Видео к части 2: https://youtu.be/F5eY2XPesY8

Комментарии

Популярные сообщения