Соловки Часть 1 Вход. 2018 год


Соловки
Часть 1
Вход.
2018 год

«Тай мой снежок, заклинаю, тай,
В Лету себе теки.
Кончится этот дурацкий тайм –
Дёрнем на Соловки.»
В.Ланцберг «Кошачий вальс»

Конец августа 2018 года ознаменовался завершением в Мезени маршрута «Полярный Урал – Белое море (от ненцев к поморам)». В принципе, маршрут планировался дальше: громадье замыслов предполагало пересечение горла Белого моря, бродяжничество по Кольскому, etc. Пропуск в погранзоны покоился в герме, однако…
Зарядки АА-аккумуляторов, так необходимых для навигатора, доломались еще на подходе, а идти без навигации в море глупо.
Опять же, еще при выходе с Мезенской Пижмы рассыпалась и утопла купленная специально на маршрут инерционная спиннинговая катушка - Великий Советский Союз, вместе со своим развалом унес в Лету тайну изготовления «вечных» изделий. Все, купленное новое ломается, не успев стать стареньким.
Часть снаряжения, в частности сапоги, пришла в полную негодность, а постоянные встречные ветра северных румбов и непрекращающиеся дожди отбили и без того невеликое желание заменить переход на Кольский банальным проходом вдоль побережья от Мезени к Архангельску.
Тем не менее, прямо возвращаться домой желания не было.
Тут то и возник вариант «загиба» на Соловки, тем паче, что не довелось мне побывать там до этого момента: рисовались красота, отдохновение, благодать, грибы-ягоды и ловля рыбы. Почти так и получилось…

В вокзальном киоске была приобретена карта Соловков 50-титысячного масштаба (посредственная поделка. В таком масштабе можно было и все тропы/дороги нанести и кучу несуществующих строений убрать – зачем обозначать то, что было когда-то, да еще со смещением, если сейчас там голое место. Но другого у меня все равно ничего не было, ибо не планировалось – в навике на этот район только пусто подмигивали «Дороги России». Эту карту-схему можно купить и на островах – будет рублей на 50 дешевле).
Билет до Кеми на поезд Архангельск-Мурманск, отоваривание продуктами, вопрос про опарышей и червячков в найденном за несколько кварталов от вокзала рыболовном магазине .
Отступление.
На архангельских опарыше и червях следует акцентироваться особенно, ибо я уткнулся в позорное пятно всей наживкопродажной индустрии.
На мой вопрос продавщица с готовностью протянула мне… Нет, не банку, не коробку и никакую другую, привычную для глаза рыболова емкость. На свет были извлечены два прозрачных постыдных наперстка, в каждом из которых копошилось по полтора десятка опарышей!
Я онемел!
Я ожидал всего, что угодно, но не такого плевка в душу по баснословной цене!
С таким же успехом опарыша можно было продавать поштучно!
В довершение, оттуда же, из недр «подприлавка», выплыли две прозрачные баночки икорного размера с землей:
 – «Черви внутри… Там должно быть много!»
Подсчитал я их уже на Соловках. В одной было 6, а в другой 8 задохликов.

« …Две вафли и конфета на довесок.
Конфета, извините, «Василёк»…

Представил у этого архангельского прилавка наших российских многочисленных любителей фидерной ловли, ведрами расходующих приваду.
Они бы просто мгновенно облысели!
Очень надеюсь, что по всей стране  – это единственный такой магазин, а я оказался случайным одиноким покупателем сей мерзости.
До поезда оставалось не так много времени.

Верхняя боковая плацкартная полочка – моя дешевый стандарт. Вагон полон, но место подо мной свободно – оно заполнится ночью во сне на какой-то станции. Так что можно перекусить и поговорить с невеликой девочкой Машей, едущей с мамой в основном купе. Она разговорчивая и истерзанная недостатком внимания.

«Маша еле хохоча
Гречневую каша.
Отмывали целый час
Гречневую Машу»

Смеется…
Машина мама вежливо выдает:
- вы так пахнете, что мне сразу шашлыка захотелось! – фраза мгновенно и навечно высекается на скрижалях памяти.
В Кемь поезд приходит «ни свет, ни заря». Логистика для меня смутна, пока я пытаюсь разобраться народ бодро разъезжается на такси. Остаются три молодых туриста с рюкзачками: два парня и девушка, и «трудница», едущая в монастырь подзаработать и отдохнуть. Один из парней едет второй раз и уверенно заявляет:
- Нечего на такси тратиться, сейчас автобус будет, а до катера еще далеко! – и направляется к автобусной остановке.
Расписания нет, будет ли автобус и когда – неизвестно. Через какое-то время останавливается такси. Водитель участливо намекает, что автобус начнет ходить не скоро. Мы с «трудницей» уезжаем с ним за вполне умеренную плату, троица туристов остается ждать автобуса.
Пристань оказывается неблизко. На ней уже грузится частный катер: рейс договорной, садится бригада сезонных рабочих. Выясняется, что «монастырский» катер ушел рано – приехал патриарх Кирилл, а когда придет-пойдет плановый непонятно.
После ворчаний капитана о перегрузе все впихиваются в частника – стоимость проезда та же, и немаленькая.
Автобус за это время так и не показался – можно порадоваться о решении ехать на такси, тем более, что разницей между проездом на такси (1/4 часть) и билетом на автобус несущественна.
Частный катер от регулярных рейсов отличается скоростью и местом прибытия.
На пол пути обгоняем «монастырское» судно, швартуемся на причале Хета (пассажирских причала 3:
- Паломническая пристань. С нее ходят монастырские суда по мере надобности. Можно узнать телефон в монастыре и подсесть на них если есть место – приоритет за «своими»: паломнические экскурсии, трудники и т.п. Билет чуть дешевле, чем обычный;
- причал Хета – для частных катеров, вроде того, на котором я пришел. Подсесть на частника непросто, так как они уходят-приходят без расписания;
- Тамарин причал – сюда швартуются все пассажирские рейсовые и круизные суда. Билеты заранее не продаются – все оплачивается при посадке. Расписание рейсов вывешено у пристани, но может «плавать») *
* все в заметках относится к состоянию на 2018 год

- Патриарх приехал, в монастыре милиции полно… - сообщает работник пристани.

Ну и ладно, монастырь и окрестности – это на обратном пути, а сейчас – стапель и – в путь, вокруг острова Большой Соловецкий.
Достаю из воды бивнеобразную костомаху неясного мне генезиса и бездумно кидаю на пляж.
Только сейчас, при монтаже, пытаясь понять - что это? – жалею, что не захватил на память. Думалось: «Раз уж возле пристани валяется, то дальше такое будет на каждом шагу». Отнюдь…
Пошли!

Северо-восточный ветер сейчас мне попутчик: помогает-гонит в прилив мимо островов Филиппа и Варлаама, вдоль мыса Толстик… А на Средней Вешке, издалека просматривается крыша избушки – направимся туда.
Погода смурнеет, время клонится к вечеру, а там домик, в котором или возле которого можно встать, на карте-схеме обозначен ручеек, может быть – люди, беседа…
Избушка оказалась разваливающимся сараем с разломанной печкой и дырявой крышей, вода в ручейке была цвета крепкозаваренного кофе, у входа, возле холодного кострища, отдыхали двое молодых ребят с рюкзаками – все было неплохо.
Чуть-чуть слов, междометий… Я уже подумывал о совместной ночевке, но друзья засмущались, засуетились, засобирались и пошли дальше – больше мы не встретились…

Костер – разборка-перетаскивание вещей и пакрафта - обзор окрестностей со сбором грибов…
Грибы на острове были странные, как будто не на Севере находишься, а в Подмосковье или рядом с ним: мешанина из лисичек, сыроежек, моховиков, волнушек, подосиновиков. Набрал достаточно и для ужина, и для завтрака, приготовил и улегся спать.
Утро встретило дождем и сильным северо-западным ветром – выходить в море было бессмысленно – потопали пешком.
Путь лежал к Белужьему мысу, тропа туда проходила-уходила в полутора десятках метров от бывшего жилища и петляла вдоль берега срезая его морские растопырки.
Достигнув цели мне стало скучно.
Белухи не выпрыгнули мне навстречу, крачки, колония которых была обозначена на давно сорванной ветром и мокнущей на земле бумажной схеме, попрятались под напором морского ветра, вгоняющего волны в берег.

Что-то обязательное почудилось мне в ходьбе по побережью – это не понравилось. Ничто не заставляло меня обходить остров строго вдоль берега, отдых переходил в некую повинность – «к терапевту»!
От мыса уходила тропа в две доски вглубь острова – я свернул на нее.

Видео к части 1:

Комментарии

Популярные сообщения