ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ - БЕЛОЕ МОРЕ (С ПАКРАФТОМ ОТ НЕНЦЕВ К ПОМОРАМ) часть 8


Часть 8. Верхняя Валса – Ямозеро – Печорская Пижма – Мезенская Пижма


Пешка.
Она далась мне тяжело. Иногда – очень.
Вбить все оставшееся в рюкзак я смог плотнейшей упаковкой, принайтовав остальное сверху. Но для меня, для болот, для гнилого коряжника в несколько накатов подо мхом, для завалов бревен как после падения Тунгусского метеорита он получился тяжеловат. Закинуть его за плечи было невозможно, под него можно было только подлезть, всунув руки в лямки, а потом, встав на колени, отжимать себя от земли по стволу какого-нибудь деревца. Это был рюкзак для крепкого грунта.

Верхняя Валса – Ямозеро.

Идти от устья Ямозерской изначально я планировал по водоразделу: там было суше и верховые болотца – это не заваленные балковые заболоченные склоны. Так и пошел, тяжело, потихоньку, с передыхами продвигаясь к Ямозеру.
Потом наткнулся на тропу. Тропа была звериная, но хоженая охотниками. Хоженая очень давно: многие метки сгнили уже вместе с меченными деревьями. Но идти по ней все равно было на йоту легче и, я пошел, тем более, что нам было почти по пути.
Все дело в этом «почти»…
Потихоньку, иногда возвращаясь, тропа уходила с водораздела в сторону Верхней Валсы. Мне жалко было ее терять и, я все тянул, откладывал сход с нее, надеясь, что вот-вот она вернется на нужный курс. Это было ошибкой. Тропа свалилась в болотистую балку и уперлась в непроходимый завал.
Обход этого завала был мучителен. Через какое-то время я ухнул по пояс в раскисшее нагромождение сгнивших бревен, погребенных под волнистым слоем мха. Выбраться оттуда с рюкзаком было нереально. Пришлось отстегиваться, выползать из лямок и выкарабкиваться наружу. Одеть обратно рюкзак было негде, плюс один сапог был фатально разодран…
В общем, когда я наконец вылез с другой стороны балки на подобие продолжения тропы, я был абсолютно «никакой».  Надо было срочно вставать и накачивать внутренности потерянной влагой, что я и сделал. Пара котелочков вскипячённой болотной, подернутой радужной пленкой воды вернули мне смысл жизни, а сон восстановил силы.
Взобравшись на следующий день на водораздел я уже с него не сходил, а привычно, медленно и туповато, с частыми передышками, пёр напрямую туда, куда мне было нужно, пополняя запасы влаги выжатой из сфагнума водой. Не знаю почему, но отжатая из мха вода невкусная даже в кипяченом виде хоть что в ней не заваривай. Это мне непонятно. Вот стоит болото. Отжимаешь воду изо мха – невкусно. Набираешь в сантиметрах от него воду, профильтрованную этим же мхом и вытекшую из него – нормально. Куда девается этот неприятный вкус? Непонятно…
Но пить-то хочется. К тому же сфагнум известен своими антисептическими свойствами, в войну его вместо ваты использовали. В общем – пить можно… А там и самые-самые верховья Ямозерской двумя болотистыми ручейками подоспели – дальше до Ямозера только метры отсчитывай старой геологической привычкой – парами шагов.
Забавная это привычка… Идешь, бывало, где-нибудь в городе, думаешь о своем, дела какие-то, заботы и ВДРУГ, совершенно неожиданно, замечаешь, что у тебя, абсолютно независимо от тебя, как бы параллельной жизнью, в голове идет счет: 342, 343, 344… Пары шагов считаются. Когда счет включился, откуда, почему – непонятно. Он уже сам по себе живет…
Так и вышел к Ямозеру, туда, где болото вдоль берега поуже, под привычный встречный ветер, легко разгоняющийся по водному пространству. Прошла отсечка, закончился этап…
Следов оленей и лосей много по болотам. Встретится не пришлось – шумно я иду. Да и ладно…
Маленькие радости. Первые грибы, первые ягоды… Вы замечали, что первому, тому, чего мало, радуешься гораздо больше? Что с того, что потом их – косой коси и глаза б не глядели? Это – ПЕРВЫЕ. Их без малого год не было!
Еще на антистапеле побродил вокруг, поклевал уже почти созревшую красную смородину и частично совсем уже созревшую жимолость. Зарослей того и другого хватает, а ягод немного. Сколько набрал – радость.
Недалеко отошел – первый красноголовик-подосиновик-красавец стоит. Первый мой грибной супчик стоит! На переходе и второй нашел – второй красавец и второй супчик. Мимо потом буду проходить, а пока – радость!
Первая морошка, редкая, никакая еще почти по вкусу, а – радость! Черника только-только с бочка’ зафиолетилась – радость! Вороника-шикша-медвежья ягода – поштучно, а не как севернее – горстями, жамкая сок и выплевывая жом. Поштучно, пожевал-проглотил, а - радость!
Жизнь!

Ямозеро – Печорская Пижма.

Итак…
Вышел к Ямозеру под привычный встречный ветер…
Место для стоянки неудобное, время есть – надо идти, что стоять?
Пакрафт накачал, сидушку назад перекинул, рюкзак не разбирая вперед принайтовал и – потихоньку.
Против ветра не попрешь, а вдоль берега – почему бы и нет. Шлеп да шлеп. Думал до залесенного сухого берега дойти, глядь – а избушка на болоте расположилась. От добра добра не ищут, утра вечера мудренее или мудрёнее – все хорошо – «Причаливай!» Избушка неказистая, сети старые на гвозде, слой мошки многолетний на столе… Да мне много и не надо. Палатку на нары, вещи по гермам спокойно разложить, веток-дровишек чуть подсобрать, на костре водички озерной – не болотной – вскипятить и отдыхайте косточки….
Вокруг кострища старого черепушки щучьи валяются – невеликие, 1-2 кг щучки были, но много.
Ночью слышу – в воде рядом совсем кто-то плюхается. Вышел – пара журавлей, рукой подать. Я за камерой, они от меня – улетели. Ветер ночью стих, посередь озера лось стоит, от комаров отдыхает. Далеко, без хорошего зума не достать, а так – красота. Долго стоял, потом побрели потихоньку: он к берегу, а я к нарам.
Утром встал пораньше, да и пошел напрямки через озеро к истоку Печорской Пижмы. Пока ветер разгонялся, мы уже на том берегу были.
Само Ямозеро меня не впечатлило. Где там ямы и где сети ставят непонятно – сколько идешь – все мелко, мутновато и водоросли торчат.  Только что большое в диаметре. Но – народу виднее.
В устье Печорской Пижмы тоже домишко стоит – совсем развалина, так – непогоду переждать. Пониже на левом берегу – обозначенная на картах изба Фатина – ничего избушка, ночевать можно, только берега грязные да топкие и трава выше человеческого роста.
Дальше у меня пошла не очень добрая полоса (собственно, раз уж день удачно задался, то удачно ему заканчиваться как-то не пристало).
Началось все с того, что я остался без рыбы. Рыба, надо сказать, плескалась вовсю, но сначала у меня плюхнулся в воду окунь, потом сошла щука, а в довершение, при вываживании хариуса, практически на пустом месте отломился кончик спиннинга. Почему все это произошло понятно – я спешил. Надеясь в этот день начать пешку, я пытался делал несколько дел сразу: грести, ориентироваться и ловить одновременно, вместо того, чтобы встать спокойно на час-два и поймать еду, или доплыть до стоянки, спокойно наловить рыбы и никуда в этот день не трогаться. Но уж что вышло – то вышло. К месту антистапеля и прибыл без рыбы и со сломанным спиннингом – не фатально, удилище было вполне ремонтопригодно, но – время.

Печорская Пижма – Мезенская Пижма.

Итак – опять пешка.
Тут надо сделать две ремарки.
Первое – место перехода. Трудно сказать, было это ошибкой или нет, но, по результату – скорее «да».
Дело в том, что и Печорская и Мезенская Пижмы в верховьях обозначены линией одинаковой толщины, что, в принципе, ошибочно. Печорская Пижма, вытекая из Ямозера, сразу по сути дела – река. Я понимал, что у Мезенской Пижмы такого фарта нет, но, даже если бы она была раза в 3 у’же Печорской – этого бы вполне хватило для продвижения. Поэтому выбрал самый короткий маршрут перехода по лесу без «синих» болот. Сплавившись ниже по П.Пижме, мне пришлось бы и идти дальше, и болота месить (или обходить) другие, по карте более неприятные.
Второе – еще идя пешку на Ямозеро я понял, что идти в такой местности с таким рюкзаком в одну ходку перебор, по крайней мере для меня. Поэтому заранее решил идти переход двумя ходками (переход километров 6-7) и именно поэтому спешил: я хотел первую ходку сделать этим днем, а вторую с утра. И второе решение было как раз правильным – я попал в такие буераки, в которых скакать одному с полным рюкзаком было не только проблематично, а просто опасно.
Так вот. Высадившись, я поставил палатку, оставил под тентом все, необходимое для ночевки, сложил примерно половину снаряжения в рюкзак (удивительно, что он почти не стал меньше) и потопал на Мезенскую Пижму думая идти водоразделами.
Углубившись в лес, я сначала подумал, что по водоразделу прошли лесоповальщики. Весь он был в 1-2-3 наката перекрыт беспорядочно наваленными деревьями, торчащие сучья абсолютно не способствовали перелезанию – второй сапог, вслед за первым, быстро вышел из строя на каком-то сучке. В общем, приходилось либо лезть, либо лавировать, либо спускаться в болото, либо все вместе взятое. Ну и ладно.
Примерно посередине пути – верховое морошковое болото. Удержаться невозможно. Хорошо!
В общем – вышел я к Мезенской Пижме. Место было неудачным для стапеля, но мне было главное – груз перекинуть, разбираться можно и завтра. Повесил красную герму, поставил рядом весло – не промахнуться. И быстренько назад – солнышко уже клонилось. Пакет грибов по дороге набрал, к палатке вернулся, сковородку нажарил на вечер, вторую – на утро, поел и – баиньки.
Всю ночь рыба издевательски плескалась рядом, но заниматься ей мне не хотелось – меня ждал сплав. Нос из палатки высунул: в метре от берега, в 3 метрах от палатки, стоит на воде семья лебедей. Увидели – ворохнулись в сторону Ямозера. Ну не успеваю я с камерой за живностью! Только хвосты и снял.
Поел, вторую часть вещей в рюкзак уложил. Казалось вчера бо’льшую часть перенес, глядь: рюкзак опять битком и нелегок. Мистика. Ладно, побежали. Грибы уже мимо проходим, но морошку не пропустить – второй завтрак. Так до Мезенской Пижмы и дошли. Чуть ниже вчерашнего места спустился – можно стапелиться. Принес вечерние вещи и стал надувать пакрафт.
Мнилось – «радости» пешки завершены…..
Отнюдь…


Видео к части 8: https://www.youtube.com/watch?v=ma4-PN4uVk8 

Комментарии

Популярные сообщения