Два хребта, восемь рек, три дороги… или «Крутится, вертится шар голубой» 2023 год Часть 10

Два хребта, восемь рек, три дороги…

или

«Крутится, вертится шар голубой»

2023 год

Часть 10

Река Чибагалах (сплав):

устье р. Кянелибит – устье р. Андынгда 1-я.

Табандинская впадина

 (Нитка маршрута: седловина Верхоянского хребета (п. Себян-Кюель) пешка - р.Силян (по водному реестру Силээн) (сплав 2 кс) - р.Дулгалах (элементы 1-2кс, н/к) - р. Яна (сплав н/к) - п.Столбы – Батагай – Бетенкёс – Улахан-Кюёль – лагерь геологов на р. Солония - р. Солония (сплав – элементы 1 к/с) - р.р. Туостах, Хара-Салаа, Инэр, перевал и седловина хребта Черского (оз.Табанда) (пешка) - р. Чибагалах (сплав 5 кс) – р. Индигирка (сплав. На данном отрезке н/к) – пос. Хонуу)

Нитка маршрута  

  Табандинская впадина…

Геоморфологически она начинается от озера Табанда, но назвать каскад Табанда-Сиене этим неблагозвучным термином язык не поворачивается.

Именно за устьем Кянелибита горы отходят от русла, образуя корытообразную долину реки вплоть до впадения Андынгды и Андынгды-первой.

Препятствия на этом отрезке не изобилуют сложностями. Преобладают шиверы с завершающими осложнениями. Если говорить о категорийности, то я бы отнес большинство ко 2 кс, хотя часть, на мой взгляд, дотягивает до троечки.

На космоснимке все описанное ниже можно посмотреть ЗДЕСЬ

 Но, пойдем по порядку…


 рис. 1


 рис. 2

Точки трека:

1008 - ночь с 03 на 04 августа, дневка 04 августа;

1009 – слив (порог), подкачка;

1010 – порог Тукчан, смена симки;

1011 – ночь с 05 на 06 августа, дневка 06 августа;

1012 - слив (порог);

1013 – шивера 1;

1014 – шиверо-пороговый участок 2(конец).

04 августа. Дневка.

Погода позволяла идти дальше, физика противилась…

Заряженных аккумуляторов почти не осталось: на Гоупро - нет, на Соньку – в камере последний, на навигатор – заканчиваются. Это определило выбор.

Солнце постаралось.

Что могло высохнуть – высохло до хруста. Все аккумуляторы на камеры зарядились, плюс 3 с лишним комплекта черных энелупов на навик – это сильно. Если не будет форсмажора, до конца маршрута можно подзаряжать только акки на экшен-камеру.

Запеченные хариусы поглощаются в избытке, даже чересчур: привычка съедать всё выловленное взяла кривой аккорд на поджелудочной.

Хочется ягод и, как ни странно, грибочков, но место по ним пустое.

Рыбу, конечно, восполнил, выволоченный скрепленной изолентой конструкцией «трофейный» экземпляр был лишним, но: «ничего не пропадет».

До устья Чибагалаха по прямой более 100 км – путь не близкий, с изгибами/меандрами 150 набежит. Да пороги, да участок, не просмотренный в 2020-м году… Рано расслабляться.

Голод и сопровождающая его худоба не первый раз обнажили справа внизу на спине выпирающую костомаху. Не беспокоит, но любопытно. Мне иногда кажется, что я знаю, откуда Господь выломал ребро для сотворения женщины… Каждый раз решаю ради интереса обратится по возвращению к врачу, но накатывают насущные проблемы потом место зарастает мясом и жиром.

Лег рано, в 20:30, уповая на погоду.

 05 августа

С утра – «миллион на миллион», собрались – пошли…

Вода продолжает потихоньку уходить: за сутки отдыха ее уровень отступил по пляжу на пол метра.

После отчаливания, во всю ширину реки, друг за другом – две длинные мелководные шиверы, напомнившие верховья Табанды-Сиене: основной струи нет, плоскостной смыв среди валунов, пак скребется днищем, солнце в глаза.

Слева уходит за спину характерная вершина-«зуб» на междуречье Чибагалаха и его левого притока Силигира. В 2020-м году она несколько дней служила мне отличным ориентиром, направляя к каменному руслу ручья вдоль которого шли обрывки вьючной тропы.

Дальше по реке еще несколько простеньких шиверок, перемежающихся спокойным течением. Места красивы, горы отошли и белеют по горизонту.

Шивера Силигирская начинается за 2-3 сотни метров до места впадения, переходя за устьем ручья в пару шиверо-порожистых участков, разделенных спокойным плесовым промежутком. Участки не сложны для прохождения, но требуют внимания. В принципе, можно отнести их к порогам, хотя эта вечная морока с определением мне откровенно надоела.

Примечание.

Как было отмечено в предыдущей части: «шивера, переходящая в порог – довольно характерный элемент гидрологии Чибагалаха». Шиверы часто приурочены к устьям притоков. Зимой в этих местах образуются наледные поля, рельеф выполаживается. Затем следует постепенный или ступенчатый сброс, который может быть осложнен валунам, сбойками, отбойными валами, прижимами и другими радостями. А может быть не осложнен. Но чаще все-таки что-то имеется. Поскольку наледная фаза достаточно активно влияет на русловые препятствия, то рисунок и сложность последних может меняться.

Примечание.

Названия препятствий, приведенные в тексте, скорее всего не совпадают с названиями, данными ленинградцами и/или рязанцами, тем более, что отчета последних я не видел. Даны они для удобства ориентирования и описания, дабы облегчить путь идущих следом, и абсолютно ни на что не претендуют. Как и в предыдущей части, на треке в nakarte.me отмечены только препятствия, которые удалось «сбить» с роликами. В видео я постарался показать максимум активной «белой воды» по ходу маршрута. Первичные материалы содержат не менее 95% имеющихся сложностей, в фильмах отражено меньше – наиболее простые участки могут быть вырезаны для сокращения времени просмотра.

 При прохождении каскада Табанда-Сиене, ударная нагрузка на «пяточные» точки пакрафта была более чем… При последующем осмотре судна, я понадеялся, что потертости не будут активно пропускать воду, однако хлюпанье в лодке было явно сильнее, чем просто от заброса забортной воды сверху. Возможно, и более старые, заклеенные изнутри на Хара-Сале кормовые отверстия, вносят свою лепту. Сберегая их от нагрузки, основные тяжелые вещи «ушли» на носовую подвеску, но возникла другая проблема: облегченная герма-спинка не создает нужный упор, зад проваливается между ней и сидушкой, создавая ощущения «взгляда из унитаза при спуске воды» («Везде-то вы бывали…» - знаем-знаем). В общем, неудобно и мокро…

Дальше в русле появляются острова, река разбоит, идут протяженные мелкие каменистые шиверы с отдельными плесами. Справа широкой долиной впадает р. Сюрюк, затем слева – Омник.  Значимых препятствий нет до впадения почти друг напротив друга слева реки Тукчан и справа ручья Курун.

Примечание.

Именно отсюда группа В.Зубарева построив плот сплавлялась по Чибагалаху. Надо отметить, что по самому Тукчану в приустьевой части леса нет, а на выходе – мелкая шивера, в конце которой, за правым поворотом, порог. Затем река, упираясь в скальник, делает левый поворот с прижимом. Вот на левом берегу лес есть, а в конце скальника площадка – возможно там плот и строился, хотя времени прошло много и место могло измениться.

В шивере «Тукчанская» закончилась симка в Гоупро, поэтому прохождение порога «Тукчан» не заснято, сам порог показан с берега Сонькой после прохождения, при сливе и поддуве пака. Порог не сложен, проходится по основной струе, последующий прижимчик не существенен.

Отрезок Чибагалаха от порога «Тукчан» до устья р. Секанан заслуживает отдельных восторженных слов. Отроги Чибагалахского хребта сваливаются здесь к реке невысокими залесенными скальными обнажениями. Поток сужается, изумрудная вода скользит меж ними… Счастье и грусть - гармония и мимолетность.

Водные препятствия на этом участке меняются: из-за сужения русла, мелкие протяженные шиверы с конечными осложнениями уступают место коротким порогам, разделенным протяженными участками плавного течения. Пороги могут быть осложнены прижимами, отбойными струями, валами до метра, но в целом не сложны: просматриваются и могут быть обойдены вдоль берега или обнесены. Они не привязаны к треку, но все показаны в видео на соответствующем отрезке, выделенном титрами.

Примечание.

Где-то в самом начале пути от усталости сломалось крепление Гоупро к нагрудной «сбруе», пришлось прикрутить камеру намертво скотчем. Выщелкнуть её и снять что-то сбоку стало невозможным, поэтому не обессудьте, если кадр при съемке вбок иногда «гуляет».

На полпути пришлось снова менять аккумулятор Гоупро: вставленный ранее то ли подмок, то ли выработал свой ресурс, начал вздуваться и быстро «сел».

Устье Секанана примечательно тем, что здесь находится база оленеводов/коневодов, о которой упомянуто в предыдущей части. Она неплохо видна на космоснимках.

Далее, между впадением Секанана и расположенным недалеко устьем ручья Оленях, начинается шивера, заканчивающаяся перед Оленяхом сужением с отбойной сбивкой и валами около метра (обозначена на треке как порог «Оленях 1»). За устьем начинается шивера, заканчивающаяся следующей сбивкой (порог «Оленях 2»).

Еще один порог примерно через 1.5 км, на крутом изгибе русла. За неимением рядом географической привязки был обозван просто «Бульк». Валы до 1.5 м.

Горы отступают, начинается достаточно протяженный участок вообще без активных препятствий: ленивые, ничем не примечательные шиверки. За неимением лучшего, можно отметить в качестве порожка шиверу со сливом в конце за устьем р. Аммандыкан (порог «Аммандыканский»).

К этому времени потянулись тучи, солнце скрылось, стало неуютно, прохладно и сыро – надо становиться, тем паче время к шести вечера.

Лагерь поставил на острове почти напротив устья ручья Кюрбелях. Грибов полно, рыбу нашел, ягод нет.

К ночи небо обложило, дождь зарядил не на шутку. Ближе к полуночи под него и засыпаю…

 06 августа. Дневка

Ночью дождь, утром дождь…

Снится дождь…

Похолодало.

Только часа в 4 дня сверху поутихло: можно заняться делами. Запалил костер, набрал грибов, отвязал/проверил сидушку: как ни странно, но проколов нет, значит просто укладка плохая и надувать надо ее первой, по прохладе.

Лег в 23 с надеждой на утро.

 07 августа

Ночью замерз.

На газу (какой-то бесконечный баллон) разогрел завтрак, чай, согрелся и, наконец-то, задремал.

В 6 часов разбудили две разговаривающие прямо над ухом куропатки. Беседовали увлеченно, не замечая ни меня, ни палатки, ни заморозка, опустившегося инеем на все вокруг. Только оттяжки  мешали, и они недовольно дергали головами под ними.

Замерзший, скукожившийся под белой простыней пак напомнил крупного вареного рака, недоеденного с вечера… Тент хрустит изморозью, бутылка с водой превратилась в голыш.

Около 10 утра тронулись дальше.

До устья Андынгды – участок отдохновения: никаких препятствий, только небольшие мели.

Места памятные, то и дело накатывают воспоминания 2020 года: здесь шел, здесь стоял, бочка напротив сгоревшего лагеря оленеводов, развалившаяся баня – остатки палаточного лагеря геологов, косичка, с которой ловил хариусов у палатки… Радость и грусть.

После впадения Андынгды горы начинают возвращение к руслу, Табандинская впадина замыкает своё ложе, близится сложный участок.

Перед устьем р. Андынгда 1-я появляются первые бурунчики: шивера тт. 1013 и шиверо-пороговый участок тт.1014.

Дальше будет сложнее…

 Позади - Чибагалах, впереди – Чибагалах… Нам – вперед!

  Видео к части 10 здесь: https://youtu.be/YPvgOE7rGKE

 

Комментарии

Популярные сообщения