Два хребта, восемь рек, три дороги… или «Крутится, вертится шар голубой» 2023 год Часть 5

 

Два хребта, восемь рек, три дороги…

или

«Крутится, вертится шар голубой»

2023 год

Часть 5

Путь на Солонию.

(Нитка маршрута: седловина Верхоянского хребета (п. Себян-Кюель) пешка - р.Силян (по водному реестру Силээн) (сплав 2 кс) - р.Дулгалах (элементы 1-2кс, н/к) - р. Яна (сплав н/к) - п.Столбы – Батагай – Бетенкёс – Улахан-Кюёль – лагерь геологов на р. Солония - р. Солония (сплав – элементы 1-2 к/с) - р.р. Туостах, Хара-Салаа, Инер, перевал и седловина хребта Черского (оз.Табанда) (пешка) - р. Чибагалах (сплав 5 кс) – р. Индигирка (сплав. На данном отрезке н/к) – пос. Хонуу)

Нитка маршрута на карте:

https://nakarte.me/#m=6/65.55846/139.36157&l=O/N&nktl=ggGgZzJ1xdfBbsPB

 



Точки трека:

874, 875 – Улахан-Кюёль (Табалах);

876 – оз. Тойон-Кюель, изба;

877 – перевал Чайдах-Сисе, связь;

878 – «избы Туостах» - изба в лесу, склад;

879, 880, 881 – точки и конец переправы через Туостах;

882 – недостроенный домик из профнастила, дневной «отдых»;

883 – точка маршрута;

884 – перевал;

885 – «дом оленеводов»;

886 – конец переправы через Догдо;

887 – наледь, перекус;

888 – брошенная г/л база;

889 – точка трека, с ничего не говорящей памяти надписью «батарея»;

890 – нижняя база геологов на р. Солония;

891 – стапель.

 08 июля (продолжение) – 09 июля

«Александр: «У нас график: ночью идем, днем отдыхаем». Ну и славно, значит вторую ночь не спать – лишь бы двигаться».

Состав: Сам Александр – старший, руководитель и организатор, Гера – водитель его вездехода, Эдуард – молодой парень с обручальным кольцом – водитель вездехода Росгеологии и его напарник Николай «ответственный за всё»: первый хватается починить, разгрузить, приготовить… Сам он вездеход не водит, но в механике его разбирается. Все четверо после перегона должны вернуться в поселок…Ну, и я – «пришей-пристебай»!

Стартанули около десяти вечера. В преддверии «ночи» одел на терму под энцефалитку 2 флиски, достал шапочку и перчатки.

Вездеход Геры почти сразу закипел, первые часы едем с открытым люком, чтобы движок лучше охлаждался.

Когда солнце покатилось по горизонту, температура устремилась к нулю. Александр основательно утеплился, мне приходится постоянно двигаться-греться. Ну, и со сном бороться, конечно…

… Туостах. Уровень воды – на грани.

- «Если вода высокая будет, придется груз на моторке к устью Солонии челночить!» Лодку и мотор погрузили еще в поселке. Меня, в принципе, что так, что этак устраивает, если, конечно, местечко найдется. Разве что надежда на заброску к верхнему лагерю геологов исчезнет.

Идем по островам, выискивая места для переправ через разбои – они каждый год новые. Старые следы упираются в 3-5-метровые обрывы с бочажинами под ними…

В проблемных точках первым пускается вездеход Росгеологии – он поновее и более защищенный. Потом стартует «ветеран» по уточненной траектории. Когда, при очередном форсировании, оранжевая глыба поплыла, потеряв дно, сердце екнуло: если не успеет цепануть грунт на косе, утащит течением за остров, на стремнину. Но машина справилась. Александр с Герой долго обсуждали, как обойти сложное место, я не вмешивался – мой голос последний, ибо им отвечать.

Собаки весь путь и все переправы проделали самостоятельно, не отставая, не ропща.

Наконец последний рукав позади. Ребята выпивают по 100 грамм, Гера втыкает водомерную вешку на обратную дорогу. Двинулись дальше.

Поскольку переправа каждый год новая, то и выход всякий раз в новом месте. Приходится ломиться напрямую, через лиственничный частокол.  Наконец подрезаем старую колею, выходим к Догдо. На берегу дом – не дом: недостроенная будочка из профнастила «без окон, без дверей», стройматериалы вокруг раскиданы.

- «Спим день здесь, ночью пойдем дальше».

Окна и двери завесили, на пол постелили все подряд, зажгли спиральки от комаров. Еды еще много, пока не испортилась по дневной жаре – лосятина, выпечка домашняя. Ребята накатили и все улеглись.

Часа через 4-5 поднялся, хотя, казалось бы, спать да спать. Помаялся ненужным, а там и Николай встал. Проверили сеточку, брошенную кое как рядом: ленок и хариус. Николай сразу пустил их на малосолку. Подбираю чей-то спиннинг: дубовый, металлический с пластиковым хлыстиком. Метров 15 миллиметрового шнура с узлом посредине и блесна трешка. Конструкция забрасывается шагов на 7-8, остальное вытягивает течение. Побродил по косичкам, взял еще 5 ленков. Они тут же отправляются вслед за первым.

… Остальные встали ближе к вечеру. Возились, пили-ели, мучились с вездеходом Александра: лопнула проушина трака, гусеницу перекосило, и она соскочила с лучей передней звездочки (примечание: какие-то агрегаты я могу называть неверно, ибо не механик. Ну да, кто разбирается тот поймет, а кто не разбирается так и не надо). Не могли ни вернуть на место, ни разъединить, выбив палец. Наконец получилось, поменяли трак, вернули все обратно, долго правя эти самые лучи. Собрались, скинули лодку и мотор на случай проблем на обратном пути.

 

09 июля (продолжение) – 10 июля

 

Ночная жизнь вынуждает делить повествование не по календарю, а по ходовому графику.

… Долго поднимались правым берегом Догдо, форсируя притоки и небольшие рукава, пока не вышли к добротной избе.

- «Пытались лагерь оленеводов сделать, но все олени обратно ушли». Теперь это просто перевалочный дом. 

- «Воды много…» - не первый раз затягивает Александр. Ему явно хочется заночевать… «Огненная вода» подкрепленная крепкой «Охотой» вряд ли даст полноценно отдохнуть. По километражу, осталось не так много, но вездеходы идут трудно и с постоянным ремонтом. На геологическом опять полетел стартер, приходится запускать с толкача, так что его стараются не глушить.  У «ветерана» температура постоянно на пределе, доливать воду можно непрерывно. За «звездочкой» приходится следить: гусеница при поворотах норовит опять слететь с лучей, править тяжело. Эдуард еще держится, а Гера отключается за рычагами.

Как бы то ни было, Александр решает трогаться, что, в общем, правильно – надо хотя бы Догдо перескочить.

…3-4 форсированных разбоя и мы на левом берегу!

Ребята, конечно, отметили, малосолка ленковая улетает «на ура» - не зря ловил.

Я простодушно воодушевился: «К утру можем успеть на Солонию!» Наивный!!!

Неприятности посыпались густо, ребята то ли расслабились после пройденных рек, то ли конец пути увидели, то ли просто устали, а скорее все вместе. Движок кипит каждые 2-5 минут, только успевай канистры в ручьях и болотах заливать, бойцы через 10-15 минут останавливаются, пьют-едят, гусеница со звездочки регулярно соскакивает… Стоим, а не идем.

Апофеозом стала встреча с мишкой. Собственно, мы на «ветеране» его и не заметили, бурый промельк зацепили глаза идущих на первом вездеходе - «Росгеологии». Ребята мгновенно возбудились, ружья на изготовку и - погнали вверх по склону.

«В нем взыграло ретиво́е!

«Что я вижу? что такое?

Как!» — и дух в нем занялся...» (с)

В общем, зрелище было смешное, грустное и радостное одновременно. Смешное своей бессмысленностью, ибо напоминало гонку 2-х инвалидов на костылях за спринтером, да еще и невидимым, ибо медведь благоразумно скрылся в первый же момент. Грустное – потому что было очевидно, что для инвалидов с их изношенными «сердцами», «суставами» и прочими внутренностями рывок явно даром не пройдет. Радостное – так как бедному мишке абсолютно ничего не грозило: он наверняка наблюдал двух рычащих чудовищ издалека, сквозь кусты стланника.

… Тут вспомнился Юрий, геолог, владелец приисков, подвозивший меня в верховьях Иньяли на 2-х добротных «Уралах». Только об одном он посетовал, когда впереди, метрах в 20-30, спугнули медведя, и тот, замешкавшись, застыл на несколько мгновений, не зная в какую сторону рвануть... Пожалел он, что не успел разбудить 2-х задремавших сзади детей, чтобы они увидели это…

Завернули выше, в горки, в брошенный еще в 1996 году лагерь золотарей. База была добротной, много вещей, годных в хозяйстве, но – не вывезти. Набросали в «ветерана» огнеупорных кирпичей из развалившейся печки…

Дальше начался форменный кошмар – наступил день десятый, июля месяца, 2023 года, потеплело, солнышко припекло…

Александр заснул. Гера тоже… То есть он на первой бросал рычаги и отключался. Вездеход двигался сам со скоростью 1-2 км/ч, пока не упирался в толстую листвянку, которую не мог завалить…

Потом полетел ремень вентиляторов – кипели постоянно, пока не поменяли. Дальше перестал запускаться движок и, как следствие, начал накрываться стартер – трындец, встали! Вернулся «оранжевый» вездеход (на нем стартер полетел еще вчера) – с толкача с трудом завели. Попробовали посадить за рычаги Николая, чтобы Гера подремал, но тот, не умея управлять, принялся так добивать вездеход, что машина даже стронуться не могла. Двигался он на первой, не переключая передачи, вода в канистрах улетела мгновенно! Случилось это на участке, где рядом воды не оказалось – ее везли ОЧЕНЬ много, несколько 40-литровых канистр, это не то чтобы ведерком черпануть…

- «Не доедем ТАК сегодня!» - подумал я, о чем не замедлил сообщить Гере. Ребята посовещались и как-то худо-бедно поехали, почти без «долива». Осталось молить, чтобы ничего не менялось, но тут проснулся Александр…

Как добрались до нижней базы геологов уже не очень понятно – на зубах и Божьей милостью. О верхнем лагере (19-20 км выше по течению реки)  и о сплаве по Солонии речь, естественно, уже не шла – шестой час вечера, «оранжевый» вездеход и груз доставлен, как «ветеран» проскребется один обратно сказать трудно…

Сбросились к реке (нижняя база стоит на ручье), поставили палатку-зонтик, отметили прибытие и Александр благополучно заснул – я только и успел поблагодарить…

Накачал пак, бегом разбросал вещи по гермам, потеряв при этом шапочку (что, к сожалению, выяснилось позже), попрощался с еще не спящими ребятами и, в 7-м часу вечера, отправился в долгий путь вверх, на хребет Черского!.

Я опять зависел только от самого себя, и это было счастьем!

Испытываю глубочайшую признательность и благодарность к Александру за доставку моей бренной тушки! Спасибо!

Но предложи мне кто-то еще раз проторчать эту уйму времени в Улахан-Кюёле и проделать такой вездеходный вояж… «Да не приведи Господь!!!»

 

Примечание. Заброшенные зимой в Нячыкы продукты и газ остались, к сожалению, в стороне и на другом берегу. «Ничего, не пропадут!» - сказал по телефону Николай. Спасибо!

 

Видео к части 5: https://youtu.be/NNcSvdIyODo

Комментарии

Популярные сообщения