ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ - БЕЛОЕ МОРЕ (С ПАКРАФТОМ ОТ НЕНЦЕВ К ПОМОРАМ) часть 3


По Усе до Абези


Провожали нас куропатки цвета окружающей тундры. Туловище у них оставалось еще белым, а голова и хвост уже сбросили снег, окрасились пожухлой прошлогодней травой и темными безлистными ветками. Только движение выдавало их присутствие… Ну, разве что еще налившиеся красные гроздья бровей у самцов – «…бабы доведут до цугундера».

Следующий мазок кистью – до Абези.

Отступление. Ударения в названиях на Севере часто расходятся с моим пониманием их расстановки. Уж не знаю почему. Это будет еще отмечено в последующих заметках. 
Со временем, при встречах, я при первом удобном случае спрашивал, как правильно ставить ударение в том или ином названии дабы не обидеть или не выглядеть неучем. 
Сколько раз меня выводило из себя, когда при известных печальных событиях, дикторы ВСЕХ каналов радио и телевидения один за другим произносили как попугаи: «КондопОга….КондопОга…КондопОга…».Какой-то всеобщий непрофессионализм и неуважение к жителям своей страны! Хоть бы кто-то из них или их редакторов в словарь заглянул и обнаружил: «КОндопога»!!! А тут сам - «те же щи, да с помоинами» - Абе’зь… Хорошо, что еще в поезде поправили – А’безь!

Почему до Абези? Потому что железная дорога…

Иногда подходя вплотную, иногда убегая на десяток километров, тянется рельсовая колея вдоль Усы, определяя жизнь окружающих людей. Даже на максимальном удалении от неё, сидя на реке, невозможно отрешиться от ощущения нахождения рядом с полустанком и это, надо сказать, не очень приятно, по крайней мере мне. Стоило ли ехать пару тысяч верст, чтобы ощущать в ночи движение составов, натужно тянущих уголь воркутинских разрезов? Не люблю я звуки цивилизации в походе…
Впрочем, если исходить из возможных проблем группы и необходимости досрочного схода с маршрута или эвакуации заболевшего - это, конечно, плюс. Тем более, что связь до Абези есть практически на всем протяжении реки и именно благодаря железной дороге.



Отступление. Связь.

На связи следует остановиться отдельно. Дело в том, что я допустил оплошность, оказавшись на старте только с мегафоновской симкой. 
На Елецкой был только МТС (отступление в отступлении: правильнее – «были», однако, дабы в дальнейшем не заморачиваться самому и не заморачивать читателя, впредь по тексту будем считать, что перед каждой аббревиатурой компании стоит слово «оператор». Поэтому – «был»). 
За устьем Воркуты Мегафон появился и, иногда пропадая, присутствовал до Абези и чуть дальше. Плюс был МТС, редко Билайн(?). Мобильная связь встречалась по Печоре – возле «крупных» населенных пунктов, по Мезени – ближе к устью. Механизм оповещения родных (при наличии хоть какой-то связи) выработался довольно быстро и опирался на благожелательность встреченных местных жителей, предоставляющих свои телефоны. Не злоупотребляя доверием, я быстро говорил одну и ту же фразу: «Перезвоните мне по этому номеру» и отключался. Дальше следовал звонок, уже никак не влияющий на благосостояние поверивших мне людей (низкий поклон всем, кто помог!).

Раз уж затронул – опишу все нюансы телефонной связи по маршруту.

Дело в том, что, во-первых, во многих населенных пунктах и, тем паче, между ними, мобильная связь отсутствует в принципе. Ну не дошла туда такая цивилизация! 
(реплика в отступлении: когда я слышу бравурные рапорты о продвижении цифрового телевидения, сокращении безработицы, безумном повышении зарплат и пенсий и т.д. и т.п., я вспоминаю ламповые телевизоры на старых тумбочках в  деревнях, где оплачиваемая работа отсутствует как понятие. Так же, как и магазины, медпомощь, школы, транспортная и телефонная связь… Разверзается бездна…).
 Ладно…Не дошла, так не дошла. Но! 
Местные жители не помнят кто – Ельцин ли, Путин ли – приказал всех «отелефонить».  «Уплочено» - освоено-проглочено! 
Выглядит это так: во все населенные пункты поставили будки Росссвязи, позвонить из которых можно по карточкам Ростелекома. Продажа карточек, как правило, осуществляется где-нибудь в сотне-другой километров от телефона у неработающего почтальона. 
Вы вполне можете наткнуться на абсолютно заброшенно-разрушенную деревню, в которой, среди развалившихся сараев, торчит новенькая покрашенная вышка с такими же новенькими: телефоном, будкой, солнечной панелью и аккумулятором в запертом ящике для неё. 
Вопреки роям мух, гнездящихся в трубках, они работают!!! Только позвонить родным вы с них не сможете, несмотря на приложенные инструкции. 
И дело не только в отсутствии карточки Ростелекома. Даже если она у вас окажется, дозвониться с аппарата в другой регион ну о-очень проблематично. 
Мне это, по крайней мере, в Архангельской области не удалось ни разу начиная от устья Мезенской Пижмы и села Вожгора и до появления мобильной связи ближе к Мезени и Каменке, а это, поверьте, большой кусок маршрута. 
Подозреваю, что эта функция просто задекларирована, но не подсоединена по факту. Звонить по области вполне возможно, да и с техподдержкой можно говорить часами и бесплатно. Сидит она, судя по разговору, где-то очень далеко в большом городе и помочь вам ничем не сможет. Ну что могут сделать мальчики-девочки, сидящие в офисе, если они даже не понимают, где находятся такие замысловатые населенные пункты, из которых вы им трезвоните?

- «Ваша заявка принята и отправлена специалистам!» Спасибо!!!

Что еще можно сказать про эти будки? 
О, да! НА эти телефоны МОЖНО ПОЗВОНИТЬ! 
Выглядит это, конечно, сюрреалистично: в заброшено-разрушенной деревне, при отсутствии людей в обозримом пространстве, стоит телефонная будка в которой раздается звонок. «Сталкер» какой-то… Но – проверено. Именно на телефонной будке, заснятой в 4-й части(анонс) (благо оттуда была прерывистая связь Мегафона и я сумел сообщить номер аппарата). Поговорить не смог, ибо меня не слышали, но я слышал прекрасно! 
Более того, в последующих частях видео и заметок будет фигурировать населенный пункт Шегмес на Мезенской Пижме. Дозвониться оттуда даже по области – большая проблема и, в заранее условленное с родными время, выстраивается немногочисленное население деревни у такого аппарата дожидаясь звонков-разговоров с «Большой Землёй».

Да-а-а…

Все это относилось к «во-первых», но есть еще «во-вторых» и оно не менее удивительно.

Итак! Вы добираетесь в своих скитаниях до населенного пункта, в котором:

а. нет мобильной связи и,

б. не работает телефон Россвязи (нет: связи, карточки, гудка, etc… Нужное дописать, подчеркнуть, обвалять, выбросить и высморкаться).

И тут вам сообщают, что: «Вон в том доме, у того-то и такого-то» есть телефон!!!

Великий Советский Союз! Слава тебе! Аллилуйя!

Разрушился ты, разрушилось, развалилось множество населенных пунктов по всему Северу и по всей стране,(отступление в отступлении: отвратительное словосочетание – населенный пункт – холодное, безжалостное, чиновничье. Это хутора и деревни, городки и поселки, геологические базы и совхозы-колхозы, это – Родина наша вообще и Родина чья-то в частности, это могилы наших предков и наша Память… Но не каждый же раз перечислять это больное и очевидное. Вот и пишем это мерзкое – населенный пункт – как во фронтовом донесении. Уж извините…растаяли в земле или пространстве люди, жившие в них. Оборвались линии электросвязи – молотят дизели по времени «от сих, до сих» выдавая крохи электричества с барского плеча «центра». Но!

Я, честное слово, не понимаю какими путями-закоулками и чьими молитвами жива и работает обычная телефонная сеть сельсоветов! Для сподобившихся пойти моим путем, сообщаю свои крайние точки связи перехода Печора – Мезень: деревня Мыла - низкий поклон Павлу, приютившему меня на ночь, телефон есть в его доме; село Вожгора на Мезени - низкий поклон учительнице Александре Васильевне, пустившей меня позвонить и напоившей чаем. С обоими я поговорил/поздравился на Новый Год, оба будут упомянуты в последующих видео и заметках с благодарностью и пиететом.

Резюме по связи (для тех, кто, вроде меня, не имеет возможности пользоваться спутниковым телефоном):

1. Надо иметь симки: МТС – обязательно, Мегафон – желательно, Билайн – не обязательно. Карты Ростелекома на всякий случай – парочку рублей по 100 (Смотреть срок годности. До конца срока можно использовать в обычных таксофонах).

2. В некоторых населенных пунктах, «мертвых» с точки зрения мобильной связи или дозвона через будки Россвязи, возможно найти стационарный телефон, работающий неизвестным мне образом со времен СССР.

Всё. Отступление про связь закончено, идем дальше.


Остановился я на том, что присутствие железной дороги ощущается во всем. 
Конечно, в первую очередь, железная (вообще, наличие  любого дорожного сообщения с «центром» сразу повышает возможности «выживания» людей и поселений) дорога – это занятость. Занятость – это зарплаты, а наличие денег в кармане приводит за собой всю инфраструктуру. В этом смысле Уса до и после Абези – это разные реки. Объединяют их люди, ибо люди одинаковы, только денег у них разное количество и, если выше Абези они строят и наполняют избушки, то ниже, бывает, разбирают остатки жилищ, чтобы выжить…

Ну, и дабы завершить тему избушек по Усе выше Абези хочу сказать то, что мне в них НЕ понравилось. Все они, конечно, оснащены по-разному, в соответствии с доходами хозяев, но есть то, что большинство встреченных мной жилищ объединяет (пристанище воркутинцев, кстати – редкое исключение).

Тут я должен произнести фразу, которая может вызвать неоднозначную реакцию. Кто-то возможно и у виска пальцем покрутит, но что сделаешь – из песни, как говориться, слова… Дело в том, что я хожу практически без раскладки в туристическом понимании термина. Тащить "в одно рыло" продукты на 2-3 месяца - утопия, поэтому есть всего несколько позиций, которые присутствуют в моих скитаниях постоянно с момента выхода. Ну, кроме соли, это, обычно, толика растительного масла и спирта. Шоколада еще чуток. Остальное… Ну, остального толком нет. Остальное обычно составляют сунутые впопыхах и не выброшенные дома остатки продуктов – на первое время втягивания, чтобы не пропали. А дальше – Бог не оставит. Если попадаются магазины, то в рацион может что-то добавиться. В идеале – хлеб и сгущенка. Но это – немного и непрогнозируемо. А в пешке еще и грузновато. Тянуть какие-нибудь рожки поштучно, а не горстями (10 рожек утром, 10 – вечером, крошки – на потом) – норма, идти несколько дней на морошке – норма. Ах да! Еще эта долбанная банка тушенки! Этот гребучий НЗ, всю жизнь таскаемый мной на самый крайний случай! Каждый раз она без особого удовольствия съедается за пару дней до конца маршрута, когда уже становится понятно, что дошел и, что тащить эти 400 грамм не обязательно. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что случались моменты, когда ее судьба была на грани… К чему это я? К тому, что практически во всех встреченных жилищах я видел гниющий и плесневеющий хлеб и сухари… Зная цену крошек мне это было непонятно… Ну да ладно, кто я, чтобы судить…

Идем дальше.

Проходим устье Сейды. По правому берегу - железная дорога, очередной поезд, притопленная грунтовка вдоль берега, линии электропередач… глаза бы не глядели. Левый берег умиротворённей. В самом поселке - страда постановки лодок на воду, отладки моторов: лед сошел, пришла пора открытой воды. Со станции доносятся обрывки объявлений. Идем мимо – что там делать.

Льдин почти нет. Вода теплеет и, они быстро «съедаются» на течении.

После устья Седьяхи железная дорога начинает потихоньку уходить от реки, что не может меня не радовать.

Забавно… Смотрю на карту: ручей по левому берегу – Ваня-ель… 
«Все мы», - думаю – «немножко ели…. немножко дубы…немножко осины стоеросовые…». 
Потом гляжу: да там все «-ели», а точнее «-ёли» - Вораёль, Зиньёль... 
А ручьи справа – все «-шор» (Пышшор, Нэлыняшор, Воргашор и так далее). 
На самом деле и то, и другое – «ручей», только «-ёль» - лесной ручей. Правый берег более «тундровый», вот там и «-шоры». Левый лесистый, и Ванин, Ворин, Зинин ручьи – «-ёли».

Отступление. Плыву я, стало быть, плыву… И мечтаю, как я эдак в роликах все эти названия объясню, и геологию подложу, и экскурс в историю сделаю, и ГУЛАГ припомню, и то, и другое, и пятое, и десятое… 
Хрен там! Взялся монтировать – ни умения, ни, главное, времени. И желания-то нет: что я, экскурсовод что ли? Так-то ролики эти немногие до конца досмотрят, а если я еще гундосить/пришепетывать про топонимию и историю края буду – вообще скукота получится и заумь. 
Решил я: кому надо, тот и сам в интернете нароет про то, что заинтересует. Ну, это если кого-то что-то вообще заинтересует… А я буду как акын: что видел – покажу, что на ум придет – напишу. А кто захочет – посмотрит да прочитает. А скучно станет – переключит на другое и все дела. Так-то вот…

Половодье затопило берега, кусты, острова. Идут струи по непривычному руслу, спорят между собой, упираются, дерутся, играются. А ты плывешь над ними и не видишь их скрытого нерва. Только вдруг, то тут, то там вспучится спокойная мгновенье назад поверхность, взбурлит с шумом, гудом, кипением, разбежится в стороны десятками водоворотов, закрутит лодку – как на каноэ грести приходится, если курс держать… А не держать – так и пусть крутит. В лодке – не беда… Обратно оглянешься – все спокойно, как и не было ничего. Только струи в глубине гудят.

Река слабо петляет. Погода хорошая и, при подворотах в юго-восточном направлении на горизонте возникают горы.
И так красиво по горизонту -  4 границы: вода/лес, лес/горы, горы/облака, облака/небо. Наговорил всё это на камеру, дома кадры посмотрел – нет границ... Не передает экшн-камера средние-дальние планы, трансфокатор нужен. И в фильм ролики с горами не вставил – их там и не разглядеть… 
А когда плывешь – магия. Что поделать, нет совершенства…

Отступление. Резать вообще много приходится. Это мне самому интересно посмотреть/вспомнить пару часов видео с постоянной долбежкой ветра в микрофон, несвязными пришедшими в голову мыслями, которые надо наговорить, чтобы не забыть, мельканием, уходами, перекосом кадров и так далее. А критично подойти: река и река, примерно одинаковая, берег далеко, трансфокатора нет, горизонт/птичку/зверюшку/что-то интересное – не акцентируешь, не приблизишь. Вот и режешь, звук сносишь, музыку подбираешь и под нее уже эти часы в минуты вгоняешь. Можно сказать – безжалостно для себя кромсаешь. Ну и ладно, ничего… Рабочие кадры - они остаются.

И опять с середины реки – домик. Далековато, правда, от берега, но вставать уже  пора бы. Будешь потом локти кусать, что проплыл.

Я копуша по природе еще тот. Раскидать-то еще раскидаю, а утром - пока-а-а все соберу… Бывало вечером плывешь-плывешь, вроде лагерь ставить уже надо, да как представишь, что все сейчас надо развязывать-разбирать, а утром завязывать-собирать! Хоть и не останавливайся! И плывешь себе дальше, плывешь….плывешь…. А избушка чем хороша – разбирать/собирать намного меньше приходится и удобнее.

Ну, вот этот домик, который далеко от берега… Я ведь по карте вижу/понимаю, что там ручеек, который сейчас, в половодье, даст мне к избушке подойти. Но уж больно издалёко я её узрел – больше половины ширины реки. Оно ведь по течению идешь да идешь, скорости особо не чувствуешь. Хватишься – против течения-то не выгрести, а на пакрафте тем паче. Пока до берега домаслаешь – несколько сот метров ушло. И пыхтишь их против течения, к бережку, к кустам затопленным прижимаясь, там, где течение поспокойнее. Ну, а до ручейка дошлепал – можно отдышаться, тут тихо. Вот и пришли…

Погода… Погода по большей части благоволит, грех жаловаться. Ветерок слабый, субпопутный. Иногда смурнеет, начинает накрапывать. Не беда...

Ледоход по берегу - отметинами на всем маршруте. На елках-соснах - светлая древесина ранами проглядывает: не могут они  гнуться – либо валятся, выворачивая лапы корней, либо получают эти метки сдернутой коры каждый год. Пока стоять могут… Березы, которые не пригнулись-выгнулись, лежат рядком на берегах верхушками по течению, вымытые-обмытые как на похоронах – отмучались. Сгниют со временем, в пыль, в торф, в память превратятся, прорастут новой порослью… Редкие, подсушенные-обдутые ветром и солнцем, на костер мне пригодятся на стоянках. А ивняк согнулся – выпрямился и растет себе дальше. Старые стволы только от возраста засыхают...

Устье Кебылаю по левому берегу. Чайки сидят на льдине-острове – хорошо! Камера опять «не видит», программное приближение снижает качество и тоже «не видит». Что поделать…

По берегам – остатки летних сенокосных угодий времен Союза, только на карте и остались – летники, пристани, причалы. А в жизни – ржавые останки…

Почки на березах появились, в жухлой прошлогодней траве зелень проклевывается – весна!

Дождик ближе к полудню. Юбка сзади быстро порвалась, поэтому наличие дождя беспокоит. А тут смотрю – тропка на берегу. Ну-ка, глянем… Избушка, да с печкой – почему бы не переждать дождь, чайку не попить, обсушиться малость…

Отступление. Давно мной замечено: на Севере летом если с утра обложной дождь, то вовсе не обязательно, что весь день – дождь. В средней полосе как обложило – так может и на неделю. А тут природе некогда рассусоливать-размазывать: времени на всё-про все маловато. Бывает долгая непогода? – Бывает, конечно. Но в ней всегда есть место окошку. Встанет солнце, невидимое где-то за тучами, прогреет воздух, поднимет-оттащит облака от земли, глядишь: к обеду дождик перестал – вот тебе 2-3 часа ходу, успей только до вечернего дождя пройти свои километры да лагерь поставить вовремя. На месте сидеть – хуже некуда! Не пройденные сегодня километры – они никуда не денутся, только к снегу накопятся. Поэтому есть окно – иду. Пусть 2-3 км, а ближе к цели…

Через пару часов: и обсох, и кипяточку глотнул – кишочки погрел, и дождик переждал – пошли дальше!

Чуть геология меняется – берега меняются. Обрывы повыше, излучины покруче. И сразу ручьи – веселее. Если под берегом идти – сплошное журчание. Жаль, что под берегом длиннее да медленнее…

Устье ручья Кузьдишор – траверс станции Сивая Маска и поселка Сивомаскинский. Зачем поселок назвали так громоздко – непонятно. По мне, так "Сивая Маска" – гораздо красивее… 
Забавно, что словосочетание «сивая маска» к слову «сивый» еще имеет некоторое отношение, а к слову «маска» - нет. Считается, что первым жителем был охотник Сивей Мазка: «иж. сивей - «седой». Мазка - уменьшительная форма от древнерусского личного имени Мазай». Седой Мазайка, стало быть… Больше сотни лет нет уже Мазая, а станция есть и будет… Хорошо!

Дальше проходим остров Кузди. Тут всё просто: «ди» - это и есть остров. Остров Кузи, видимо…. Не отпускает меня топонимика.

«Бульки» и водовороты сопровождают меня на всем пути, возникая в совершенно неожиданных местах, казалось бы, «на пустом месте». Если не грести, то возникает возможность снять панораму.

Гуси и утки плавают под берегом, с середины реки не заснять. Терпят-терпят тебя, потом не выдерживают, срываются с гоготом, руганью, уходят выше по течению…

Поселок Мескашор - большой, брошенный. По данным 1989 - 1450 чел., 2015 – 0 чел. Хотя рыбаки, наверняка, появляются и жители наведываются как на дачи. Даже флаг России над одним домом виден. Название – по ручью: Мӧскашор - «коровий ручей». Заходить смысла нет, только расстраиваться. Брошенные сгоревшие дома, брошенные ржавые катера на полях…

Еще домики, избушки, сухие ночевки … Славно!

А вот и ничем не примечательное с виду место! 
Ёлки встали смирно, мишки взяли под козырек, мышки пукнули от удивления! Звучат фанфары, залп из всех бортовых орудий - чинно и неспешно пересекаем Полярный Круг с Севера на Юг.

В это время МЧС Коми предупреждает, что в ближайший час и до 22 часов будет катаклизм в виде грозы и резкого усиления ветра. Коми большое и я, к счастью, непогоды не дождался. Наверное, все пролилось где-то в районе Печоры.

Проходим очередной остров – Сярмади – изрядно обросший лесом со времен составления карт Генштаба: на них он почему-то лыс как валенок. Проблем с движением в половодье по каким-то участкам, выглядящим на карте проблематично – нет, вода весело идет везде, даже в «тупиковых» протоках.

Лед практически исчез. Редко можно увидеть остатки сползших плывущих снежников, но жизнь их идет на часы.

Ярпияг – небольшая жилая деревня на правом берегу, чуть выше устья Лемвы. 
Лемва – «черемуховая река» («ва» - вода)… Красиво! Рядом с устьем в нее впадает Юньяха («яха» - река, встречал 2 перевода, оба с ненецкого: «Тихая река» и «Глубокая река»). Забавная речка, если взглянуть на карту. Начинается она почти под Пайером и тянется всю дорогу почти от Елецкой параллельно Усе всего-то на расстоянии 5-25 км, отбирая у нее все холодные, снежно-ледниковые ручьи с Урала и не имея практически ни одного правого притока. Но не хочет отдавать свои воды Усе, а гонит их до Лемвы, которая так же собирает воду вдоль Урала, только с юга. И слившись они уже вливаются в Усу, образуя в районе устья широкое водное пространство в половодье напоминающее водохранилище. Чуть ниже – остров Катыдди («катыд» - вверх, против течения) – большой, залесенный, с внутренними озерами.

Погода хорошая и, если посмотреть назад, по горизонту в дымке еще видны Уральские горы.

Идем вдоль правого берега. С воды он замечателен: проплыв сквозь верхушки затопленных кустов можно выйти сразу на ягельные, залесенные, прогретые солнцем  пригорки.

Появились моторки, как-то их довольно давно не было. Уходят куда-то в сторону Лемвы и из нее, рыбачат люди, сети ставят. Вода мутная, рыба вся в затопленных кустах и даже не думает клевать на снасти.

Так, за островом, под гул моторок, появляется Абезь («В Ижемском диалекте языка Коми «абезь» — неряха, неряшливый. Первопоселенцем в этих местах был некий Абезь Миш (Неряшливый Михаил)». Сначала слева видна Старая Абезь, потом на правом берегу – современная, расположенная на железной дороге. Обе по-своему симпатичны. 
В Старой не вижу - далеко, а в современной удивляет отсутствие теплиц и огородов при домах. Земли здесь много и это – нормальная земля, а не камни Кольского, на которых местные жители неимоверными усилиями выращивают всё подряд. Ну, да людям виднее.

Есть здесь и церковка, и мемориал - желающие узнать грустные страницы Абезьлага легко найдут их в интернете. К сожалению, все освоение Севера связано с этими «-лагами», что тут говорить...

А мне – к железнодорожному мосту: он давно уже хорошо виден. Вот и поезд по нему – пошел «на материк» воркутинский уголек! Последние метры и, прогоны моста  проплывают сверху. Прощай, железная дорога! 
Разминочно-притирочный первый этап маршрута можно считать законченным.



Резюме по этапу Елецкая – Абезь в период половодья.



В целом - хороший этап для разминки.

Из плюсов:

- неплохое течение, которое позволяет пройти его быстро;

- отсутствие каких-либо серьезных препятствий;

- возможность для небольшой группы часть ночевок провести в избушках;

- для любителей: возможность совместить маршрут с историко-культурными выходами;

- наличие путей эвакуации и схода с маршрута практически на всем его протяжении;

- достаточно стабильная мобильная связь.

Из минусов:

- присутствие железной дороги (ну, это для меня большой минус);

- отсутствие спортивной рыбалки в этот период;

- любителям драйва: его нет, если погода не подставит.

Вроде всё…



Фото (неотобранные) здесь: https://photos.google.com/share/AF1QipORjEof1R8h-OfiktE4UPGWou1i6udfaZX5LygzCsjjBk3kssbJOrk9zsJ5HnmkUw?key=TGdIOUhpWFptcE9pTExRZTRYelRDWWY5RjlkWU5n



Видео на ютубе к части 3: https://www.youtube.com/watch?v=TuEswPl28jA

Комментарии

Популярные сообщения