Два хребта, восемь рек, три дороги… или «Крутится, вертится шар голубой» 2023 год Часть 2 Река Силян (сплав).

Два хребта, восемь рек, три дороги…

или

«Крутится, вертится шар голубой»

2023 год

Часть 2

Река Силян (сплав).

(Нитка маршрута: седловина Верхоянского хребета (п. Себян-Кюель) пешка - р.Силян (по водному реестру Силээн) (сплав 2 кс) - р.Дулгалах (сплав 1-2 к/с, н/к) - р. Яна (сплав н/к) - п.Столбы – Батагай – Бетенкёс – Улахан-Кюель – лагерь геологов на р. Солония - р. Солония (сплав – элементы 1-2 к/с) - р.р. Туостах, Хара-Салаа, Инер, перевал и седловина хребта Черского (оз.Табанда) (пешка) - р. Чибагалах (сплав 5 кс) – р. Индигирка (сплав. На данном отрезке н/к) – пос. Хонуу)

Нитка маршрута на карте:

Рис.1 Сводный высотный график по маршруту.

Красота! Особенно хребет Черского и сброс по Чибагалаху!)

…

«Галапагосская»

По северным ветрам несу я и качу я
Мелодию свою в суденышке чудном.
И в стужу, и в жару шагаю и кочую
В костюме выходном.
В костюме выходном:

энцефалитный фрак и сапоги для дачи.
Чукотка ли, Таймыр или Якутия.
А где-то рай земной и острова в придачу,
Ну скажем, например, Галапагосски-я!..

Создателю скажу, бросая на дорогу
Дырявый свой колпак брезентовый венец:
«Пошли кого-нибудь мне в спутники, ей Богу!
Хоть песню, хоть звезду, хоть чайку, наконец!»

Вот строки на волнах в такт лодочке небрежно
качаются. Мотив расскажет без затей
про веру и любовь, про счастье и надежду.
И я отвечу им на языке потерь…

И снова я скажу, бросая на дорогу
Дырявый свой колпак брезентовый венец:
«Пошли ещё-кого нам в спутники, ей Богу!
Хоть песню, хоть звезду, хоть чайку, наконец!»

Опустится звезда к палатке на дорожку,
лучами шелестя расскажет о себе.
И я отвечу ей на языке морошки,
С горчинкою незрелости и прелостью небес…

И снова я скажу, бросая на дорогу
Дырявый свой колпак брезентовый венец:
«Пошли кого-ещё нам в спутники, ей Богу!
Хоть песню, хоть звезду, хоть чайку, наконец!»

И чайка прилетит в отчаянной матроске,
качая колыбель кочевий и шатров,
тихонько прошепча мне по-галапагосски…
И я отвечу ей на языке ветров!

По северным ветрам несу я и качу я
Мелодию свою в суденышке чудном.
И в стужу, и в жару шагаем и кочуем
По миру вчетвером,
по жизни вчетвером!

Вот так вот и идем: Звезда в обнимку с Чайкой,
И Песенка звучит – легка мелодия.
Присядем, посидим… Ты заходи на чай к нам,
Ну скажем, например, Галапагоси-я!

Рис.2 Трек сплава по реке Силян

Точки трека (т/т):

841 - старт со льда;

842 – избушка-вагончик на правом берегу; не высаживался, в видео не вошла;

843 – угодье «Кирпичное»;

844 - лагерь с 11 на 12-е июня;

845, 846 - лагерь с 12 на 13-е июня;

847 – вход в каньон, осмотр прохода в наледи.

Отступление.

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал»

Господу, отдыхать ни к чему, но время уже появилось, а нагрешить творения еще не успели. Да-а…

Бумеранги млечные из Вечности на Землю пускать – чем не затея? КружАт они по Вселенной искрами неизвестности, пеленами туманностей, шлейфами звездными – какой дольше накрутит, причудливей пролетит, ловчее приземлится. Парили-кружили три изогнутых мечты: большой бумеранг-Отец, изогнутый как «кайли» бумеранг-Сын и аккуратный, как выдох, бумеранг-Дух Святой. Налетались и легли рядом на Землю: понедельник впереди, «день тяжелый». Застыли, камнем поросли, снегом да лесом, реками да ледниками, холодом да ветрами. Так и лежат: Верхоянский хребет, хребет Черского, Сунтар-Хаята…

Да простит мне Господь такую вольную трактовку.

Вода с Великого Верхоянского бумеранга бежит на Север не то чтобы задумчиво, но и не стремглав: высота теряется не «Ух ты!», а постепенно, и не в пропасть, а на Янское плоскогорье. Хотя разные участки есть, и перекаты-шиверы, и выходы скальные, и каньон чудный. А то полезет вдруг высотомер вверх словно река дыбом встает - греби седок в гору. Тоже хорошо, ибо по красоте и не долго. Только непонятно: плывешь вниз, а высотомер ползет вверх. Загадка природы мною непознанная…

Формально река пройдена за два дня, а жаль. Плыл, любовался, представлял, как славно идти здесь ближе к концу лета или в самом начале осени, не спеша, смакуя, перекатывая взглядом виды, воду, рыбу, грибы-ягоды. Хорошо… Старею, наверное.

Вообще, маршрут 2023 года получился идеальным по распределению нагрузки, эмоций, внутреннего удовлетворения. Как песня сердцем спетая, душой выдохнутая. И первая, разгонно-разминочная часть, безукоризненно в неё влилась ледяными озерами Верхоянского хребта, реками Силян, Дулголах и дальше, дальше…

Но, пойдем по порядку.

По характеру реки и прибрежных территорий, можно выделить три сплавных участка. Случайно, но ладно получилось, что места ночевок пришлись на переходные области. Так, по дням, и последуем в описании.

Рис.3 Высотный график сплава по реке Силян (т/т 841-устье).

Значимые отскоки – места ночевок или достаточно длительного выключения навигатора.

PS Чем объясняется значимый разброс значений высоты в одной той же точке при длительном выключении навигатора – вопрос к специалистам. Подозреваю, что, поскольку высотомер связан с барометром, здесь работает изменение давления. Кроме того, на второй ночевке (район 30-го километра сплава) возможно наложение температурных влияний заморозка. Как известно, пилотам приходится делать поправку на высоту в зависимости от температуры за бортом. Меня же скорее интересует относительное изменение высоты по маршруту, поэтому аномальные значения для себя нивелирую.

11 июня (продолжение)

«В водное переоделся, шаг в лодку сделал и… подломился подмытый лед, ухнули в обнимку с паком метрах в 20-ти от берега.

Вспомнились карты оставленные, неприятности с вертолетом, фашистик привязчивый, теперь вот киль на первой секунде и неожиданно подумалось: «А и хорошо, что все неприятности к началу – на конец меньше останется!»

Ну, так, да не так, но может так и вышло… С тем и поплыли к берегу на пару с груженым перевернутым пакрафтом».

Солнце до летнего не дотягивает, но греет честно, по-горно-весеннему. Ветер не звереет, течение не беспокоит, заплыв прошел с неким удовольствием. Приобретенный незадолго до отъезда тритоновский «Водник М» неплохо справился с задачей, сохранив центр тушки сухим.

Отступление костюмное.

До этого ежегодно облачался в ВВ-шный «костюм каякера», исключительно из экономии бюджета. Проклейка швов отвратительна - «сопли» отпадающих ленточек появлялись после первых же намоканий. Оценка нижней части, с позволения сказать «штанов» (тут в уме неизбежно возникает незабвенное: «Фу, как грубо! — сказал Остап, входя. — Сразу видно, что провинция. Написали бы, как пишут в Москве: «Брюк нет». Прилично и благородно. Граждане довольные расходятся по домам. А тут — «штанов нет». Но назвать «брюками» входящее в состав костюма изделие у меня ни язык не поворачивается, ни рука не поднимается), даже по 100-бальной шкале стремилась к отрицательному значению, они быстро промокали и вообще приходили в полную негодность. Куртка же с кряхтением носилась сезон, защищая кое-как от брызг, но нещадно промокая к концу ходового дня на локтях и дальше «как пойдет». Нравились анорачный карман на липучке, плотные манжеты на запястьях и надпись «Вольный Ветер» на груди, делающая обладателя как бы причастным и к Воле, и к Ветру. По сравнению с сим, канувшим в Лету изделием, продукция Тритона показала себя более достойно, хотя ее цена не воодушевила, а липучки на манжетах, аналогичных вышеуказанным, раз за разом расстегивались под нагрузкой в, естественно, водно-порожистой среде – то ли брак попался, то ли на них решили сэкономить. Посему рукава все равно были мокрыми «и дальше «как пойдет».

Берег встретил желтыми цветами то ли к разлуке, то ли к радости. Второе как-то привлекательнее

Воду слил, портянки отжал, на солнце пощурился – пошли дальше!

Взглянув на карту заметим, что на первом отрезке – обилие прибрежных озер и меандрирующее между ними русло. Межгорная котловина, другими словами.

Рис.4 Высотный график сплава 11.06.2023, т/т 841-844.

Межгорная котловина, высота практически не меняется.  Пик – угодье «Кирпичное» (навигатор выключался).

Хватило бы воды или случись ниже взгорок-запруда – плескаться здесь третьему по ходу маршрута озеру, а так – горные красоты, прозрачная вода, неспешное течение, ягельные гряды с лиственницами, не затронутыми порчей и пожарами – ягодные места, рай позднелетний. В озерах – голец и сор, в реке хариус и ленок, водных препятствий нет – так, мели отдельные.

Отступление.

В отснятом материале, при описании и демонстрации препятствий, часто звучит рефрен – в августе-сентябре обстановка может быть другая.

В видео не то чтобы половодье - вода в берегах, но высокая. В заливах и на озерах еще стоит лед, шиверы и камни в русле подтоплены, наледь в каньоне ниже по течению вообще только промыло, несколькими днями ранее вполне могли в нагромождение льда упереться (льдины – это отдельная тема. В наледях их толщина достигает 2-3 метров, а в начале половодья и больше. Плывешь себе спокойно по струе в шивере: глубоко, спокойно, прогнозируемо. И тут прямо перед носом в воде вздыбливается огромный валун – льдина, невидимая в волнах, упирается в дно русла и встает «колом». Пару неприятных моментов было… Ну, и догнать могут, так что приходится головой вертеть).

Все это к тому, что вдруг кто соберется в эти заповедные места - при просмотре видео и планировании надо делать критическую поправку на уровень воды.

Жители Себян-Кюеля не оставляют местные красоты и богатства без внимания: по тропам пешком, зимой на снегоходах, а летом, видимо, и на лодках добираются до охотничьих и рыболовных угодий, ягодных «плантаций», мест отдохновения. На промежутке от старта сплава до участка «Кирпичное» (по словам Василия Захарова – последняя избушка от поселка) с воды заметил 2-3 строения. Останавливаться-выходить нигде не стал, да и само угодье прошел было ходом: лодки, а, стало быть и, в моем представлении, людей не было. Но на перегибе склона показалась фигура человека, и не причалить стало неудобно.

В доме отдыхала семья Захаровых: пенсионер Василий Николаевич, его сестра Людмила Николаевна, учительница начальных классов, и начальник метеостанции Себян-Кюеля Быйаман Александрович (так, с отчествами, записала мне на бумажке Людмила. Да простит она меня - в фильме все просто по именам, как представлялись). Добрались они до Кирпичного пешком, с двумя взрослыми и тремя молодыми собаками, встретив по дороге пару медведей и потеряв при этом одну годовалую, чем, конечно, были обеспокоены.

Посидели, почаевничали, поговорили.

- «Сейчас отдохнем и на озеро пойдем – гольца горного попробуем порыбачить» - говорит Василий, сетуя, как и другие, ранее встреченные рыбаки, что рыбалка нынче «трудовая», долго приходится над лунками сидеть, чтобы улов был. «Очень вкусная рыба, но озеро по норме только дает! Сутками надо сидеть!» Небольшое озеро недалеко, в стороне от реки.

- «Мы тоже путешествуем. Столько лет ходим уже…» - говорит Людмила. И, подперев щеку рукой, добавляет задумчиво: «Земля круглая, может где-нибудь встретимся!»

Прощаемся, идем дальше…

Река по-прежнему то неспешно журчит, то замирает словно озеро.

Часа через 2 стало натягивать тучи. Миновав основные меандры, встал на правом берегу, заметив остатки старого лагеря - галечных кос еще нет, а оставлять свежее кострище не по душе. Охотничий бивак оказался слишком старый: от костра ничего не сохранилось, брошенные утиные чучела сгнили, остатки посуды горевали под опадом. Ну, как получилось, так получилось: надо подсушиться после купания, распределить вещи по гермам, ужин соорудить. Первый день сплава закончен. К 23-м угомонился…

12 июня

«Ночью и утром шел дождь» - фраза-мантра начала дня. Не напишешь - день не удался.

Засыпать можно при комфортной погоде, предвещающей «миллион на миллион» на завтра (что случается). Но: «Ночью и утром шел дождь».

Кто-то еженощно достает ситечко, леечку, сеет влагу на округу, на жизнь земную, на пакрафт, на палатку и меня в ней – комнатные растения садовника…

Сильный попутный ветер разогнал облака, но собираться не спешилось.

Наконец вещи упакованы, гермы расфасованы, пакрафт уложен, костерок, сооруженный на болотной, затапливаемой прибрежной травяной кромке, залит – в путь!

Почти сразу пошло́сь веселее. И наледи… Ах эти чу́дные наледи!

Ветерок подгоняет (редкая редкость - любой водник подтвердит!), уклон прибавился, вода заструилась, о́жили шиверки, прижимчики: веселые, не опасные, с чайками кружащими. Сразу захотелось расчехлить спиннинг, в памяти еще был тёпел рассказ Василия о местных ленках. Привычно одергиваю себя: еда есть, весь маршрут с его трудностями впереди, будет время и удача на лагере - так тому и быть, а не будет – не беда. «Не беда» бывает чаще, ибо идешь до последнего, становишься где придется, времени и усталости - лишь поставиться/поесть/отбиться.

По мере приближения к устью реки Бурондя (по водному реестру - Буронджа, левый приток Силяна, примерно равный ему) частота шивер увеличивается, они переходят одна в другую, высота и мощь валов возрастает. Валуны и прижимы тоже не исчезают. В районе устья несколько мелей и разбоев, в русле деревья. Перед самим устьем правый прижимчик.

Через километр зачалился на правом берегу. Вообще-то думал подкачать пак и пройти еще пару часов с выбором места для ловли (может так и следовало сделать). Но с грустью обнаружил помутнение воды после впадения Буронди, связанное, скорее с незаконченным периодом половодья, слиянием в этом месте нескольких притоков и их рукавов, усилением волнения реки.

Навигатор показывал 17,1 км по прямой до устья – за день пройду! Получалось, что в Силяне я и половить не попробую! Решил вставать.

Тут же налетел поджидавший за ближайшей горкой шквал (удивительно, но в этом маршруте таких моментов было несколько: сумасшедший ветер накатывал мгновенно, «из ниоткуда», без всяких предварительных погодных посылов).

Отступление сплавовско-палаточное.

Новая палатка Zango-1, недавно купленная взамен Ягуара-1, обкатанная в нескольких ПВД, понравившаяся легкостью и внутренней вольностью после предыдущей, оказалась совершенно неприспособленной к постановке «в одно рыло» на ветрюгане (как, впрочем, и под дождем, и на камнях, и на песке… Палатка не виновата - это откровенно мой косяк с выбором, хотя, конечно, мне есть что предъявить и Сплаву: одна только абсолютно гав*ная молния на тенте чего стоит! И это на весьма и весьма недешевом изделии! Вообще, я уже много перепробовал сплавовских вещей, что-то пользую довольно давно. И все больше прихожу к мысли о ПВД-шной ориентации их ассортимента).

Квест с установкой палатки на фоне горизонтально полощущихся на ветру деревьев в конце концов был выполнен, каркас уцелел, дождь начался чуть позже. Аллилуйя!

Рыба, конечно, не ловилась, ограничился обычным ужином. За возней лег поздно, а к ночи изрядно похолодало.

Рис.5 Высотный график сплава 12.06.2023, т/т 844-845/846.

13 июня

С полуночи стал кутаться – пришел заморозок, пришлось утепляться по полной. Протока за палаткой, журчащая вечером, к утру промерзла на́прочь.

Собрался, вышел около 9-ти.

Шивер после впадения притоков стало не то чтобы меньше, но они «зализались» объемом воды. Не факт, что после падения уровня будет так же.

На пол пути до устья Силяна на карте - сужение горизонталей, обрыв, сжатие рельефа. Это, конечно, беспокоит. А пока – вода очистилась, отдохновение, невысокие горные кряжи отрогов Верхоянья, наледи в заливах. Красота!

Перед каньоном скалистый правый берег, с повисшими над водой остатками льда, подступает к воде. Очередная непуганая утка срывается от лодки вперед и вниз. Вскоре, на крутом правом повороте, показывается обрыв наледи.

Рис.6 Высотный график сплава 12.06.2023, т/т 844-845/846.

Возрастание высоты на первых километрах сплава - опять к специалистам. Могу только предположить влияние ночного замерзания барометра на улице с последующим постепенным «оттаиванием» его под спасом. «Скачок» в центре – осмотр входа в каньон, навигатор выключался.

Наносная отмель справа перекрывает видимость потока, создается впечатление, что вода уходит прямо под лед. Быстро перегребаю к косе – нужен осмотр.

Место замечательное по красоте, но стремноватое по сплаву: половодье только прошло, кругом мощные глыбы свежепромытого льда. Сорвет такую, на мель или в распор посадит, мелких тут же натащит – вот тебе затор-завал поперек русла. Долго, конечно, под напором он не продержится, но для беды долго и не надо. А каньон за следующей, левой излучиной, уже не просматривается…

Так-сяк прикинул: все-таки поток мощный, не должно быть завала. Пойдем потихоньку, аккуратненько.

Почти сразу за поворотом: «Здравствуйте!». Мель в русле вся покрыта глыбами наледи мощностью до 2 метров и выше. Основная вода устремляется в узкую ледовую щель вдоль обрыва правого берега. К счастью река размыла широкую отмель вдоль левого берега, в межень она наверняка обсыхает, а сейчас мелкий поток течет вдоль льдистого обрыва. Кроме того, при необходимости, слева есть возможность проводки/обноса (рис.7). Плывем дальше.

Рис.7

Впереди несколько километров красивой реки в ущельевидном, с отдельными расширениями, русле, с мелями, шиверами, прижимами. Препятствия в целом не сложные. Можно найти места для стоянок, а наледи к августу наверняка обнажат валунно-галечные пляжи.

Примечание.

Текст пишется значительно позднее монтажа видео – как-то не доходили руки для повторного внимательного просмотра, прослушивания и обработки всего первичного материала. И теперь думается, что неплохо было бы этот участок дать отдельным фильмом, по известной моей причине: мало кто доберется до этих мест.

- «Стараюсь снимать постоянно. Кто еще сюда попадет? Немногие… Единицы красоту увидят. А хочется передать…»

Желающие полюбовались бы подробней, а любители клиповых роликов и так, я думаю, мои «творенья» не смотрят. Но что сделано – то сделано, переделывать не будем. «Картинку» иногда портит сплав против скрытого в облаках солнца – небо получается пересвечено, а суше и лесу экспозиции не хватает. Уж извините…

Ближе к берегам встречаются места ухода потока под лед, но русло уже достаточно широкое.

Когда кажется, что все успокоилось и наледь пройдена, поток активизируется – не расслабляйся!

На паре левых поворотов возникают локальные прижимчики к правому скальному берегу (есть в видео: 27:32-28:52 и 31:50-33:07), за первым – валуны в русле. При этом воды как будто убавляется. Возможно в межень будут сложнее. Но, опять же, после схода наледи получится простой обнос/проводка по левому берегу.

За выходом из сужения идем со льдинами наперегонки и вприпрыжку. Головой приходится вертеть на 360̊, тем не менее, пара глыб тормознулись мелями прямо перед носом, а течение мгновенно доставило пакрафт к неожиданно возникшему "валуну". В одном случае получилось опасно...

На излучинах и мелях появляются завалы, их количество увеличивается к Дулгалаху, река разбоит. Количество мест для стоянок в классически-комфортном варианте уменьшается.

Вода чистая, прозрачная, так что муть в районе ночевки – скорее ошибка с выбором места стоянки (собственно, место для стоянки было нормальным, а место для рыбной ловли – увы. Зачтено как точка тренировки установки палатки на шквальном ветру). Может быть временно-паводковое явление, а может быть на Буронди или ближайших притоках золотари бодяжат.

Перед самым устьем из-за деревьев любопытствует и уходит от греха подальше в чащу…кто? Считанные секунды плыл, бегом пытался включить камеру, снять – думал олешек, а на видео – скорее косуля (34:47 - 34:54).

На впадении извечная тема «не верь глазам своим»: навигатор по старым генштабовским картам показывает, что уже плывем по Дулгалаху, хотя тянемся еще по одному из разбоев Силяна.

Наконец показывается поперечно-перпендикулярная наледь правого берега Дулгалаха. Устье ничем не примечательно: такие же льдины так же колдобобят, только с другого распадка. Нам – с ними.

Река пройдена. Дорога – нет. Она вообще не кончается.