Два хребта, восемь рек, три дороги… или «Крутится, вертится шар голубой» 2023 год Часть 1 Дорога и начало (Себян-Кюель – р.Силян).

Два хребта, восемь рек, три дороги…

или

«Крутится, вертится шар голубой»

2023 год

Часть 1

Дорога и начало (Себян-Кюель – р.Силян).

 

(Нитка маршрута: седловина Верхоянского хребета (п. Себян-Кюель) пешка - р.Силян (сплав 2 кс) - р.Дулгалах (сплав 1-2 к/с, н/к) - р. Яна (сплав н/к) - п.Столбы – Батагай – Бетенкёс – Улахан-Кюель – лагерь геологов на р. Солония - р. Солония (сплав – элементы 1-2 к/с) - р.р. Туостах, Хара-Салаа, Инер, перевал и седловина хребта Черского (оз.Табанда) (пешка) - р. Чибагалах (сплав 5 кс) – р. Индигирка (сплав. На данном отрезке н/к) – пос. Хонуу)

Нитка маршрута на карте:

https://nakarte.me/#m=6/65.55846/139.36157&l=O/N&nktl=ggGgZzJ1xdfBbsPBzjWoCw

 …

                 «Чудо Чудное»

 

Такое Чудо Чудное на свете есть:

Зовут края безлюдные ко смене мест.

Там горы, реки бурные бегут, дразня.

Такое Чудо Чудное, а взять нельзя!

Такое Чудо Чудное:

Не легкое, не трудное,

Не путно-, не беспутное,

И взять нельзя!

Дороги и скитания,

Легенды и предания,

Надежды и свидания –

Их взять нельзя!

 

Еще хочу отметить я: молва идет,

Что тропка к Чуду Чудному не зря ведет.

Стремятся к Чуду Чудному из дальних мест,

Поскольку наблюдается там сбыча мечт!

Не скоростью, не тормозом,

Не стрелкою, не компасом,

Каким-то чудным образом,

Но – сбыча мечт!

Дороги и скитания,

Легенды и предания,

Надежды и свидания,

И - сбыча мечт!

 

«Рассказывай!» - сурово так сказали мне:

«Про это Чудо Чудное! В какой стране

Находится?!» А что с меня: ни дать, ни взять –

Про это Чудо Чудное не рассказать!

Не глупое, не умное,

Не тихое, не шумное,

Не с думой, не бездумное…

Не рассказать!

Не яркое, не тусклое,

Не толстое, не узкое…

Скорее всего – русское!..

Не рассказать!

 

Затопали: «Ну как это - «Не рассказать!»

Сидят, ушами хлопают: ни дать, ни взять!

Грозя судами смертными, тюрьмой грозя!..

Поехали – проверили,

Проверили – поверили,

Поверили – пох*рили:

Ведь взять нельзя!

Такое Чудо Чудное:

Не легкое, не трудное,

Не путно-, не беспутное,

И взять нельзя!

Не плоское, не круглое,

Не белое, не смуглое,

Не выпукло-, не впуклое,

И взять нельзя!

 

Такое Чудо-чудное на свете есть:

Зовут края безлюдные ко смене мест.

Там горы, реки бурные бегут, дразня.

Такое Чудо Чудное, а взять нельзя!

Такое Чудо Чудное:

Не легкое, не трудное,

Не путно-, не беспутное,

И взять нельзя!

Не плоское, не круглое,

Не белое, не смуглое,

Не выпукло-, не впуклое,

И взять нельзя!

Дороги и скитания,

Легенды и предания,

Надежды и свидания –

Их взять нельзя!

 

Поезд (01-08.06)

Субсидированные билеты на самолет «были - не были». Формально клавиша присутствовала, тыкалась и в сети, и у кассиров, но - ничего не происходило. Кассиры пожимали плечами, сеть пожимала плечами, я не пожимал, ибо понятно было, что государство денег пока просто не дало. Ждать «до последнего» было бы странно, поэтому вариант «поезд» оказался предпочтительней. Фальшфейеры, опять же…

Вновь 02-й «Москва-Владивосток», вновь пересадка в Сковородино – набитый колесами на стыках путь пассажиров к Нижнему Бестяху. Вновь комфортный, но уже не такой новый, плацкартный вагон с душем и кондиционером, нижняя полочка по ходу движения, в сумке шманделок мяса, достойно нафаршированный чесноком и запеченный в духовке, яйца вареные, огурцы-помидоры и прочее, ночная посадка: вошел-упал-уснул.

Весь путь - частая ротация пассажиров. За первую же ночь поменялось 3 смены попутчиков. Много военных – идет призыв и СВО.

Семья «цыганско-индийского» вида: муж, жена, ребенок меньше года и, видимо, сестра жены. Дитё: чернявые смышленые вишни глаз, лопоухие растопырки, кожей, лицом и обликом исключительно в маму. Женская половина на вид – полудетская, ноги босы, ступни стоптаны, грязны. По-русски почти не говорят и понимают плохо, между собой общаются на своем «суржике». У них - культ ребенка: тетешкают, ласкают и делают все, чтобы не плакал и никого не тревожил. Он и сам спокойный, но, если начинает похныкивать, мама выходит укачивать в тамбур. Муж изрядно старше, более славянского облика. Худой, подтянутый, немногословный вожак стаи и переводчик с русского на «цыганско-индийский суржик».

Разбираю, перекладываю, в тысячный раз просматриваю топоосновы, снимки. Вдруг обнаруживаю лист, отксеренный дважды. Дома цветного принтера нет, да и незачем – комп под рукой. Перед отъездом заезжаю каждый год в удобную фирмочку, где за копейки и 15 минут распечатывают генштабовские двухсотки, вогнанные в А4. Маршруты длинные, топооснов много. Количество пересчитал, а каждую номенклатуру проверять – дело муторное, не стал. А это… это значит (ёкает сердце), что какого-то листа нет. Проверка показывает, что отсутствует… весь Чибагалах – он аккурат в лист двухсотки! «Вечер перестает быть томным…» Это я еще не знал, что произойдет в гостинице Якутска.

Вплывает излишне полная дама лет 65-ти и немедленно жалуется на давление. Появление электронных тонометров и публикаций о времени магнитных бурь подозрительно совпало с катострофическим возрастанием «метеозависимых» и «на-давлении-подвинутых». Врачи либо бесполезно взывают к разуму, либо обреченно поддакивают, кивая головой…Как раньше без этого жили – непонятно. Наверное, об урожае говорили, о детях, неурядицах или урядицах, о погоде, опять же, в смысле осадков, жары и холода… Нажаловавшись, достаётся гора продуктов и начинается поглощение. Взгляд – в окно, ко мне, получается, ¾ оборота: виден кончик носа, бровь с моргающе-оплывшим глазом и огромный перезрелый персик щеки. При жевании персик катается через все лицо: вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз, через нос-глаз-бровь и обратно. Две неутомимые персиковые шарошки перелопачивают гору съестного. Давление, однако…

За Екатеринбургом глянул в окно – снег идет! Не может быть – тепло же! Может пух тополиный? Июнь, поздно для тополя. Пригляделся – мотыльки-бабочки. Подёнка пуржит – мимолетное явление…

Помбур-говорун зашел, на верхнюю полку, напротив, и тут же нашел собеседницу -  женщину с нижней полки. Говорить ему все равно, о чем - отзывается километровыми пространными тирадами на любую тему, явно привирая и про работу, и про немыслимую семью с кучей детей и вообще про все. Говор быстро-громко-утомительный. На вахте ему, видимо, кляп вставляли, а в поезде – прорвало. Лет этак тридцати пяти – староват для помбура… Дама тоже не прочь выговориться, но ей слова не давали. Она была воспитанной, не перебивала, не одергивала, позевывала в сторонку. Воспитание закончилось часов в 11 ночи, ибо сидели-то они внизу, на ее месте, а горизонтальное положение давно просилось. Говорун с сожалением полез наверх – привычная точка помбура.

Дама вышла ранним утром в Омске, чуть подремав, а вахтовик выспался и сошел в Новосибирске - одинокая сиротливая фигура на перроне в окружении сумок и пакетов. Так жалко его стало: «Семья, дети»…

На подъезде к Новосибирску, с двухэтажного здания, выросшего изгоем, как гриб в колее, прямо посреди рельсовых переплетений, в окна вагона бросается надпись: «Гастроцентр». Страдающие пассажиры, видимо, осаждают заведение прямо с подножек.

До трети вагона пол дороги пустует. Странно… В Новосибирске очередная ротация. К вагонам выстраивается очередь военных. Проводницы суетятся, расфасовывая их по численности.

На боковые полки и надо мной устраивается узбекская семья: мать и двое сыновей 9-11-ти лет. Дети вверху, родительница снизу. Муж, видимо, «гастарбирует» – возвращаются, навестив. Глаза у пацанов любопытны и устремлены на меня, как на единственный незнакомый объект. По-русски не понимают ни слова, впрочем, и мама – чуть. Чемодан у семейства просто огромен! В него легко поместятся не только дети, но, вкупе, и немаленькая мамаша. Куда и как его размещать – непонятно.

Напротив втискивается Колобок женского рода: запущенный, расползающийся экземпляр девушки, безудержно стремящейся сразу перейти в бабушки. Вопрос с чемоданом решился быстро:

- Чей чемодан???

- Наш.

- Надо убрать!!!

Я бы так никогда не смог… Чемодан водружен на третью полку. Как ни странно, ему там оказалось уютно.

Колобок тем временем всосал шоколадный батончик и извлек нечто без названия – этакий «завертыш» из булок, внутри которого поместились килограммы овощей с мясом в сердцевине. Экскаватор безапелляционно вгрызся по центру, щеки приняли на себя удар овощей с окраин – процесс пошел! Напиток «Грушевый» ядовито-змеиного цвета довершил картину…

Последним в «купе» запорхнул мотылек молодости – худенькое создание, выкуклившееся из оболочки девочки, но еще не оформившееся в девушку. Создание достало такое же как у Колобка сооружение и принялось мелко, по-пираньи его обрабатывать, запивая такой же «фруктовой» бормотушкой. Бабочка изо всех сил стремилась превратится в Колобка, но возраст еще сопротивлялся. «Ушедший от дедушки», завершив гору, перешел к пакету с арахисом – процесс не должен прерываться!..

Мама-узбечка, тем временем, отгородила свое жизненное пространство, но, не одеялом, а простыней. Получился стрипто-театр теней с раздеванием-переодеванием, только без музыки. Жевание на время сеанса прекратилось, бесплатное видео вдумчиво, внимательно, серьезно просмотрели и продолжили поглощение. Закончив переоблачение мамаша сменила простынь на одеяло. Жизнь вагона вошла в привычное русло: все уткнулись в гаджеты.

Колобок и Мотылек сошли на станции с мечтательным названием «Юрга». Мотылек жевал шоколадный батончик, а Колобок достал очередное сооружение из булок…

Красноярск, ночь с 3-го на 4-е. Очередная ротация разбудила. Знакомым красноярцам, проживающим в городе, послал приветственное смс, беспардонно протренькав по ушам их же телефонами («Мальчики, это же наши дубинки!»). Красноярцам, переселившимся в центральный регион, не менее беспардонно позвонил – там еще поздний вечер.

Очередная пара напротив - «кому за 30-ть»: женщина почти карлица, едва выше 2-й полки, изрядно накрашенная; мужчина ничем не примечателен, кроме постоянно торчащего в ухе наушника. Поведение у обоих кроличье… Отношения неопределенные: не супруги, не курортный роман – скорее служебно-командировочный. Наблюдать интересно за взглядом дамы. Вот они смотрят друг на друга: взгляд обольстительно-обволакивающий, обещающий всё. Вот она смотрит на него, а он занят чем-то своим. Нет игры, ласки; взгляд: «Не прогадала ли я?» А вот она смотрит в окно, вообще о нем не думает, погружена в себя. Во взгляде – прожитая жизнь и неустроенность. Василиса Практичная, имя коим – легион. Сидят на болотах, ждут стрел сынов купеческих, дабы обменять линялые шкурки на беличьи…

…И аисты улетели

В семейные обстоятельства.

Адамы все – для потери,

Как Евы все для предательства.

 

- Аффтор, ау-у-у! Куда грузишь?! Вертай взад!

- Верта-аю…

 

Иркутск. Впорхнула разновозрастная стайка детей со старшими - возвращаются в Читу и ее окрестности с соревнований по ориентированию.

Ориентировшики… Чита вечером… А вдруг?! Надо попробовать «забросить» руководителям вопрос с картой на Чибагалах! Номенклатура есть, найти лист в сети не трудно.

Первый «старший», Булат – парень лет 25-ти, преподаватель физкультуры, по профильному виду спорта боксер, в картах разбирается слабо, в компьютерах тем паче по причине отсутствия оного. Зато второй (вторая), Наталья Логутенко, по батюшке Александровна, оказалась энтузиастом своего дела, поняла, разобралась, сфотографировала номенклатуру, куда-то отослала, «дунула, плюнула», как Теркин и запустила некий механизм с неизвестным итогом.

4 июня 2023 года – День Святой Троицы, Чита, 17:45. Удивительно, но – случилось! Встречающий представительный мужчина протягивает распечатанный листик А4, по которому от Табанды тонюсенькой ниточкой бежит до Индигирки Чибагалах! Этого быть не может, но Чудо произошло! Я поражен и безмерно благодарен Наталье Александровне, послужившей, я бы сказал, рукой Промысла Божия, но, боюсь, это прозвучит для многих высокопарно.

PS Составляя этот материал, вбил в поисковик имя и город, и, к вящему удовольствию, увидел в вк профиль! Она удивилась сообщению и, надеюсь искренне, обрадовалась. Спасибо!

06 июня. Изморозь и туман за окном. Еще с Иркутска в лесных западинах, в тени мостов, нет-нет да проплывет грязноватая плешина снежника/наледи: истаявшая, просаженная, насмерть раненая, но не добитая. Поздняя весна в этом году. Береза чуть курчавится, черемуха – только-только. Как сказал Булат-боксер: «Троица прошла, а лето еще не наступило!» Часть полей и болот так и лежат, жухло-пыльные, мертвые. Рядом такие же, но уже зеленеющие, выделы. В чем разница? 

До Сковородово 2 часа.

Пересадка…

Знакомый двухэтажный вокзал. Зал ожидания на втором этаже к ночи наполняется вахтовиками с проходящих поездов. Ждать-дремать 12 часов.

Есть еще один владивостокский поезд: и время посадки удобней, и ждать меньше, и идет быстрее, но, пока гадал с субсидированными билетами на самолет, закончились свободные удобные плацкартные места. Не страшно – поезд на Якутск один. Телевизор работает, шкафчик с книгами тот же, только выбор победнее, чем в былые визиты. Подобрал какую-то детективную муру и приладился на скамейку…

07 июня, поезд до Нижнего Бестяха.

Ночью-утром -2 ̊, телефон сообщает о похолодании и заморозках.

В Тынде вышло много: местные, вахтовики. Вагон полупустой, что опять разнится с прошлыми поездками. Со мной в первом «купе» пара студентов-практикантов-проводников и мешки белья. За окном серость и дождь, как бы рейс не перенесли по погоде…

 Напротив подсаживается немолодой, лет 70-ти геолог из Томска (Гертье Леонид Яковлевич) – пошли разговоры за жизнь, за геологию, за маршруты… Вышел в Томторе, где его должна была встречать вахтовка.

 

Якутск (08-09.06)

Выспался, умылся, подъел остатки всего, долистал «муру» – ПРИЕХАЛИ!

Прежде проводники ходили по вагону и предлагали билеты на автобус-паром, но тогда путь мой лежал по трассе «Колыма» и паром не требовался. В этот раз нужно было к парому, но проводник билеты не предлагал. Решив, что так и надо, вышел и залез в автобус. Оказалось, билеты либо на ж/д вокзале, либо «с рук» у автобусов продает кто-то из руководства поезда. Пришлось вылезти, купить билет и залезть в другой автобус: первые два быстро заполнились.

Стоимость – 600 рублей (автобус+паром).

Автобус довозит до реки, билеты проверяют на выходе с парома.

Пристань левого берега (со стороны Якутска). Вдруг кто соберется -  к ней надо быть готовым. От парома 2 подъема: прямо – это к стоянке машин, направо – к зданию речпорта: старое, почти ветхое сооружение, в 2023 году – наглухо ЗАКРЫТО. Туалета в округе НЕТ, киосков в округе НЕТ, гостиниц в округе – НЕТ. Стоят несколько раздолбанных такси, их хозяева равнодушно тусуются, стандартно крутя в руках ключи зажигания.

Решил ехать до а/п Якутска в знакомый «Лайнер». От речпорта ходит единственный автобус - №8, типа пазика. Два подряд приехали-выгрузились-уехали без погрузки: куда-почему неизвестно. На третий сел. Пассажиров немного, большинство разъехались своими машинами либо с встречающими. До а/порта ехать так: 5 остановок на №8, потом пересесть (пройти!) на №4. Билеты по 40 рублей.

Заселился уже привычно – 2400 рублей, двухместный хороший номер, телевизор, душ со всеми причиндалами, утренний завтрак «все включено». Дешевле мест нет, можно переночевать/пересидеть в здании аэропорта, но неудобства и еда могут обойтись дороже (начало июня – еще «не сезон», свободных номеров много. На обратном пути, в августе, заселиться можно было только в «люкс». Места можно бронировать заранее по интернету).

Заказал такси «из номера» на 7 утра до а/п Маган (880 рублей), помылся, перекусил, разобрал/переуложил вещи с поездной на самолетную укладку и лег спать.

 

Якутск - Себян-Кюель (09.-10.06, вертолет)

 

Проблемы заброски.

Сразу начну с этого, ибо вопросы уже возникли. Итак…

1.      Пока существует зимник, регулярное авиасообщение с Себян-Кюелем отсутствует. Наверняка летают какие-то ведомственные рейсы или по заказу местной администрации, но они абсолютно не прогнозируемы, как и подсадка на них. Основной зимник – с Якутска, хотя и в сторону Верхоянска/Батагая, говорят, есть проезд.

2.      С закрытием зимника авиасообщение появляется (2-3 рейса в месяц, из аэропорта Маган). Но! Продажи билетов на рейсы нет, тем более предварительной! Механизм такой:

·         регистрируемся в Телеграме на сайте «Полярных авиалиний» и ежедневно мониторим сообщения;

·         дублируя, можно набирать в поисковике что-то типа «авиабилеты Маган – Себян-Кюель» - расписание обычно оперативно вывешивается в Яндексе (без продажи билетов – можно проверить);

·         как только появилась информация об открытии авиасообщения и расписание (можно, для интереса, попробовать пораньше, вдруг запись и есть, но, без конкретной даты, мне кажется, это бессмысленно), немедленно звоним в кассу а/порта Маган, и просим записать себя любимого и иже со мной на такое-то число на рейс до Себян-Кюеля (попросят внятно продиктовать паспортные данные). Следует иметь ввиду, что расписание «устаканивается» не сразу. Сначала появляется, условно, скажем, на апрель. Не факт, что в мае будет то же самое – мониторим, звоним, интересуемся, спрашиваем в Телеграме – отвечают оперативно всё, что знают;

·         продолжаем отслеживать ситуацию и, время от времени, напоминать о себе в кассе аэропорта интересуясь: «А не изменилось ли что?» И так до отлета. По крайней мере, я поступал так;

·         прибываем в аэропорт Маган в день вылета (билеты не продают, но к кассиру лучше подойти и напомнить о себе! Касса открывается в 8-8:30, а/п в 7). Все ждут решения экипажа по погоде и готовности воздушного судна. После того, как «Добро!» получено, начинают продавать билеты. Желательно, конечно, стоять впереди – даже если вы записаны первым, все равно сначала билеты продадут подведенным «своим»! Но, в общем, как мне кажется, при таком алгоритме можно улететь без проблем (с билетами), если вас, конечно, не группа, забивающая весь рейс;

·         Важно! Летают Ан-3 и Ми-8. При планировании, желательно брать билеты на вертолет. В самолете ОЧЕНЬ жесткие ограничения по весу (если не ошибаюсь, 10+5) и далеко не факт, что у вас примут доплату, а не попросят оставить груз. В вертолёте нормы демократичней, хотя-таки вопрос с большим перевесом лучше решить загодя, заброской по зимнику, договорившись, например, с администрацией Себян-Кюеля. Я с первого звонка в кассу предупредил, что со мной будет 30 кг груза, за который готов заплатить хоть по повышенному тарифу (соответствующая запись была сделана). И каждый раз про это напоминал;

·         но и, имея билет и пройдя регистрацию, не факт, что вы долетите день в день (про вылет по расписанию я даже не говорю, и в этом ни экипаж, ни сотрудники аэропорта не виноваты). Погода высокогорья изменчива, как и техническое состояние в/с. Я «добирался» 2 дня. Вряд ли бывает больше, но к паре суток нужно быть готовым – как повезет.

PS (более позднее дополнение) В позднеосенний-зимний период, по сообщениям телеграм-канала Полярных авиалиний, случаются значительно более длительные задержки рейсов из-за погодных условий !!!

 

09.06 

Завтрак «все включено» - это такая милота! С моим беспардонным питанием, просто «именины сердца»!

Такси Якутска застряли в 90-х.  Вообще, последние годы я судил о городе по аэропорту, гостинице «Лайнер», качеству предварительного заказа места и дальнейшей доставки микроавтобусами по колымской трассе, по рассказам жителей Якутии, многие из которых, независимо от их нынешнего места проживания, запаслись «пенсионным» полигоном в виде жилплощади в столице республики, и по приятной стоимости субсидированного билета, если есть возможность его приобрести. Сложилось благостное впечатление процветания и умеренных цен, которое развеялось видом разваленного речпорта, вояжем от него до гостиницы и знакомством со службой городского такси.

Одеваюсь, спускаюсь, прощаюсь с портье, выхожу на улицу. Заказанной на 7 утра машины нет и в помине, как и звонков от нее. Нет ее ни через 5, ни через 10 минут. Телефон молчит, начинаю волноваться, набираю номер диспетчера.

- С какого номера звонили?

- С гостиничного!

- Не можем найти заказ по этому номеру…

Возвращаюсь, уточняю номер у администратора гостиницы, диктую… Возятся, шебуршат, с трудом находят:

- Не можем связаться с водителем…

Наконец дозваниваются.

- Уже выехал, скоро подъедет.

Выхожу, жду. Приходит сообщение с номером машины и констатацией факта ее прибытия ко мне…

7:15 – машины нет…

7:20 – машины нет…

Наконец подрулило что-то вконец раздолбанное, но довезло и сдачу дали исправно…

Итак, аэропорт Маган. Маленький аэродром маленькой авиации в маленьком поселке под Якутском, запасной вариант для части рейсов в непогоду.

Начну со странной фразы: аэропорт Маган – лучший аэропорт, в котором я был! А был я, как можно понять из профессии, в очень многих аэропортах.

- Как так!? – воскликнут знатоки. Старенькое, чуть подновленное одноэтажное здание, касса, крохотный буфет без буфетчика, несколько скамеек стандартной формы, неудобной для лежания, табло на 1,5 имеющихся рейса… Товарищ просто шутит!

Отнюдь! Попробую объяснить.

Все, вероятно, посещали кафе, рестораны всякие.  И, наверное, бывает вкусно, хотя по мне – хавчик и хавчик, только дорогой. А вспоминается лишь одна придорожная забегаловка на полузаброшенной дороге в Воронежской области, куда в начале века попал я с семьей жарким летом, заблудившись в проселках при попытке срезать путь. И не забегаловка даже, скорее, магазинчик, в котором хозяйка приторговывала своими копеечными «домашними обедами». Получили мы по огромной тарелке духмяного борща из детства, с немыслимым количеством мяса и сметаны, не менее вкусную и великую порцию второго, и салаты с грядки, и компот холодный, вишнево-сливово-грушево-абрикосовый с хвостиком, из погреба - от пуза, и все это с подачей: «Вы только кушайте, гости дорогие! Только кушайте!..» И если спросить меня: «Какие лучшие заведения общепита припомнишь!?», то, кроме этого, и нет ничего – остальное близко не лежало. «Только кушайте!..».

Кто понял – понял, кто не понял – тоже хорошо. Идем дальше!

В здании аэропорта еще никого, только за служебной дверью слышны голоса.

Заходит бабушка с корзинками, располагается на скамеечке прямо напротив входа, внимательно смотрит на меня чему-то чуть улыбаясь.

- «Улетаете?»

- «Пытаюсь…» В ответ невозможно не улыбнуться.

- «Если хотите, у меня пирожки есть свежие (с тем-то, тем-то и тем-то), и чай. Недорого…»

Бабушка, оказывается, к рейсам напекла домашних пирожков. И действительно недорого. Но я после «все включено» сыт (маленькая буфетная стойка в здании так и осталась сиротствующей, без продавца. Ценник товаров на ней приближен к магазинному, в отличие от цен основного аэропорта Якутска).

В 8:30 милая девушка-кассир оформляет билет (стоимость что-то 10к с копейками). Заодно покупаю Мома-Якутск на 01 сентября (в кассах «Полярных авиалиний» они, дешевле – нет кассовой наценки), интересуюсь Батагай-Улахан-Кюель («Информации нет, спросите на месте – это их рейсы»), субсидированными билетами Якутск-Москва на 2-3 сентября («кнопка есть, а билетов нет!», девушка начинает звонить-выяснять почему так, потом советует: «Не берите сейчас – дорого! Батагай будете проходить – там спросите, может к тому времени появятся!»).

С билетами разобрались, и она спрашивает: «Путешествуете?» Отличный вопрос! И отлично заданный! То есть не грубое: «Турист?!», что терпеть не могу, и даже не утверждающе-сходное: «Путешественник?!», а вопросительно-заинтересованное, психологически выверенное: «Путешествуете?» Молодец! Я улыбаюсь и киваю.

Регистрируюсь на рейс, оформляю багаж, спрашиваю про перевес (еще в пустом здании завесил рюкзак, ручную кладь, кое-что переложил и даже вытащил верх флиски – пойдет как верхняя одежда, тем более что в горах не жарко. Но все равно перегруз есть, несмотря на вертолетные «послабления»). Женщина-регистратор беспечно машет рукой – я допущен без перевеса!

Администратор или старшая смены (не разбираюсь в должностях) Решетникова Мария Юрьевна, милая дама, как все в Магане, косяками проводит людей по каким-то своим спискам:

«Все бегом! 

Рейс на Оймякон «на носу»! 

На Себян отложили до 12-ти по погоде!»

Тут же следует сценка, окончательно добившая-расположившая меня:

Прибегает опоздавшая из списка.

- Как фамилия?!!! (грозно)

- Тра-та-та, такая-та…

- Расстрелять!!! (громовой голос в сторону кассы, указующий перст на «провинившуюся»)

Штатно прошел досмотр, вертолет запустил винт, погонял его минут 5-10 и…заглушил. Вышел второй пилот, что-то стал высматривать под кабиной. Молодой парень напротив, сидевший не пристегнутый, стал судорожно застегивать пояс… Оказалось, добавился один пассажир, его оформляли в аэропорту. Подвезли, ссадили, полетели.

Сангар. Промежуточная посадка, заправка. Принимается почта, груз.

Пока заправлялись, погода в Себян-Кюеле испортилась. Обещают задержку часа на два и уводят в аэропорт. Здание новое и абсолютно пустое.

Через пару часов появляется версия о поломке вертолета. Из Якутска прилетает игрушечный самолетик то ли с техником, то ли с другим экипажем. Глава поселения привозит пассажирам купленные в магазине еду, воду, титан, посуду - все оживают. Ближе к вечеру вынесен вердикт: «Возвращаемся!»

В Маган прилетели к восьми. Те же родные лица встречают нас в аэропорту – им тоже не до отдыха. Багаж остается в вертолете, ручная кладь – по желанию. Я, конечно, беру с собой.

Вылет обещают завтра в 13:00. Тех, кому некуда деваться селят в том же «Лайнере», в те же 2-хместные номера, только бесплатно. Завтрак-обед-ужин компенсирован, но, кроме завтрака, который и так «все включено», остальное мимо, ибо ужин до восьми, а обед с 12-ти – пролетаем и там, и там.

Я оказываюсь в одном номере с опоздавшим. Знакомимся: Айсен, преподаватель математики в селе Оленек. Родом из Себян-Кюеля, но не был там 7 лет. Летит в отпуск к родителям.

10 июня

В 12-м часу к гостинице подали автобус.

Потихоньку в здание аэропорта подтягиваются разъехавшиеся по домам.

Опять информация о непогоде. Вылет – на усмотрение экипажа.

Наконец около 15:00 приглашают в вертолет. Летим напрямую, без посадки в Сангаре.

Верхоянский хребет. Снимаю горы гоупрошкой, достаю соньку, снова снимаю и, в этот момент, холодом: «Что-то при доставании «соньки» было не так!», уже понимая, - «ЧТО!» В ручной клади, сверху, закрывая доступ ко всему, лежал файл с бумажными картами на весь маршрут и отдешифрированными снимками на участок пешки Батагай – Нячыкы и чуть дальше, пока была видна тропа. Доставать камеру НИЧЕГО НЕ МЕШАЛО!.. Карты в который раз просматривались в гостинице на кровати. Перед уходом там ничего не оставалось. Очевидно файл проскользнул на пол, в щель между кроватью и стенкой…

Это был сильный удар! Фактически, дальнейший маршрут был сорван, не начавшись – карта оставалась только в навигаторе. Он, конечно, меня ни разу не подводил, но на общем просмотре, планировании, расчете дневных переходов, мест стоянок и переправ был поставлен крест! И Чибагалах!!! Все усилия Натальи Александровны пропали! Что-то в этом было фатумное, предопределенно-неизбежное: «Fac officium, Deus providebit» - «Выполняй долг, и Бог снабдит».

… Только при подлете Айсен понял, что я просто лечу в Себян-Кюель, то есть меня никто не встречает, время к пяти вечера, и пригласил к себе.

В раздуваемой винтом вертолета пыли стоят машины и люди. Они, как и мы, двое суток были в ожидании – кто-то встретить, кто-то улететь.

…Сели!

Да! В очередной и последний раз подошла ко мне Прасковья Николаевна Кривошапкина с напоминанием: «Передать БОЛЬШОЙ ЭВЕНКИЙСКИЙ ПРИВЕТ Марине Галкиной!»

Дорогие жители Себян-Кюеля! Кто увидит Прасковью Николаевну, скажите ей, что поручение выполнено! «Марина Галкина: «Привет получила, спасибо!»

К сожалению, не обошлось без ложки дегтя. У посадочной площадки подвалила пьяная откормленная славянская рожа, которой не понравилось то, что я все снимаю на видео. «Рожа» оказалась соседом Айсена, примаком, некогда осевшим в эвенкийском селе. Приплетя СВО, в лучших традициях украинских нациков, она стала выяснять: «Чей Крым?!»… Айсена аж передернуло от стыда, он тут же позвонил местному участковому выясняя: «Что происходит?!» Волна пошла по поселку вплоть до приглашения меня в управу.

Беда в том, что теперь, после слов «Себян-Кюель», в памяти возникают не только Айсен и его приятель с машиной, не только Прасковья Николаевна, передающая привет, не только рыбаки и охотники у кромки озера, радушные и фотографирующиеся вместе, не только семейство Захаровых, встретившееся позднее на угодье «Кирпичное», а и пьяный славянский фашистик, не имеющий никакого отношения к эвенкийскому поселку…

Шестой час вечера, впереди дорога. Перекусываем у родителей Айсена (гольцы из озера в ведре и на сковородке грамм по 200-300), он проводит меня до магазина (хорошо, что еще открыт), закупаюсь продуктами (соль, растительное масло отсыпаю/отливаю по минимуму), перепаковываю продукты и ручную кладь в рюкзак, грузимся в машину – в путь, к озеру! (путь не такой близкий, как казалось с вертолета, хотя – все рядом). В кунге автомобиля оказались рыбаки: 3 женщины и двое мужчин, а со льда на берег вышли два охотника, удачно сходившие на уток. Постояли, душевно поговорили, сфотографировались – в путь! Полярный день в помощь!

Айсену и всем помогшим – СПАСИБО!

 

 

Точки трека (т/т):

837 - п. Себян-Кюель, старт;

838 - выход на берег;

839 - стапель;

840 - лагерь с 10 на 11-е июня;

841 - старт со льда.


Седловина Верхоянского хребета (п. Себян-Кюель) – р.Силян (пешка 24 км).

 

Предваряя дальнейшее повествование, скажу, что Себян-Кюель – Верхоянск – отличный не сложный и нехоженый водный маршрут по безлюдным местам, в период вторая половина июля-август, для небольшой или семейной группы, с рыбалкой, ягодами-грибами, красивыми местами, удобными стоянками, из категории: «колесами в воду и из воды». Рекомендую, при решении вышеописанных логистических проблем (вопросы возвращения и аварийного схода с участка будут рассмотрены в следующих частях).

 

10 июня (продолжение)

Приседловинные озера (Улахан-Силян-Кюель и Куччугуй-Силян-Кюель) освобождаются от льда во второй половине июля, поэтому начинать пришлось с пешки с элементами сплава, ибо – забереги).

Пара слов об озере Улахан-Силян-Кюель (по водному реестру - Силян-Кюель, но, с некоторых пор, доступ к относительно полной базе в/р платный – оно мне надо?). Существуют две «загадки» или, если хотите, «легенды».

1.      Исчезновение Н-209. Самолёт под командованием Сигизмунда Леваневского пропал 13-14 августа 1937 при попытке перелёта через Северный полюс в Америку (довольно подробно про это почитать можно здесь: https://ourpasttime.blogspot.com/2017/10/blog-post.html Автор, Василий Сапожников, никакого отношения ко мне не имеет, просто приведенный список переработанной им литературы внушителен, чего нельзя сказать о других поверхностных «исследователях»). Версия про падение Н-209 в озеро очевидно притянута за уши ажиотажем и принятыми радиограммами от других воздушных судов. Район известен крушениями, официально зарегистрировано минимум 6 разбившихся самолетов ( https://yakutsk.bezformata.com/listnews/krasivoe-ozero-sebyan-kyuel/115109687/?ysclid=lmft2ejj3w810357739). По пути хайпа, энтузиазма и отмыва денег было организовано несколько «экспедиций» то с водолазами, то с каким-то вездеходиком, то с гидролокатором. Ничего не нашли, но шума много: дети в школе пишут рефераты о самолете на дне озера и пропавшей табличке. В 2022 году принято решение о возобновлении поиска пропавшего самолета: https://dzen.ru/a/Ylx6AkH_GlbL_Kbu?utm_referer=ya.ru Как видим, упоминания о районе Себян-Кюеля там нет и в помине. Список участников невольно ведет мысли к очередному распилу бабок, но тайна «Двух капитанов» - дело благородное, так что промолчу.

2.      Второй пункт неожиданно связан с первым – «исследователи» намерили глубину озера кто «свыше 100 метров», а кто и «до 150 метров». Местные жители уверены, что Себян-Кюель – самое глубокое озеро в Якутии. Это как раз чистая физика и легко проверяется что эхо-, что просто лотом. По результатам запроса озеро в списке самых глубоких не фигурирует, а наиболее глубоким и изучаемым является озеро Большое Токо – 72 метра. Версия может вполне оказаться правдивой, и тогда поселок ждет новый наплыв исследователей и туристов.

Про арктического гольца я уже писал. Говорят, попадается крупнее – не видел…

Ах, да – территория именно этого озера является ООПТ, хотя размеры не совпадают. Ширину не мерил, а длина по навигатору чуть больше 12 км, так что где те границы 8,4 км – тайна неведомая. По приведенной по ссылке карте - входит всё..

Тем временем хрумтит лед под ногами, остаются за спиной первые километры пути. Топ да топ…Вот и заберег перед межозерной протокой.

Правильнее было сразу пак спустить, но я переправился на льдинке, к кресту могильному вышел, попробовал дальше берегом идти: болотом топко, верхом – того гляди ЭВА-сапоги располосуешь… Знать бы тропку, но где она, тропка? А искать ее в десятом часу ночи нет желания – накачал пакрафт.

Течение в протоке неплохое, доплыл до второго озера с утками непугаными наперегонки. Места хорошие под стоянку, обустроенные охотниками. Засидки по берегам, чучела с грузами сложены рядом. Чучела… Пол полена с прибитыми двумя светлыми полосочками бересты – вот и все чучело!

Пристроился на старой стоянке с кострищем, лег во втором часу…

11 июля.

Собирался долго, вышел поздно.

Цель – пройти лед и «сесть» на воду. Заберег с этой стороны большой, да и течение подмывает, выползал на лед с опаской. Рюкзак одел, пак сворачивать не стал – повел «в поводу», благо ветер попутный. Так и дошли до реки.

На левом взгорке надпись «Романтика», думаю детей сюда летом вывозят, в поход или лагерь.

В водное переоделся, шаг в лодку сделал и… подломился подмытый лед, ухнули в обнимку с паком метрах в 20-ти от берега.

Вспомнились карты оставленные, неприятности с вертолетом, фашистик привязчивый, теперь вот киль на первой секунде и неожиданно подумалось: «А и хорошо, что все неприятности к началу – на конец меньше останется!»

Ну, так, да не так, но может так и вышло… С тем и поплыли к берегу на пару с груженым перевернутым пакрафтом.

 

Далее Часть 2. Река Силян

Видео к Части 1:https://youtu.be/ssDjQ051NNI

 

Комментарии

  1. Спасибо! Отличный рассказ.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, читать стало интересней, меньше художественного отступления. Жду с нетерпением следующую часть

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный22 ноября, 2023 11:46

      По мне - с художественными отступлениями лучше.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения