Два хребта, восемь рек, три дороги… или «Крутится, вертится шар голубой» 2023 год

Два хребта, восемь рек, три дороги…

или

«Крутится, вертится шар голубой»

 2023 год

клип-превью будущих видео

Нитка маршрута: седловина Верхоянского хребета (п. Себян-Кюель) пешка - р.Силян (сплав 2 кс) - р.Дулгалах (сплав 1-2 к/с, н/к) - р. Яна (сплав н/к) - п.Столбы – Батагай – Бетенкёс – Улахан-Кюель – лагерь геологов на р. Солония - р. Солония (сплав – элементы 1-2 к/с) - р.р. Туостах, Хара-Салаа, Инер, перевал и седловина хребта Черского (оз.Табанда) (пешка) - р. Чибагалах (сплав 5 кс) – р. Индигирка (сплав. На данном отрезке н/к) – пос. Хонуу
 

Нитка маршрута на карте: https://nakarte.me/#m=6/65.55846/139.36157&l=O/N&nktl=ggGgZzJ1xdfBbsPBzjWoCw

 

«Крутится, вертится шар голубой,

Крутится, вертится над головой,

Крутится, вертится, хочет упасть,

Кавалер барышню хочет украсть».

 

Снова в стремя. Всхрапнет кобылица:

Круп натруженный, грива вразлет…

Как бы жизнь, как бы смех, как бы лица.

Шар оторванный в небе кружится,

По спирали летя в горизонт.

Ни руки, ни плеча, ни подмоги.

Ждет валун у развилья пути.

Два хребта, восемь рек, три дороги

Впереди, впереди, впереди!

 

Кружит Землю – небесный фонарик –

Подо мной, подо мной, подо мной.

Кружит шарик – Надежды чинарик –

Над землей, над землей, над землей.

Расставанья, сомненья, тревоги,

Одиночество, встречи в пути…

Два хребта, восемь рек, три дороги

Впереди, впереди, впереди!

 

Я прошу: «Не бросай меня, шарик!

Потому что, в системе планет,

По лесам нечисть всякая шпарит!

По полям нечисть всякая жалит!

Над землей нечисть всякая жарит!

Под водой нечисть всякая шарит!

А помощника, собственно, нет!

Ни руки, ни плеча, ни подмоги,

Только шарик парит надо мной!

Остаются хребты и дороги,

Перевалы, усталость, тревоги,

За спиной, за спиной, за спиной!

 

Не дрожу, не волыню, не прячусь

От трудов, от забот и невзгод.

По горам-перевалам корячусь!

По лесам-буеракам корячусь!

По болотам и марям корячусь!

По волнам и порогам корячусь!

А чинарик по небу плывет!

Расставанья, сомненья, тревоги,

Только шарик парит надо мной!

Остаются хребты и дороги,

Перевалы, усталость, пороги,

За спиной, за спиной, за спиной!

 

Снова в стремя. Всхрапнет кобылица:

Круп натруженный, грива вразлет…

Как бы жизнь, как бы смех, как бы лица.

Шар оторванный в небе кружится,

По спирали на землю плывет.

Расставанья, сомненья, тревоги,

Одиночество, встречи в пути…

Два хребта, восемь рек, три дороги

И валун позади, позади!

 

«Крутится, вертится шар голубой,

Крутится, вертится над головой,

Крутится, вертится, хочет упасть,

Кавалер барышню хочет украсть».

 

И заслышав знакомый мотивчик,

Что шарманкою с детства звучал,

Колобок – оперившийся блинчик –

Возвратился к началу начал…

Ни руки, ни плеча, ни подмоги,

Только: «Боже, прости и впусти»!

А хребты и вода, и дороги,

Перевалы, усталость, пороги,

Одиночество, встречи, тревоги,

И валун – впереди, впереди!

Ни руки, ни плеча, ни подмоги,

Только: «Боже, прости и впусти»!

А хребты и вода, и дороги,

Перевалы, усталость, пороги,

Одиночество, встречи, тревоги,

И вся жизнь – впереди, впереди!

 

 - седловина Верхоянского хребета (п. Себян-Кюель) - пешка (24 км). Приседловинные озера (Улахан-Силян-Кюель – самое глубокое озеро Якутии, глубина свыше 100м, Куччугуй-Силян-Кюель) освобождаются от льда во второй половине июля, поэтому начинать пришлось с пешки с элементами сплава, ибо – забереги)
р.Силян - сплав (57 км). Данных о прохождении нет. По ощущениям - 2 кс. Пройдена полностью.
р.Дулгалах - сплав (461 км). Данных о прохождении горных верховий нет. По ощущениям – 1 кс., элементы 2 кс. Выше (небольшой не пройденный отрезок к седловине хребта) возможны более сложные препятствия, вряд ли превышающие 2 кс. В равнинной части – н/к.
р. Яна - сплав (89 км). Н/к.
п.Столбы – Батагай – Бетенкёс – Улахан-Кюель – лагерь геологов на р. Солония - «попутный» транспорт (а/м, моторка, вездеход – 277 км). А/машина Батагай-Бетенкёс запланирована изначально. Далее предполагалась пешка, но – повезло, ибо месить с рюкзаком по зимникам нескончаемые пойменные болота, если мягко сказать - малоприятное занятие. Но мы бы справились… Моторка ч/з Адычу не принципиальна, она перевозила груз к подвернувшемуся вездеходу Бетенкёс – Улахан-Кюель (Табалах). Вездеход от Улахан-Кюеля к лагерю геологов был совсем случаен, но пришлось долго просидеть в Табалахе на низком старте, из-за поломок. Впрочем, все будет в текстах к конкретным роликам.
- р. Солония – сплав (7 км). Геологи перебазировались от основного лагеря на 19 км вверх по реке, поэтому была надежда незапланированного практически полного просмотра и сплава по р. Солония. Но вездеходы дошли только до базы, так что как вышло – так вышло.
- р.р. Туостах, Хара-Салаа, Инер, перевал и седловина хребта Черского (оз.Табанда) – пешка (161 км). Пешка оказалась тяжелой…
- р. Чибагалах, 5 кс. – сплав (192 км). Собственно – центральная цель маршрута. Пройдена в 1987 году первый и, до настоящего времени, единственный раз группой питерцев в составе 7-и человек на байдарках (однушка и три двойки, все - каркасники; 3 мастера спорта, один кмс и 3 перворазрядника). Тогда же маршрут занял первое место на чемпионате СССР.
Мой маршрут от Нячыкы 100% повторяет их путь.
В 2020 году Чибагалах был мной просмотрен при подъеме вдоль него (Усть-Нера – Индигирка (сплав, включая «Индигирскую Трубу») – хребет Черского (р.Чибагалах до оз. Табанда (пешка) – р. Инер (сплав, первопроход), р. Хара-Салаа (сплав), р. Туостах (сплав) – р. Адыча (пос. Бетенкёс). Я писал, что не увидел там пятерки – максимум 4-ка... Но в отчете, утвержденном комиссией, черным по белому: водная часть – 5 кс, пешая – 2 кс. Текст и фото в нем - убедительны.
2 участка просмотрены мною не были – ущельевидная извилина в центральной части реки была обойдена по горам, по правому берегу, и я ее опасался при сплаве. Многокилометровый кусок в верхнем течении, подпираемый снизу просмотренными несложными шиверами и выходящий в верховьях мелководными каменистыми шиверками, также был обойден верхом уже по левому берегу – там шли к перевальной части хребта куски вьючной тропы и просто было удобнее идти. Самонадеянно предположив такие же шиверы и на промежуточной части, я как-то легкомысленно отнесся к этому отрезку… Напрасно, сударь! На нем оказался каньоноподобный практически непрерывный зубодробительный участок камней, порогов, бочек, сшибок, обливняков, субводопадов и прочих радостей с крутым перепадом высот – хоть отхлебывай (собственно, этим я и занимался), часто без возможности просмотра, крайне затрудненным обносом (кстати, мест организации страховки тоже не много), возможностью прохождения только по основной струе (поди еще ее еще мгновенно найди), ныряя, сваливаясь, прыгая, считая, естественно, собой и паком все препятствия, ибо – иного пути нет. И всего этого – 10 с гаком километров, не считая «прихожей» и «выхода» (питерцы выделили, если не ошибаюсь, 21 км. Но анализ, попытка сбивки участков и прочее – это все потом).
Как говорил Билл из «Вождя краснокожих»: «Я проскакал все 90 миль до заставы, ни дюймом меньше». Только в двух местах пришлось выброситься на камни в потоке (благо пак позволяет, вывесившись на бортах, «запрыгнуть» на обливняк – упирание в камень на струе фатально) и вытащить/протащить его сквозь «зубы» валунов до струи, чтобы ухнуть дальше…
Все потом…потом… В тексте…
«Как же каркасники тут шли!?» - этот вопрос возникал постоянно. Вернулся, глянул отчет. Проводка и обнос. Причем обносы в полукилометре от реки – это еще надо туда закорячить по склонам и буеракам вещи и байды! Ребята, я просто снимаю шляпу! Абсолютно серьезно! Учитывая стартовый вес на мужиков 51 кг.
Что-то я расписался… Эмоции не утихли.
Не просмотренный ущельевидный участок, кстати, внес свои 5 копеек. Так что я посыпаю голову пеплом и забираю свои слова про тройку-четверку и еще раз снимаю шляпу. Конечно, не это главное, но - все-таки. И, да, распределение сложных участков по Чибагалаху оказалось крайне «рваным».


Шестой!
Предстоял шестой, сложнейший сезон, я серьезно подумывал взять новое судно. В испытанном, проверенном, старом, любимом, но нещадно эксплуатируемом, видны были уже элементы усталости: шкура не держала новые заплаты – свежие пятаки срывало под нагрузкой. Хвостовой «носик» где-то глубоко протерся и чуть подтравливал, как ни заклеивай. Того гляди, швы начнут травить или, чего доброго, само ТПУ. Но чудился мне некий элемент суеверного предательства - в маршрут пошел со старым.
Иволга выдержала все. И еще одну (вторую) дырку сверху, полученную опять по дурости. И сорванный передний, старый еще, мертво сидящий ведущий пятак: не пятак сорвало – стропу в нем порвало (сколько же я над ним измывался!). И дно, сначала пробитое при проводках на переправах под задней гермой (опять же, из-за лени и усталости – мало того, что не разгрузил тяжелые вещи из рюка в переднюю герму, так еще и, выскочив из пака, рюкзак на сидушку не сдвинул), а потом измочаленное насквозь каньоном в месте упора ног. Ну и, новые пятаки сорвало, опять же, в каньоне – вода во внутрь хлестала, никакого фартука не хватит! Сливаться приходилось при малейшей возможности, а возможностей и было-то штук 5-6. За линь опрокидываешь, а он-то через пятаки идет. А пак груженый и полный воды…
Все выдержала Иволга!
И я выдержал. Уходили пышущие 95 кг, вернулось 75 кг костей, мышц и сухожилий. Но мы все выдержали!
Знаете, я горд! За обоих!
- Ах, да! Индигирка же еще, от устья Чибагалаха до Хонуу! – сплав (105 км) Умудрился проскочить за один день. Хотя встречный ветер… Для пака – быстро.

Кадры в клипе идут в хронологическом порядке. Что касается Чибагалаха, то видеоматериалов по нему много, а клип маленький. Посему я сознательно не стал вставлять в него прохождение каскадов, порогов и т.д., каждое из которых занимает значительное время, а ограничился крошечными эпизодами и видовыми кадрами, коих в реальности много больше! Просматривая отснятое, ловлю себя на том, что тело, мышцы, мысли, непроизвольно напрягаются, гребя, маневрируя, анализируя, вновь переживая сплав по тому или иному препятствию. Все будет в конкретных видео и текстах. Только, конечно, совсем не быстро…

Старался снимать много, но все ограничено емкостью аккумуляторов в кармане и возможностью их замены. Что-то интересное не зафиксировалось, но большинство  препятствий отснято, а незафиксированное хоть как-то проговорено на видео. 

Да, на будущее! В сложных местах, каскадах  всяких и прочая, камера летает, живет сама по себе и снимает как и что ей взбредет в оптико-электронные мозги! Кроме того, прохождение подразумевает частую смену положения тела и  вывешивание, а это в корне меняет ракурс. Так что: "Не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет!" Удивительно, что при этом многое отснято более-менее нормально или интуитивно понятно.
Маршрут пройден полностью, сплавы без килей, если не считать курьёза на первой секунде – стапель и отправление были со льда, тот при посадке проломился, и мы оказались в воде метрах в 20-ти от берега. На Чибагалахе единожды киль, казалось, был неминуч – из-за неправильного захода в прижим, пак с седоком с обливняка лагом кинуло в мощный вал с одновременной обратной подсечкой отбойной струей и, естественно, тут же поставило на борт. Непонятно как, но на автомате удалось вывернуться. Несколько кадров этого эпизода есть в клипе-превью (6:53). Очень бы
хотелось увидеть прохождение многих препятствий со стороны, но – увы.
Про себя не знаю – зарекаюсь каждый год. А старая Иволга, конечно, своё сложное отходила. Но буду Сергея просить подлатать ее сколько возможно, хоть для тренировок, пвд-шек, чего-то не сложного.
Она, как Мухтар, постарается…

Видео к тексту: 

рутуб: https://rutube.ru/video/8bbbcd8a7be62adfd642a93dd264aeba/

 


 

Комментарии

Популярные сообщения