Индигирка от Момы до Моря 2022   Часть 2   Зашиверск

Индигирка от Момы до Моря 2022

 

Часть 2

 

Зашиверск

2022

Памяти Олега Панина посвящается

Мы были незнакомы. Шел он по Колыме неделях в двух за мной.

 Я перед Черским свернул на Анюй, а он прошел прямо, собираясь на Певек.

В районе Черского случилось что-то странное:

его нашли живым в одном месте, снаряжение – в другом.

Вывезли домой. 26 ноября 2019 года его не стало.

 Покойся с миром, Джим одержимый.

Маршрут не завершен.

А посвящение пусть останется:

там до конца не пройден, здесь до конца не пройден – бывает…

 

Зашиверск.

За-шиверск.

За-ши-верск.

З-а-ш-и-в-е-р-с-к.

Не название, а песня.

Не песня, а былина.

Произнес – выдохнул.

Выдохнул – взлетел…

 

Материала в интернете много, а почитать – перепевы вики с заманухами про шамана, зараженный оспой сундук купеческий да выжившую девочку, дожившую до 105 лет - душераздирающие истории для падких на них! В общем: «Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе качается, девочка-внучка с горя удавилась» (кто вдруг не знает – это грандиозно-монументальное полотно из первоисточника о «Курочке Рябе» замечательного А.Н.Афанасьева. Собственно, всем, кто не читал, от души рекомендую ознакомиться с основами милых детских «Репок», родословной всяких лесных сказочных зверушек и прочих петушков, нАпрочь задалбливающих мужиков в темечко…)  

А про якутский «град Китеж» и людей к нему причастных можно, конечно, отыскать действительные исторические документы, намного более пронзительные и захватывающие чем побасенки о народных богатырях и жадных священниках, но радость их находок я оставляю тем, кто вдруг заинтересуется и захочет с ними ознакомиться. Здесь же просто приведу сведения из Википедии – мне кажется, для «затравки» или общего представления этого достаточно.

Итак…

 

Посник Иванов.

 

«По́сник Ивано́в — русский землепроходец XVII века, енисейский казак, основатель Вилюйска, Верхоянска и Зашиверска, открыватель Индигирки и народа юкагиров.

В 1634 основал Вилюйск, находясь в экспедиции по поручению Ивана Галкина.

В 1637 году c 30 конными казаками перевалил за «Камень» (Верхоянский хребет), открыл верхнюю Яну (саму реку открыл Илья Перфильев в 1634). Местные якуты не оказали казакам никакого сопротивления и дали ясак соболями. На Яне русские собрали некоторые сведения о восточных «землицах» и «людишках», а именно: об «Юкагирской землице, людной на Индирь-реке». Летом 1637 года Посник продолжил конный поход. Продвигаясь на восток по реке Туостах (правый приток Адычи, бассейн Яны)(см. мой маршрут Индигирка – хребет Черского – Яна 2020 года! – прим. моё), казаки захватили четырёх юкагиров, и те не позже ноября того же года довели их до «Индигирской реки рыбной» (за год до Ивана Реброва). Весь путь от Яны до Индигирки через «Камень» (хребет Черского) отнял также четыре недели.

Юкагиры пытались дать отпор русским. Они никогда раньше не видели лошадей и при нападении стремились перебить их, так как, по словам казаков, полагали, что они гораздо опаснее людей. Русские победили и, взяв у юкагиров двух заложников, поставили первое зимовье на Индигирке, спешно построили лодки и двинулись вверх по реке, собирая ясак. Вернувшись в зимовье и оставив 16 человек, Иванов двинулся в обратный путь. В Якутске он рассказал о новой, богатой соболями Юкагирской земле, об «Индигирь-реке, в которую многие реки впали, а по всем тем рекам живут многие пешие и оленные люди», а также принёс первые сведения о Колыме и другой Погыче, расположенной к востоку.

25 апреля 1638 года Иванов предпринял поход из Якутска на Индигирку в «юкагирскую землицу» для сбора ясака. В 1639 году достиг Индигирки и заложил Зашиверск. В составе отряда Иванова были Фёдор Чукичёв, Афанасий Степанов, Терентий Алексеев, Иван Ерастов, составившие описание этого похода.

Пожалован в 1630-е годы царём Михаилом Фёдоровичем поместьем на Вологодчине и фамилией Ленин!»

 

Удивительные перемёты плетет рыболов-Создатель…

 

Но продолжим из Вики:

 

Зашиверск.

 

«Зашиверск (якут. Зашиверскай) — исчезнувший город в России. Находился за Полярным кругом, в среднем течении реки Индигирки, ныне Момский район Якутии.

Основан в 1639 году как зимовье за порогами-ши’верами (отсюда название города). В XVII-начале XIX веков являлся местом сбора ясака, крупным торговым и административным центром в бассейне Индигирки, с населением до 500 человек. Перекрёсток водных и сухопутных путей (из Якутска на Колыму). С истреблением пушного зверя пришёл в упадок, после эпидемий оспы к 1880-м годам прекратил существование. Единичные обитатели на месте бывшего поселения оставались ещё в 1920-е годы.

В литературе называется заполярный Китеж; сибирский «град Китеж»; якутские, заполярные Помпеи. Уцелели Спасская церковь и колокольня, которые были вывезены в музей Новосибирска во время археологической экспедиции 1969-1971 годов.

 

Расположение

Зашиверск располагался в лесотундровой зоне, в окружении гор кряжа Андрей-Тас и Момского хребта, на полуострове реки Индигирки, в среднем её течении. Индигирка, называвшаяся в то время Собачьей рекой, здесь судоходна, имеет быстрое течение и водовороты. Значительно выше по течению Индигирки — шиверы на порогах Бусика ("Индигирская труба" - см. мой маршрут Индигирка – хребет Черского – Яна 2020 года – прим. моё). В прошлом река неоднократно затапливала город. Полуостров ныне около 5 км в длину и до 1,5 км в ширину, являлся естественной защитой от врагов. На противоположном берегу расположены отвесные скалы высотой до 400 метров с причудливым узором, с обратной стороны покрыты хвойным лесом. Местность болотистая, с низкими кустарниками. Летом здесь наблюдаются белые ночи; на лугах растут травы и яркие полевые цветы. Путешественников того времени природа этого места как изумляла, так и разочаровывала (своей гористостью, неплодородностью земли). К северу от Зашиверска начинается тундра с бесчисленными озёрами и болотами. Ближайшие населённые пункты в настоящее время: сёла Кулун-Елбют выше по течению Индигирки (расстояние по прямой — около 70 км) (т.783 части 1 настоящего маршрута – прим. моё) и Куберганя ниже по течению (около 85 км) (см. следующую часть – прим. моё).

Территория бывшего города включена в созданный в 1999 году ресурсный резерват (особо охраняемую природную территорию) муниципального значения «Зашиверск» - частично охраняемую ключевую орнитологическую территорию российской Арктики.

 

История

 

Зимовье

История Зашиверска берёт начало с 1639 года, когда отряд енисейского казака Посника Иванова после столкновений с юкагирами вышел на берег Индигирки ниже порогов (шивер) и 11 октября того же года соорудил зимовье, позднее получившее название Зашиверск. Намного ниже Зашиверска в то же время Иваном Ребровым было основано Подшиверское и пара других зимовий. Иванов докладывал:

«Юкагирская землица людна, а Индигирская река рыбна; в Юкагирской землице соболей много; и в Индигирь-реку многие реки впали, а по всем по тем рекам живут многие пешие и оленные люди; да у юкагирских же людей серебро есть».

Через берега речки Колядин, впадающей в Индигирку напротив города, проходила сухопутная дорога из Якутска на Колыму, в местном фольклоре называвшаяся «царской», то есть государственной. Связь с Якутском по суше в XVIII веке, по преданию, осуществлялась через бассейн Яны, один из путей проходил через Верхоянск и Жиганск. Дорога до Якутска (на лошадях) занимала 3-4 месяца, при этом в путь отправлялись в основном летом. Ближайшее поселение находилось на расстоянии более 300 км.

Зашиверск выполнял роль стоянки и снабженческой базы для путешествующих казаков, служилых и «охочих людей». Здесь они заправлялись продовольствием, снаряжением и боеприпасами. В этом месте побывали землепроходцы Семён Дежнёв, Селиванко Харитонов, Михаил Стадухин. Содержались магазины и склады. Строились и ремонтировались кочи. Город населяли чиновники и сборщики ясака, купцы и промышленники.

В Зашиверск свозился ясак, сюда приезжали с податной пушниной юкагиры, обитавшие в окрестностях, эвенки с верховий Индигирки и даже охотские тунгусы. В 1665 году зашиверцы послали челобитную с жалобой на сына боярского Андрея Булыгина, притеснявшего юкагир: «Он же Андрей всякими обидами их обидит и приметываетца своими бездельными приметы и побрал у них юкагирей всякие последние животишка и олени и ясаку-де им промышлять не на чем и жить-де им стало не можно». Юкагиры и эвены отказывались платить ясак, в 1666 году напали, а в 1679 году осадили Зашиверск.

 

Острог

Из-за постоянной угрозы осады в 1676 году в центре Зашиверска была построена деревянная крепостная стена, сделавшая город единственным укреплением на Индигирке с постоянным гарнизоном казаков и центром огромных территорий от реки Яны на западе до Колымы на востоке.

В 1721 году Индигирский острог получил название Зашиверска. За 1769 год в Зашиверском приходе числилось 922 исповедовавшихся, в том числе 33 ссыльных; среди постоянных жителей, потомки которых до сих пор живут в Русском Устье и на Колыме, были фамилии Посников, Тарабукин, Хабаров, Синицын, Берёзкин, Лебедев, Шелканов и другие. Часть населения Индигирки были выходцами из Русского Севера.

 

Город

В 1783 году Зашиверск с учётом наличия в нём крепости и церкви получил статус города и административного центра Зашиверского уезда, в составе Якутской области Иркутского наместничества. Здесь разместился градоначальник и городская ратуша, уездное казначейство, уездный суд по уголовным делам, земский суд и другие учреждения. Открылось питейное заведение, хлебозапасный и соляной магазины. Горожане занимались охотой, рыбалкой и даже земледелием. На конец XVIII века приходится появление церковной утвари, украшенной золотом и серебром. Церковная библиотека располагала справочными книгами по морскому и военному делу.

Юкагиры, эвены и якуты снабжали горожан молочными продуктами, дичью, оленьим, медвежьим и коровьим мясом. Каждый год в ноябре или декабре здесь проходила ярмарка: приезжие на санях купцы из Якутска сбывали посуду из железа, ткани, бисер, сахар, табак, местное население — пушнину (белок, лисиц, соболей, горностаев, колонков), бивни моржей и мамонтов.

26 октября 1790 года высочайше утверждён герб города Зашиверска, одновременно с другими гербами Иркутского наместничества, со следующим описанием: «В верхней части щита герб иркутский. В нижней части в чёрном поле золотая лисица, в знак того, что жители сего округа ловлею сих зверей промышляют».

Среди горожан было немало юкагиров, эвенов и якутов, работавших в домах русских. Жили здесь ремесленники и купцы. Военный гарнизон в 1799 году насчитывал 33 человека. На протяжении XVIII века Зашиверск переживал расцвет. Согласно преданиям, число домов и юрт в городе доходило до 270. Численность населения, видимо, никогда не превышала 500 человек. Казённые грузы из Якутска до Зашиверска до его упразднения в 1805 году доставлялись по пути через Тукуланский перевал и реку Алдан, затем по Нельгеге или на Борулах и Зашиверск. Сплава по Индигирке выше Зашиверска, по всей видимости, не существовало, поскольку прохождение через пороги затруднительно.

 

Упадок и гибель

Повсеместное истребление пушного зверя послужило причиной снижения торгового значения Зашиверска, и, как следствие, сокращения численности его населения. В ходе административно-территориальной реформы 1803 года, предусматривающей сокращение числа «штатных городов» и их уездов, Зашиверск «по малому числу жителей» был выведен из числа уездных городов, в 1804 году после получения распоряжения, административный центр со всеми уездными учреждениями, а также с кафедрой протоиерея, был перенесён в Верхоянск (в 400 км к западу). Какое-то время здесь ещё оставался отряд казаков и некоторые торговые заведения. В 1808 году в городе проживало 120-130 человек. Оставшиеся жители впоследствии, вероятно, погибли от эпидемий кори и оспы, случившейся в Верхоянском округе в 1773-1776 годах и повторно в 1883 году. От оспы вымер и находившийся неподалёку древний посёлок Полоусный, от которого ещё в 1940-е годы сохранялась часовенка.

В октябре 1820 года здесь был проездом полярный исследователь Ф. П. Врангель, который застал в угасающем Зашиверске всего пять жилых домов. В декабре 1822 года город посетил шотландский путешественник Джон Кокрен, который записал: «…Кровь застыла в моих жилах, когда я увидел, наконец, это место. Я… нигде не видел такой бесконечно печальной картины… Поселение состояло из семи жалких жилищ». В 1840-х годах здесь побывал путешественник по фамилии Виноградов: «После переправы через Индигирку открывается Зашиверск, стоящий на правом берегу ея. Божий храм да три юрты, священник с причетником, улусный писарь с пером и станционный смотритель без лошадей составляют всё народонаселение». В эти же годы это место посетил архиепископ Нил, оставивший рассказ о Спасской церкви и её приходе, но ничего не упомянувший о самом городе. Зашиверск как поселение в это время фактически уже не существовал. Церковная утварь была вывезена в Крест-Майорскую и Момскую церкви на Индигирке

В конце 1920-х годов участники экспедиции Наркомвода СССР застали на месте Зашиверска двух людей, якутов по национальности, живших в амбаре. Это были рыбак Митрей Слепцов и его младшая сестра Евдокия Фёдоровна Слепцова. Спустя несколько лет Слепцов умер, его сестра перебралась в местность под названием Тёгюрё́к. Слепцова говорила: «Мы были последними жителями города».

 

Архитектура

От исчезнувшей заполярной Мангазеи в Западной Сибири Зашиверск отличало наличие сохранившихся до XX века памятников над землёй: шатровой церкви и надвратной башни крепости.

Зашиверск был изображён в «Чертёжной книге Сибири», составленной Семёном Ремезовым в 1701 году. Город был запечатлён на рисунках Л. Воронина и Ф. Матюшкина на рубеже XVIII-XIX веков.

Зашиверск был городом, построенным полностью из дерева. Стены крепостной стены, построенной в 1676 году, по данным археологических раскопок 1969-1971 годов, имели длину 46 метров и ширину 38 метров. Толщина стен, выложенных из двух рядов брёвен, составляла около двух метров. Над стенами были сооружены две башни с воротами, одна угловая башня и Спасская церковь (встроена в южную стену). На плане, составленном землемером Турчаниновым в 1798 году, показаны также амбары для провианта и темница. На рисунках Л. Воронина конца XVIII века крепостная стена уже отсутствовала.

Судя по упомянутым плану и рисункам, город имел неупорядоченную застройку без улиц, дома прижимались к реке. В конце XVIII века город рос и располагался уже как на полуострове, так и на соседнем западном острове (ныне отделён сухой протокой). По словам старожилов, часть города располагалась также на левом берегу Индигирки и на холмах выше основной части города.

На момент прихода археологической экспедиции в 1969 году на месте Зашиверска находилась церковь, полуразрушенная колокольня, два полуразрушенных избяных сруба (вероятно, построенные в середине XIX века) и столб-коновязь. Спасская церковь с колокольней были построены в 1700 году местным плотником Андреем Хабаровым из лиственничных брёвен, доставленных, скорее всего, с верховьев Индигирки. В первой половине XX века в церкви ещё находились выцветшие и облупленные иконы «древнего письма». Поскольку нельзя было обеспечить сохранность уцелевших памятников в дикой природе, правительство Якутской АССР дало разрешение на их вывоз в создаваемый в пригороде Новосибирска Историко-архитектурный музей под открытым небом. В 1970 году была перевезена колокольня, в 1971 году — Спасская церковь.

 

Зашиверск в фольклоре

Зашиверск после своего исчезновения остался в фольклорной памяти коренного населения Индигирки: легендах и преданиях, записанных в разное время. Так, основание города, по преданию, было связано с якутским богатырём по имени Берт-Чёрёгёр: с помощью русских ему удалось разгромить тунгусов, с которыми раньше враждовали якуты. По другой версии, Ёрё-Чёрёгёр был проводником русских на Индигирку и показал место для закладки города.

К 1940-1950-м годам относятся записи преданий об эпидемии оспы и последовавшей за ней гибели города. В передаче Ю. Фролова, шаманы связывали пришествие оспы-«бабушки», как они её называли, в начале XIX века с «нечистой силой», которая отплатила таким образом людям за истребление промыслового зверя. По другому преданию, две сестры в течение семи суток сидели на деревьях и с жалостью глядели на жителей Зашиверска. Это были духи оспы. А когда их обидел проезжавший мимо тунгусский князец, они обрушили свою ярость на город. Легенда якутского или тунгусского происхождения, услышанная участниками научной экспедиции 1969-1970 годов в низовьях Индигирки, рассказывает, что однажды во время ярмарки (у городской крепости) шаман увидел заражённый недугом сундук с сокровищами и приказал бросить его в прорубь, но жадный священник ему воспротивился, и когда сундук открыли - люди бросились и разобрали все лежавшие в нём вещи. А на следующий день город был охвачен чёрной оспой. Погибли все, вместе со священником, выжила лишь маленькая девочка Тарабукина, которая дожила до 105 лет и умерла в 1913 году. В языке русскоустьинцев для обозначения оспы сохранилось выражение «зашиверская погань».

 

Исследования

«…Спустились на ровную площадь. На ней стоят: церковь, колокольня, два амбара и две могилы. Вот и всё, что осталось от Зашиверска!» Полярник Б. А. Леванов, 1929 год

Зашиверск упоминается в описаниях путешествий русским исследователями Г. Сарычевым в конце XVIII века и Ф. Врангелем в начале XIX века. Подробное описание города содержится в «Словаре географическом Российского государства» А. Щекатова, изданном в 1804 году.

После гибели города он почти нигде не упоминался. Первое обстоятельное изучение истории Зашиверска (по архивным материалам) относится к 1922 году, когда в «Сборнике материалов к изучению Якутии» Якутским наркомпросом была опубликована статья под названием «Город Зашиверск» автора с инициалами «В. Г.». О Зашиверске упоминали В. И. Огородников в книге «Из истории покорения Сибири. Покорение юкагирской земли» (Чита, 1922), С. В. Бахрушин в «Открытии Якутии русскими в XVII веке и присоединение её к России» (Якутск, 1957). О существовании на месте бывшего города церкви в XX веке впервые было сказано в отчёте 1933 года о проведении Индигирской гидрографической экспедиции, которая случайно обнаружила остатки города в 1931 году.

 

Археологические раскопки

Археологические раскопки на месте Зашиверского острога и, частично, прилегающей к нему территории проводились в 1969-1971 годах экспедицией СО АН СССР. Раскопки позволили установить исторические данные, отсутствующие в письменных источниках. Короткое лето и вечная мерзлота (лёд начинался на глубине 25-30 см) помешали археологам закончить раскопки, в частности, не был найден культурный слой XVII века.

В ходе экспедиции под слоем торфа были обнаружены остатки острожных стен, полы-настилы башен, а также ремесленной мастерской в 15 метрах от колокольни. Выявлены следы наводнения и двух пожаров, один из которых погубил часть стен крепости. Были найдены медные монеты, относящиеся к XVIII веку; «идол» и шахматная фигурка из кости мамонта, стеклянные бусы, куски слюды и стекла, железный нож и другие предметы. На расстоянии 1,6 м и 10 см от церкви на глубине 80 см в песчаном грунте обнаружена группа захоронений: женщины и трёх детей в гробах из тёсаных досок; ребёнка в долблёной колоде; девушки в гробу, выдолбленном из двух лиственниц».

 

08.06. 2022

«Два-раз, два-раз,
Ну-ка навалились, поднажали,
Весла в руки взяли,
Навалились, поднажали, дружно,
Два-раз, два-раз,
Это ли не самый лучший отдых?
Лодка, свежий воздух,
Только солнце, только небо и река»

Из к/ф «Трое в лодке, не считая собаки»

 

С ветром героям подфартило. И с температурой повезло…

Так что:

«…Только солнце, только небо

Только ветер, ветер, ветер,

Встречный леденящий ветер и река»

Впрочем, про леденящий – это нотка излишней драматизации. Леденящий начнется где-то после Белой Горы, а пока он просто холодный, северный.

 

Рецепт.

«Порция арктического мороза

+ шорох лесотундры

+ брызги наледей с отрогов Черского

+ струйка теплого ветра от Якутска

+ луч незаходящего солнца

+ горсть мусора, щепотка сорваной пены, осыпь камней в воду, взрывное уханье подмываемой мерзлоты, недопетый куплет

+ взгляд Господа и дыхание Ангела.

воспоминания добавить по вкусу…

Все непрерывно взбалтывать верхушками лиственниц до грусти.

Получается коктейль "Зашиверск".

 

Меандры и скальные выходы позволяют время от времени уходить к подветренному берегу, скорость потока пересиливает ветер - движение бодрое, виды не скучные – хорошо!

 Мыс Зашиверска не пропустить: низкий, далеко заползший в воду узко-змеиный полуостров правого берега, а за ним, на левом берегу!..

У геологов и камнерезов есть термин: «пейзажные камни» - минералы или породы, дающие на срезе удивительные узоры! Обычно это кремни, яшмы, агаты (особенно «моховые», создающие иногда целые картины!), поделочные опалы и так далее. А тут, на излучине, в лучах солнца выплывает, вырастает, приближается целый пейзажный скальный склон – громадное природное полотно! Не знаю, как оно смотрится в пасмурную погоду, или зимой, с мазками льда и снега… Наверняка, по-другому – хотелось бы взглянуть. Но то, что подарилось мне в июне месяце, осьмого дня, 2022 года было чудесно. Я опускал весло и плыл, вплывал, погружался в меняющийся узор, находя новые и новые оттенки, штрихи, зарисовки… Другой человек, с иным взглядом, увидит свое, зримое и доступное только ему. Счастье! Фотоаппарат не передаст, видео не зафиксирует, но – что есть, то есть.

Иванов-Ленин с замечательным именем Посник (все-таки удивительно! Все мы помним загримированного Ленина в кепке с документами на имя К.П.Иванова!) наверняка был внутри романтиком с чувством прекрасного, иначе зачем было выбирать для поселения низинное, болотистое, топкое место, с удивительным видом на скалы противоположного берега!?

 Завернув за мыс и узрев маковку смотровой площадки, я испугался, что дальше не будет удобного места для чалки и ткнул пактафт к песчаной полоске, тянущейся вдоль сплошной кустарниковой стены – пришлось продираться. На самом деле имеется 2 прохода к воде: один прямо под зданием с маковкой – на момент сплава немного обрывистый, с текухой вдоль берега; другой, чуть дальше, совсем удобный – пологий, зовущий на встречу с часовней, которую не видно с реки, удобный для высадки (оба есть в видео).

 Все дальнейшее, в принципе, можно посмотреть в интернете в виде фотографий значительно лучшего качества, нежели в фильме. К сожалению, объектив гоупрошки время от времени запотевает между линзами, образуя на видео размытое пятно, портящее кадр – этот момент пришелся на Зашиверск. Большинство отснятого материала вошло в ролик, но он, к сожалению, не блещет качеством. Здесь я кратко расскажу о своих впечатлениях, мыслях, переживаниях.

 В честь 370-летия вхождения Якутии в состав Российского государства, на месте Зашиверска был установлен поклонный крест. Видимо тогда же возвели часовню, здание с маковкой и смотровой площадкой, служащее одновременно и как место размещения стендов с исторической информацией, и как место хранения дорожных знаков, выставляемых вдоль зимника (дорожные указатели видны на видео). Есть еще нижние венцы более «возрастного» сруба, но знак возле него вновь отправляет нас в 2002-й год. Вообще, создалось впечатление, что, сделав 20 лет назад доброе дело «для галочки», про дальнейшее восстановление исторического места благополучно забыли до следующей даты. Не было бы зимника – все бы и вовсе кануло в Лету. И то сказать: добираться до этих мест ой как непросто.

Часовня сделана «на скорую руку» из вагонки, но, на удивление, стоит с Божьей помощью. В ней есть иконы, молитвословы, немного религиозной литературы, свечи и сквозняк. Посетители, к сожалению, оставляют монетки и сигареты, как в каком-нибудь капище или фонтане. Снимать внутри не стал – не люблю когда в храмах снимают, хотя иногда-таки сам грешу: на Соловках, помнится, реставрируемый иконостас снял, правда храм еще не действовал, да и в этом маршруте можно будет позднее увидеть памятник XVIII века - восстановленную самую северную русскую церковь в мире – не удержался, прости Господи. Службы в ней, конечно, не идут, находится она в запустении, но освящена – кто ее еще где увидит!

Окрестности со смотровой площадки оглядел, побродил, в часовне помолился, и так стало светло, чисто и грустно!.. Отметился в книге посещений, поклонился, перекрестился и покочевал дальше. Снимать уже совсем не хотелось, настроение было не то. Отметил с воды выходы тропок к реке, вид назад и – хватит. Хотя прошел еще немало…

… Встал часов в 11 вечера на песчаном пляже в закатном, незаходящем солнце, по-прежнему умиротворенный.

Хорошо!

 Пройдено – 89,1 км

Ист. время – 12:07

Время в движении – 11:03

Vср. в движении – 8,1 км/ч

 Точки трека:

 786 – Зашиверск

787 – место ночевки с 8-го на 9-е июня

 

Видео к части 2: https://youtu.be/nWZHzfhWFso


Комментарии

Популярные сообщения