Индигирка /Усть-Нера/ – Хребет Черского – Яна /Батагай/. 2020 год. Клип-превью будущих видео.

Индигирка – Хребет Черского – Яна. 

2020 год. 

Клип-превью будущих видео.

Всем «одержимым Джимам»,

уставшим, неприкаянным и ранимым,

посвящается этот маршрут.

 

Нитка маршрута:

Река Индигирка – сплав от Усть-Неры до устья Чибагалаха – 232 км;

Река Чибагалах (в т.ч. река Табанда-Сиене) от устья до оз. Табанда – 200 км, в т.ч. моторка – 25 км, пешка (частые переправы из-за прижимов и обрывов, элементы сплава и волока) – 175 км;

Перевал из бассейна Индигирки (оз. Табанда) в бассейн Яны (Адычи) + пешка по р. Ине до возможности стапеля – 20 км.

Река Ине от стапеля до устья – сплав – 28 км;

Река Хара-Сала от устья Ине до устья – сплав – 54 км;

Река Туостах от Хара-Салы до устья (Адыча) – сплав - 290 км;

Река Адыча от устья Туостаха до пос. Бетенкёс (против течения) – 65 км (моторка);

Бетенкёс-Батагай (р.Яна) – такси

Всего (без транспорта):

пешка – 195 км;

сплав – 604 км.

Маршрут пройден полностью, сплав без килей, на груженом пакрафте «Иволга», с двумя просмотрами: «Кривун» на Индигирке и «расческа» на Ине. Остальное шлось «с ходу», изредка, на Ине и Хара-Сале были проведены мели. На Ине пару раз пришлось без последствий прыгнуть с камней свыше метра – возможно при просмотре удалось бы избежать. Там же были обнесены 2 небольших завала. Перепад высот в Ине, Хара-Сале и прихребтовой части Туостаха достаточно большой, поэтому препятствий много. Перечислять и описывать их не вижу смысла, но многие сняты на видео.

Прохождение заняло фактически месяц, нюансы будут описаны в дальнейшем.

 

Задумка.

Три девочки, три сестрички Восточной Якутии, неразрывно связанные в памяти и сердце.

Вспомнишь одну, и тут же возникнут в невесомой туманной дымке памяти две другие.

Яна – Индигирка – Колыма.

В 2019 году, в маршруте Магадан – Анадырь, была вспомнена-пройдена Колыма. А Яна и Индигирка остались нетронутыми…

Как-то поднаелся я тягуче-нудноватых равнинных рек, так похожих друг на друга с середки широких русел, откуда не разобрать: елки или лиственницы, березы или тальник шелестят листвой-иголками по берегам. И вечно-встречные ветра, да волны, да дожди – все похоже…. И мослание, мослание, мослание…Выталкивание назад, за себя, под себя кубометров и тонн воды для движения вперед, вдаль, дальше….

«На редкость скучная река!» - сказала одна дама на форуме после просмотра какой-то части Колымы. Меня это чуть задело и покоробило, а река даже не поморщилась. Ей все равно, Колыме, что-кому нравится-не нравится: текла веками до нас, нас в Лету смоет а она так же веками будет течь дальше, мощно, прекрасно, как и любая другая река – что ей мимопролетное наше мнение…

«Всё-таки хочется сделать перерыв» - думал я, грустно глядя на разливанное море тундровых меандр северных областей Яны и Индигирки. 2 реки, 2 сезона тягуче-необозримого толкания воды?

Так возник вариант соединения-объединения двух рек в один маршрут и логичные точки начала и конца: Усть-Нера на Индигирке и Батагай на Яне. Оставалось их соединить. Появились на пути пороги Индигирки, хребет Черского, Чибагалах и Табанда, свал через перевалы в бассейн Адычи и выход через нее на Батагай-Яну.

Довольно много «белой воды», но воды логичной.

Отступление.

К «белой воде» как самоцели я равнодушен – кувыркание в бочках и долгосрочное сидение простатитом в ледяной жиже меня не вдохновляют абсолютно. Но если бурноводинг включен как составная часть в протяженный, интересующий меня маршрут, то к прохождению отношусь спокойно.

При этом категорийность меня мало интересует: если вижу, что могу пройти – прохожу, если есть возможность обойтись «меньшей кровью» где-то по краю - стараюсь обойтись. Обносить, в принципе, не очень люблю, но ничего зазорного в этом не вижу.

И еще 2 слова по категорийности. Район малохоженый, материала «с гулькин нос». В 1987 году команда военных питерских мастеров спорта и кмс-ов прошла часть маршрута в обратном направлении: Пешка – часть Туостаха-Табанда – 190 км, сплав – Чибагалах с последующим выходом по Индигирке к Моме (Индигирка ниже устья  Чибагалаха спокойна) – 286 км. Соответственно, ими не пройдены пороги Индигирки, описания прохождения Ине и Хара-Сала я в литературе не видел (может и плохо искал), Туостах характеризуется как 3-ка. Маршрут питерцев оценен как 5-ка и, видимо, после этого прохождения Чибагалах характеризуется, как 5-ка. Река снизу вверх пройдена мной практически вся, кроме обхода через горы-распадки одного небольшого участка. Я, своим непрофессиональным взглядом, 5-ки там ну никак не увидел. Там и 4-ка, как мне кажется, не самая крутая – я бы шел…. Это ничуть не умаляет заслуг питерцев, но и не отметить этого я не мог, хотя повторюсь – категорийность мне «по-барабану». Опять же – многое зависит от уровня воды. Часть препятствий мной засняты на видео - старался, хотя, прямо скажем, мне было по состоянию не до этого.

В заключении, хотел бы выразить признательность Сергею Карпухину с его заметками: точки оттуда – единственное, что мне реально пригодилось. 2 из них сыграли нейтральную или даже отрицательную роль, но одна безусловно помогла мне в прохождении этого тяжелого маршрута. Обо всем этом – в описаниях к дальнейшим видео..

 

Видео к тексту здесь: https://youtu.be/nj9X1NkOsRY

 

Комментарии

Популярные сообщения