«Одержимый Джим» или с пакрафтом вдаль… Магадан-Анадырь Часть первая. Дорога. Москва - Магадан (а/п Сокол) - Дебин 2019 год


«Одержимый Джим»
или
с пакрафтом вдаль

Магадан-Анадырь

Часть первая. 
Дорога.
Москва - Магадан (а/п Сокол) - Дебин 

2019 год


Пролог

«Сквозь плач и вой, галдеж и звон,
По боли войн, по воле волн,
По жизни вдоль, по миру вдаль
Ведут мои следы.»
М.Щербаков «Шансон»
- Вы путешественник?
Это был «тихий взрыв»….
Простой вопрос вывернул меня наизнанку и заставил посмотреть на мездру. Александра Васильевна, учительница русского языка и литературы из замечательного поселка Вожгоры, что на реке Мезени, пенсионерка, вытягивающая одна двоих внуков, незамысловато поставила меня в тупик. Для меня самого мои скитания не нуждались в определении, но прямой вопрос требовал прямого ответа, которого у меня не было…
В дальнейших странствиях мне его часто задавали, причем почти всегда в полуутвердительной форме:
- А, путешественник!?
или:
- О! Турист!?
И я послушно кивал головой: людям нужна однозначность и уверенность в своих суждениях, и их совершенно не интересуют мои объяснения.
Но для себя-то как-то надо определиться…
«Туриста» я, конечно, сразу отмёл: ну какой я турист? Туристы – это которые по графику, от сих до сих, подъем во столько-то, пройти столько-то, встать там-то, вернуться тогда-то. Тот руководитель, другой за еду отвечает, третий за аптечку, четвертый за ремнабор… Вес распределен, еда просчитана: вот твои сухофрукты на перекус, вот твой кусочек колбаски на завтрак, вот каждому отмеренный шматочек самодельной тушенки по графику. Категория сложности, регистрация в МКК, отчет по возвращению… Всё это проходилось в молодости – не миновала и меня чаша и сия, и тая, и вообще многие чаши мимо не прошли. Вспоминается с умилением, но никакого отношения ко мне нынешнему сие не имеет…
«Путешественник»? Ну, с одной стороны, по словообразованию, вроде – да, ибо «путями шествую». А с другой – все мы в этом мире «путями шествуем»: топ да топ от рождения к смерти, от неведения к познанию, от познания к осознанию неведения, от ошибки к ошибке; кто к Богу, кто наоборот… и пути разные, и концы разные, и последствия неодинаковые. Шествуем путями…
…Это так – лирика, отвлечение…
Для меня «путешественник» - это кто с непонятной картой или без оной в неведомое да непознанное как в один конец. Кто за открытиями, кто за деньгами/золотом/мехами и прочими шкурками, кто земли новые добыть доселе неизведанные – это путешественники.  Вот Васко да Гама, предположим, или Амундсен, или Дежнёв и иже с ними – это – да – путешественники.
А сейчас какие путешественники? Карты все есть, спутники летают – только что в сортиры не заглядывают (или заглядывают?). Помочь, конечно, не помогут, за волосы на материк не вытянут, ну так это и в городе головой стукнуться можно насовсем… Так что сейчас в таком понимании путешественников нет. Обозваться, конечно, можно, только что-то не то…
Вот отправился Радищев после пьянки из Петербурга в Москву и написал: «Путешествие из Петербурга в Москву». А какое же это «путешествие»? Таких «путешествий» пруд пруди и штабелями складывай. Этак каждый и на работу каждое утро «путешествует».
Или вот Федор Конюхов – путешественник? Я его очено уважаю, но – нет, не путешественник. Испытатель он своих возможностей, «адреналинщик» в некотором роде. И остановиться ему уже нельзя, ибо Федор Конюхов – это уже не Федя Конюхов, а бренд «Федор Конюхов», под который деньги дают и многомиллионные проекты реализуют. А Федя Конюхов в этих проектах вроде собачки Лайки: то на шарике его запустят, то в море в бочке бросят. Скоро на ракете запузырят, чтобы посмотреть: выживет или нет?... Кто-то на резинке в пропасти разные прыгает-выпрыгивает, другой с гор без парашюта планирует, третий еще как-то адреналин выплескивает. Вот Конюхов в моем представлении тоже на резинке прыгает, только это прыганье по времени сильно растянуто. Очень нужны такие люди – они границы человеческого организма показывают. Но к путешественникам они – ну никак…
Есть ли сейчас путешественники?  Не знаю… Если исходить из дороги в незнаемое, то, наверное, есть… Вот Капитан Кусто изобрел акваланг и – айда в неизвестное. Или Тур Хейердал: собрал людей «с миру по нитке», денег «с гулькин нос», плот соорудили и - вперёд в Полинезию: дойдем - нет ли – никто не знает. А ребята из Перовского спелеоклуба который год в пещеру Веревкина ходят, и она, благодаря им уже самая-самая глубокая в мире. А это, с позволения сказать, 2212 метров… Вот они в таком понимании – путешественники. Только чуток ограниченные: не повдоль и до бесконечности, а поперек и до предела…. А я – нет - не путешественник я… Не Васко да Гама…
Тут еще вот какой вопрос: идущие следом – они «путешественники» в таком понимании или нет? Не всё так однозначно…
Ну вот, к примеру, Тенцинг и Хиллари – они навечно… А те, кто сейчас вереницей выстроились на Эверест от уже отстроенных/подготовленных лагерей, по провешенным другими веревкам, с шерпами, которые за них (а то и их самих) несут – они кто?  - Да просто прыгальщики на резинке…. Где пролегла грань?
Я уж не говорю про снаряжение. Немногие сегодняшние «покорители» (не выношу этого слова!) не то что пройдут маршрут, а сдвинутся с места со снаряжением ПЕРВЫХ. Так что мы так – повторюшки!)
Так кто же я?
Хорошее слово есть – «странник». Он и «странствует», и «странный».
Странник ли я?
Странствую, стало быть в какой-то мере странник. И странный, наверное, многим…
Правда «странник» как-то больше с посохом и котомкой ассоциирует, а не с пакрафтом и рюкзаком. Да и не лезет странник невесть куда – он по людным местам странствует: от дома к дому, от города к городу, от обители к обители.
Но все-таки «странник» мне ближе, чем «путешественник» или, тем паче, «турист». Знаете, почему? Потому что странник не за деньгами/золотом идет, не земли/страны/пути новые найти пытается, не адреналину своему пути-выходы открывает, а себя ищет. Путь свой ищет, смысл свой ищет, Бога ищет…
Так что странник я больше. Калика перехожий….
Но и не странник-таки я!
Зачем лезу-то в дебри? – странствовал бы как положено по городам да весям, да по святым местам разным. Нет – прусь-мечусь по далеким углам-закоулкам где и людей-то нет…
Скажете – «нравится» или «адреналин» опять же… Нет!..
Вот лежу в палатке, пишу заметки: дождь ледяной, холод, последний комплект сухого белья, все сырое/мокрое, голодный, уставший – чему тут нравится-то? Нет – не нравится!
Но прекратится дождь, подсушусь, поймаю-съем рыбу и – пойду дальше с этого уже обжитОго, прожитОго, прошедше-ушедшего, с этого уже безвременного места. Дальше пойду…
Дальше…
Дальше….
Дальше…

Я понял, кто я!
Я – одержимый Джим!
«Только вздохнул, да рукой махнул, да другою провел по глазам…!»
И добавить нечего...
Нечего добавить…
Нечего…
«Одержимый Джим» может быть и странником, и путешественником, и туристом. А может и не быть ими. Он может за всю жизнь не сдвинуться с места, быть заурядным клерком или брутальным покорителем просторов, цветущим здоровяком или инвалидом в коляске – это неважно!
Он –Одержимый Джим!
Это неизбывное: «Дальше, дальше, ах, дальше, дальше!» сидит в нем не вынимаемой занозой, не доставаемым осколком зеркала Снежной Королевы, недостижимым Нечто…

«Только вдаль
молча указал.
Вот и прекрасно - всё стало ясно! –
Так бы и сказал.»

Я счастлив – я могу идти Дальше!
Я несчастлив – я НИКОГДА не дойду!



Дорога.

Я не рвался в этот маршрут и мне это не нравилось…
Буднично готовился, собирал материалы, докупал снаряжение, лихорадочно монтировал видео предыдущего года, что-то писал, заливая в промежутках между этой суетой сверчка бытовых неурядиц… Не было зуда и нетерпения – это пугало, я боялся потерять ощущение необходимости немедленного действа и движения…
На местных форумах стращали стоимостью билетов. Стоимость в интернете поражала меньше, но все же… Поехал на Фрунзенскую набережную в кассы Аэрофлота надеясь выложить без интернетовских накруток 13200 российских дензнаков.
Кассы пусты, билеты – свободно, вежливейшая женщина-кассир быстренько выписала мне билет до Магадана за… 7200!!! За 7200 через всю страну!!! 6 тыр как с куста - пенсионная скидка! Осанна!!!
Таймер включен, время пошло… Но пошло тоже как-то обыденно. Собраться умудрился заранее, все уложил, всё подготовил и взвесил, благо ни еды, ни газа, ни всяких-разных сигналов-фальшфейеров везти не пришлось, а норма провоза: 23 кг багажа + 10 ручной клади - куда еще…
Дела закончил, такси вызвал и – вперед (тоже приятность – 500 р до Шереметьево! А я еще думал на аэроэкспресс за те же 500 переться! Но вспомнив любезно-бдительных контроллеров метро, норовящих иногда расковырять содержимое плотнейшей упаковки рюкзака, решил не рисковать. Конкуренция – великое дело! Хотя можно было с Планерной  вообще бесплатно на городском автобусе доехать).
В аэропорту тоже как-то спокойно, благожелательно и быстро. Хотя СМИ пугали жуткими сюжетами о задержках и недоставке багажа до места назначения – что-то в то время с обработкой грузов происходило… Никто меня не провожал – все нашли объективное объяснение. Махнул я аэровокзалу рукой и потопал в самолет.
Сезон еще не наступил, народу – «полтора человека». Милые стюардессы  распределяют всех по салону, чтобы центровку Боингу не попутать: в ряду по 2 человека на разных концах. 7200 тыр, «полтора человека» и летают, кормят, обслуживают – через всю страну… Красота!
На спинках кресел мониторы – хочешь кино смотри, хочешь за полетом следи. Я предпочел второе, ибо – удивительно – самолет летел вдоль моего прошлогоднего маршрута. Это пробуждало, грело и накатывало… Вот он – Урал в иллюминаторе, а вот на мониторе Уса, Печора, вот Цильма в Печору впадает – по ней я вверх к Мезени пошел, а вот здесь – Елецкая, откуда я начал маршрут в том году и откуда дважды уходил зимой на Полярный Урал 40 с лишним лет назад…
«Никогда не говори «никогда»
Полет вообще проходил над местами, где когда-то был, жил, работал - молодой, счастливый, бездумный.
Воспоминания, воспоминания…
Монитор – хорошая штука. Это был, пожалуй, первый полет в моей безалаберной жизни, когда я не заснул. Обратно летел тоже на Боинге, но без мониторов – задрых как миленький, приходя в сознание только на еду и посадку….


И вся жисть моя поломатая
Растопырилась под крылом… :

Обь с Салехардом, Новый Уренгой и Тазовская губа, Норильск с озером Лама, а дальше – заснеженное плато Путорана во все красе, междуречье Хеты и Котуя, Верхоянье, верховья Яны и Индигирки – славное было время… Вот и верховья Колымы – Магадан на глиссаде…. Садимся….
Сели…
Налетели автожучки – стоимость поездки почти такая же, как на самолете от Москвы до Магадана. Не дошли сюда ни цивилизация, ни конкуренция, по крайней мере в этом плане… Сразу вспомнилось мое прошлогоднее возвращение из Мезени в Архангельск: маршрутка «Мерседес» по телефонному звонку быстренько заехала за мной и комфортно довезла за 2000 рублей, с еще всего четырьмя пассажирами. А это, между прочим, дальше чем до Дебина, и дорога там действует только когда 2 парома наведены, и бензин там ничуть не дешевле магаданского, и другой связи нет, ибо морской порт Мезени ликвидировали, в отличие от порта в Магадане. Так что мезенцам труднее, и разница в мозгах... Компания АвтоНОРД, которой принадлежал микроавтобус, до сих пор исправно шлет смс-ки когда возобновляются рейсы «Мезень-Архангельск-Север», извещая меня об этом. Мне не надо пока, но я с удовольствием их читаю и память о них добрая. Можно считать это благодарной рекламой…. А память о магаданских автожучках плохонькая….
Маршрутка забилась полностью – я был последним. Рейс ничем не примечателен, только по дороге колесо пробили. В принципе, можно было поторговаться, в чем я не силен, или вообще выйти на трассу и поймать попутку. Но тормозиться в начале пути не хотелось. Ходит там раз в день и автобус, но, судя по расписанию в интернете, никак не связанный с авиарейсом Москва-Магадан, что как минимум удивительно. Чтобы на нем уехать надо в гостиницу устраиваться и ночевать, так что выигрыша никакого…
В результате получилось удачно: магазин в Дебине работает до 22:00, цены и ассортимент вполне приемлемые – затарился и спустился к Колыме, под мост. 
Вода мутная, мусор, бревна: то ли отголоски половодья (на подлете видно: в горах снег, озера подо льдом), то ли Колымская ГЭС, что возле Синегорья в 30 км выше по течению воду сбрасывает. А может и драга золотодобытчиков где-то работает. Ну, да, неважно…
В 22:30 местного времени лодка была накачана, вещи уложены, капитан готов к отплытию.
Пошли…

Видео к тексту здесь:

Комментарии

Популярные сообщения