Два хребта, восемь рек, три дороги… или «Крутится, вертится шар голубой» 2023 год Часть 6

 

Два хребта, восемь рек, три дороги…

или

«Крутится, вертится шар голубой»

2023 год

Часть 6

Хребет Черского, 

путь наверх - река Туостах

(Нитка маршрута: седловина Верхоянского хребета (п. Себян-Кюель) пешка - р.Силян (по водному реестру Силээн) (сплав 2 кс) - р.Дулгалах (элементы 1-2кс, н/к) - р. Яна (сплав н/к) - п.Столбы – Батагай – Бетенкёс – Улахан-Кюёль – лагерь геологов на р. Солония - р. Солония (сплав – элементы 1 к/с) - р.р. Туостах, Хара-Салаа, Инер, перевал и седловина хребта Черского (оз.Табанда) (пешка) - р. Чибагалах (сплав 5 кс) – р. Индигирка (сплав. На данном отрезке н/к) – пос. Хонуу)

Нитка маршрута на карте:

https://nakarte.me/#m=6/65.55846/139.36157&l=O/N&nktl=ggGgZzJ1xdfBbsPB

 

Туостах мой, Туостах!

«Тоби-дох,

Тоби –вздох,

Тоби-трах!»

Поворот за поворот

С камня Черского течет

Вода мине за шиворот!!!

 

рис. 1

Точки трека:

890 – нижняя база геологов на р. Солония;

891 – стапель;

892 – лагерь, ночь с 10 на 11 июля;

893 – отдых, стапель, переправа;

894 – догреб против течения вдоль берега;

895 – переправа под порогом;

896 – отдых, переправа;

897 – переправа;

898 - лагерь, ночь с 11 на 12 июля;

899, 900 – переправа;

901 – отдых;

902 – мангыр;

903 - ?;

904 -  лагерь, ночь с 12 на 13 июля;

905, 906 – переправа;

907 – переправа, смена симки;

908-915 – переправы;

916 - лагерь, ночь с 13 на 14 июля, дневка 14 июля;

917 – переправа;

918 – отдых;

919 – мысок, съемка;

920 - лагерь, ночь с 15 на 16 июля;

921 – отдых, отжим;

922 – наледи;

923 – переправа, отдых;

924 – переправа, дождь;

925 - лагерь, ночь с 16 на 17 июля;

926 – переправа;

927 – переправа, устье р. Хара-Сала.

Примечание: здесь и в дальнейших частях переправы обозначены не все, иногда они идут настолько часто, что отметки теряют смысл.

 10 июля

 Река Солония.

 Недолгий и долгожданный сплав после 10-суточного неврастического ожидания в Улахан-Кюёле и последующих 3-х полубессонных суток вкупе с вездеходными приключениями.

Километры реки до впадения в Туостах просты, незатейливы и красивы. Сгоряча, по возвращению, я приписал им элементы 2кс, но просмотр материала вынудил усомниться в этом – единичка, и ладно…

Устье вызвало ностальгические воспоминания маршрута 2020 года. Еще тогда названия рек пробудили какие-то сказочно-былинные ассоциации: «Встретились Туостах и Солония…» с такими-сякими развитиями сюжета. Воображение дорисовывало избушку в месте слияния и рыбные сливы рядом – дело шло к вечеру, пора было становиться на ночлег… Избушки не случилось, место ночевки сместилось куда-то ниже по течению, воспоминания остались в видео и на подкорке.

… Поставил лагерь на устьевом мысе, перекусил, обнаружил потерю шапочки при стапеле и провалился в бездну сна.

 11 июля

Туостах мой, Туостах!

«Тоби-дох,

Тоби –вздох,

Тоби-трах!»

Заберемся в бебеня!

Там ленки и тайменя

Точат блесны на меня !!!

Часов через 7 вынырнул из бездны не выспавшийся. Организм требовал «продолжения банкета» в виде сна и отдыха, но время поджимало. Урок «августовских ид», когда 13 августа 2020 года на перевале Табанды лег снег, через который пробился в великих муках, был усвоен прочно: миновать седловину надо раньше этого срока, а весь путь наверх еще впереди.

Погода радовала, хотя на хребте плотно висела недобрая серость – вполне возможно, что геологам в это же время было не весело. Собрался, пошли…

Потянулись пролистанные когда-то сверху вниз шиверы и порожки, иногда узнаваемые, иногда – нет.

Быстро выяснилось, что по вогнутым излучинам продираться с рюкзаком проблематично, пришлось привычно челночить с берега на берег. Луки и выровненные берега сложены крупным валунником: пакрафт не провести, приходится каждый раз надувать-сдувать-сворачивать-городить на рюкзак. Время-время-время. Попытка нести надутую лодку с рюкзаком и собранным веслом оказалась плачевна.

Дневной переход получился грустным по километражу, но: «Лиха беда – начало!». Этот путь уже за спиной, что меня всегда радует и успокаивает.

Рыба есть, погода славная – отдыхай, организм!

 12 июля

 Опять ранний подъем и стоны бренного тела. Только к полудню заставил его двинуться дальше. График и способ движения тот же, как, впрочем, и скорость.  Да и пройденный километраж не сильно увеличился. Прем как скрепер: неуклонно, но медленно. Взвалил - прошел - надул – погрузился – переправился – сдул – свернул – уложился – взвалил - прошел – etc… Изредка чуть прогребая вдоль берега.

 13 июля

 Утренний график прежний, но, через несколько километров, характер реки поменялся: русло разбоилось, глыбовый валунник сменился валунно-галечными отложениями, появилась возможность проводки. Плечи облегченно выдохнули. Путь увеличился (пропали срезки по косам), переправы участились, движение замедлилось, зато стало свободней и проще, ушли стадии вдува-выдува, что не замедлило сказаться на дневном переходе. Ура!

С полудня зарядил дождь и похолодало: шествовать в одном энцефалитном костюме стало прохладно. К вечеру дошел до пары перспективных в рыбном плане сливов, встал и неожиданно обнаружил при разгрузке в днище пака две хорошие такие дыры под рюкзаком. Это было грустно: дно я еще не пробивал, да и таскался/сплавлялся по гораздо более «стремным» участкам – даже без царапин! Видимо сложился вес рюкзака (на этот момент в районе 35 кг), усталость покрытия и какая-то специфическая горная порода с острыми сколами, не замеченная мной. В общем, судя по всему, вырисовывалась необходимость дневки или полудневки.

Дождь к вечеру прижался к вершинам, погода наладилась, сливчики оказались пустые, но рыба на ужин нашлась. С тем и заснул…

 14 июля

Туостах мой, Туостах!

«Тоби-дох,

Тоби –вздох,

Тоби-трах!»

Заберемся в бебеня!

Там лося и оленя

Точат когти на меня !!!

 К утру зарядил славный ливень. Развешенная с вечера для просушки и продувки одежда «высохла» нАпрочь! О заклейке пакрафта говорить не проходилось, чай вскипятил под тентом на газу, запеченная рыба пригодилась. Организм как-то даже приободрился и продолжил отдых.

Лить перестало после обеда, часам к 4-м. Пока продуло-просушило все, что требовалось, поискал, нашел и приготовил рыбу, потом занялся пакрафтом. Дно еще клеить не приходилось, толстый материал днища в ремнаборе был. В общем, пришпандорил латки, изнутри еще посадил просто тонкое ТПУ, на вид получилось неплохо.

Хоть и вынужденная дневка случилась, а как-то к месту…

 15 июля

 Утро пробарабанило ливнем по тенту. «День сурка». Позавтракал, собрал гермы в палатке и стал ждать просвета. «Окно» пришло к 12-ти часам, погода невнятна. Одел костюм водника: по крайней мере не промокну в дождь. Максимально облегчил хвостовую часть, чтобы не нагружать свежие заплаты, оставив только герму с легкими вещами под спину для переправ. Двинулись!.

Проводки, переправы на паке и вброд – все стандартно.

Неожиданно порвало и оторвало носовой пятак! Серьезная утрата – основное приложение сил при проводке на нем! Шесть лет! Шесть лет верой-правдой мертво отсидел/отслужил он, терпя все мои издевательства. Но тут уже, видимо, надрыв случился, что при таких нагрузках и старости материала оказалось фатально. Клеить в таких условиях бесполезно – держать не будет. Перевязал, распределив усилия на 3 точки: 2 боковых пятака и скрутку носовой гермы с фартуком. Пошли дальше!

Разбои постепенно мелеют, чтобы не волочить пакрафт по камням приходится забредать глубже, и отжиматься, отжиматься, отжиматься, дабы не тащить полные сапоги воды.

… Ночевка пришлась на место, очень похожее на точку первой ночевки после устья Хара-Салы в 2020-м году. Может оно и было, только измененное за 3 года потоками? Хилые листвянки – невзрачное укрытие от ветра, голубичник с еще зелеными ягодами – пойдут в «компот», красота кругом! Дождевые тучи на ночь опять пристроились на горных склонах, так что все получилось подсушить.

 16 июля

 День начался с переправы прямо от лагеря.

Вообще-то я надеялся пройти к вечеру до устья Хара-Салы, но – не пошлОсь. Разбои мелели, тащить пакрафт через камни и шиверы становилось все труднее, появились наледи и, примерно от них, по берегам и в русле начался слегка «ржавый» валунник: не столько крупный, сколько очень скользкий во влажном состоянии то ли от состава, то ли от микрофлоры, то ли от того и другого. Надо опять переходить на рюкзак, ибо недолго ноги переломать, но я все тянул пак, тянул… Пока не уперся уже в крупновалунные отложения, по которым дальше брести проводкой было совсем никак. Горы сблизились, образуя… вздохнуть и не выдохнуть – вот что образуя! Шестой час времени, надо становиться.

Ну и хорошо, так тому и быть!

 17 июля

 Взвалил - прошел - надул – погрузился – переправился – сдул – свернул – уложился – взвалил - прошел – etc… Знакомая схема. И так до шума впадающей в Туостах Хара-Салы. Хара-Салаы…

«За мотаниями в порогах, за отслеживанием струй, камней, сливов и прочих препятствий я не увидел… Туостаха!

То есть – шел я себе шел по Хара-Сале, а потом – БАХ! – и я плыву по Туостаху!

А слияния нетути!

Лю-ди-и-и!

В устье Хара-Салы неведомым образом образовался пространственный провал!»

(«Одержимый Джим»  или  с пакрафтом вдаль…  Индигирка (Усть-Нера) - хребет Черского – Яна (Батагай)  Часть 8.  Река Хара-Сала (Хара-Салаа)  2020 год)

Так все и было. Так все и вспомнилось. Накатило, нахлынуло, до слез… А уходя прощался навсегда. Бывает…

И сейчас попрощался – с Туостахом.

 

«Как Бог даст! Не свидимся – не поминай лихом! Спасибо за мгновенья счастья!»

 А вдруг?..

 

Видео к части 6 здесь: https://youtu.be/iC6jTaXy_NI 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения