Индигирка от Момы до Моря 2022   Часть 1   Начало. Выход из предгорий.

Индигирка от Момы до Моря 2022

 

Часть 1

 

Начало. Выход из предгорий.

 

Памяти Олега Панина посвящается

Мы были незнакомы. Шел он по Колыме неделях в двух за мной.

 Я перед Черским свернул на Анюй, а он прошел прямо, собираясь на Певек.

В районе Черского случилось что-то странное:

его нашли живым в одном месте, снаряжение – в другом.

Вывезли домой. 26 ноября 2019 года его не стало.

 Покойся с миром, Джим одержимый.

Маршрут не завершен.

А посвящение пусть останется:

там до конца не пройден, здесь до конца не пройден – бывает…

 

Похоронный рейс.

 

С поездами до Якутска не складывается: в 2 раза дороже субсидированного самолета, долго, нудно и, почему-то, болезненно – как ни поеду, так в дороге заболею.

Плюс ж/д – можно увезти весь груз, включая продукты и то, что нельзя провозить самолетом: газ и средства от зверей. Газ еще можно купить на месте, а, что такое, например, лодочный фальшфейер, там не знает никто из владельцев магазинов и лодок. Хотя, вроде как: «Все суда, независимо от района плавания…должны иметь фальшфейеры красного огня». А куда к мишкам без фальшфейера…

В общем, решил я в этот раз лететь. Из Москвы до Якутска по субсидированному тарифу на Боинге, из Якутска до Момы за сумасшедшие деньги на местной колымаге с пропеллером.

Боинг - 23 кг груз+10 кг ручная кладь; колымага: 20+5 – ужался до непотребства, продукты не брал.

Билеты купил заранее. Зная неустойчивость вылетов-перелетов, миллиметрить с пересадкой не стал – взял внутренний билет на следующий день, хотя по расписанию была возможность перескочить с рейса на рейс. В результате рейс до Якутска отменили, но меня автоматом пересадили на другой на то же число.

Якутск встретил катастрофической жарой за 30. Не-на-ви-жу…

Обычно время между рейсами пересиживаю в аэропорту, но раз в неделю аэропорт на ночь закрывается. Я уже так попадал – сидеть ночь на улице не комильфо – пошел в гостиницу, благо она рядом. Самая дешевая койка – 2,5 тыра в 4-х местном номере. Неделю-две спокойно прожить можно дома на такие деньги.

Заселяюсь.

Душ, кондиционер, телевизор, постельное белье, завтрак «все включено» - фарш, который не скоро теперь получу…

Посадочное табло аэропорта прямо в гостинице.

Перед выходом напяливаю все, что можно на себя и кое-что распихиваю по карманам, максимально облегчая груз – 8 кг разницы с Боингом. Рваную зимнюю куртку накидываю через локоть – верхняя одежда в вес не включается.

У регистрационной стойки огромный стеллаж похоронных венков подразумевает, что в Моме все умерли. Владельцы скорбного инвентаря пытаются всучить его вылетающим поштучно: половина очереди стоит с венками, что выглядит комично. Возле стойки венки складируются обратно – перевес не принимают. Рейс почтово-багажный, с грузом проблемы, 30-тикиллограмовый баул впередистоящих заворачивают «перегружайте-куда-хотите». У меня меньше полукиллограма перевес груза и такой же – ручной клади. И то и другое прощают - облегченно вздыхая, прохожу дальше.

Личный досмотр. Тут возникает проблема у «кочана капусты», то бишь у меня. Облегчая по максимуму груз, я снял с рюкзака поясник и пристегнул его под энцефалитку. Все «не звенит», но сотрудница аэропорта с подозрением взирает на горбато-беременный овощ, требуя разоблачится. Поясник обнаруживается и вызывает еще больше вопросов, ибо безусловно похож на некий контейнер, видимо, либо с валютой, либо с якутскими алмазами, ввозимыми, почему-то, в обратном направлении. Предмет сурово отправляется в просвечивающую камеру, лицезреть его внутренности собирается весь персонал.

Алмазы обломились, капуста, обливающаяся пОтом, закукливается обратно.

Внутри самолет никак не походит на гордое средство перемещения в пространстве и времени, а скорее напоминает геологическую вахтовку, вперемежку набитую людьми, личными вещами, продуктами, почтой, запчастями и прочим бутором, заполняющим хвостовую часть, проходы, передние места, громоздящимся на полках, на головах и вообще везде, где можно. Венчает все груда похоронных венков, попавших-таки на борт неизвестным квази-телепотрационным способом.

- «Если что – гармония будет полной. Спасателям должно понравится» - это не могло не прийти в голову…

В Мому рейс прибыл 6-го июня часа в 2 дня по местному времени (полярный день – штука условная). Плюс время на разгрузку.

Из жаровни Якутска в холод срединной Якутии –как из ада в нирвану (не был и не хочу). Хотя, наверное, местным жителям снится обратное.

Куда делись венки – никто не видел. Может быть их сбросили «прощальным приветом» прямо с борта? (Дивная картина – сотни парящих в небе венков!)

Такси в Моме не практикуется, меня согласились подвезти попутно за копеечную сумму, скрупулёзно отсчитав сдачу.

Дел много, времени столько же, ночевать не хочется – хочется сесть и плыть.

Контактов в Хонуу у меня два: Артур-Касман-Космос из маршрута 2020 года и Михаил Иванов, директор Национального природного парка «Момский», чей номер мне дал Сергей Карпухин, а адрес – сам Михаил после телефонных разговоров. Дело в том, что, после решения лететь самолетом, была у меня мысль отправить на его имя посылку с вещами и продуктами. Мысль, на момент возникновения, оказалась не очень продуктивной из-за трудности расчета сроков доставки и их синхронизации со вскрытием зимника (после закрытия движения по зимнику, время доставки вообще не прогнозируемо).

В «такси» выяснилось, что до Касмана ехать далеко и он в поселке отсутствует, ибо его лодки нет на приколе. Оставалось надеяться на помощь Михаила, и она не заставила себя ждать. Познакомившись и выслушав, он усадил меня в машину и провез по всем магазинам, где по списку удалось закупиться всем: продуктами, газом, гигиеной, спичками, веревкам и так далее (кстати, поскольку завоз некоторых позиций был «давний», то цены на них оказались дешевле или сопоставимы с домашними на момент вылета). С Сергеем Карпухиным мы разминулись даже не на день, а на часы – он увел группу на Момский ледник.

Напоив чаем и снабдив пустыми пластиковыми бутылками для фасовки продуктов, Михаил отвез меня на берег.

Низкий поклон и огромная благодарность за помощь!

 

06.06.2022

 

Индигирка – Индигиркой, но, если взглянуть на карту, то возле Хонуу – сплошные разбои. Получается, примыкает поселок не к основному руслу, а к протоке.

- «Летом даже моторки могут не пройти».

Лето уже, вроде, настало, но пока лишь календарное.

Лед только сошел (следя за сообщениями о продвижении ледохода, я вообще думал застать льдины на русле), вода высокая и мутнее некуда. Ветки, мусор, бревна… Но лед ушел весь.

Гружусь, пакуюсь, собираюсь. Формально – вечер, но – день полярный, зуд дорожный.

Пошли!

Вода в протоке замерла.

Выхожу на основное русло, течение подхватывает! Повезло с первым днем, а может просто время к ночи: встречного ветра нет, дождик побрызгивает редко и нехотя, течение предгорий пока несет, поэтому двигаемся быстро.

Правый берег чаще пологий, левый скально-осыпной, породы смяты в складки – красота!

Мишка по склону топает!

Заметил, остановился.

Шуганулся вверх, снова остановился: что за чудо-юдо не тарахтящее плывет?

А нас с пакрафтом уже мимо – дальше, дальше…

Уносит Индигирка от Момы, от хребта Черского, в низину тащит, в долгий путь к морю-окияну!

День ли, ночь ли – кто разберет?

Остановились после полуночи на каменисто-гравийной косичке. Первая ночевка…



 

Расстояние - 52,1 км.

Истекшее время     – 5:59

Время в движении – 5:33

Средняя скорость в движении – 9,4 км/ч

Точки трека:

782 – избушка (закрыта);

783 – старая пристань

784 – место ночевки

 

07.06. 2022

 

Утро принесло стандартный маршрутный день – сильный встречный холодный ветер северных румбов. Дальше к северу ветер будет только крепчать, леденеть, сатанеть. Перерывы будут дозироваться как будто их и нет вовсе.

Впрочем, у кого вы не найдете жалобы на встречный ветер? Так что и говорить не о чем.

Гребешь – двигаешься, остановился – понесло обратно.

Редко можно нырнуть к подветренному берегу, еще реже подгадать в узкую проточку, закрытую от стихии и не уходящую на километры и километры от основного русла.

Красиво и тяжело. Течение пока помогает.

К вечеру разглядел на правом берегу рыбацкую избушку. Пока выгребал - пронесло мимо, но, упёршись, вернулся, вжимаясь в берег.



 Расстояние - 53,2 км.

Истекшее время     – 9:03

Время в движении – 8:24

Средняя скорость в движении – 6,3 км/ч

Точки трека:

785 – избушка (ночевка);

 

Далее: Часть 2. Зашиверск

 

 Видео к части 1: https://youtu.be/vYHuoY8fSWE

(Объектив стал сильно запотевать, многие кадры уходят "в корзину". Где-то к лучшему, а где-то - нет. И звук... Думал все придется переозвучивать, но пока что-то оставил, а дальше посмотрю)

Комментарии

Популярные сообщения